Достоинство русского народа

Чтобы правильно понять, правильно оценить достоинство, важно отметить, что оно есть качество. А если оно – качество положительное, то принадлежит духу. Задача оценки достоинства будет сравнительно достижимой, когда речь идёт о проявлении этого качества отдельным человеком. Но, когда речь пойдёт применительно к большой группе людей, нации, народу, задача эта, кажущаяся простой, усложняется в виду множества сознаний, через которые это качество проявляется, разновременного и разнохарактерного его проявления и широкого разнообразия цели и смысла жизни народа.

Обратимся исторически в прошлое России. Оно не может быть ограничено лишь двумя тысячелетиями. Оно значительно более древнее. Но для обзора и поиска примера проявления достоинства остановимся на высоких идеях нескольких известных исторически столетиях. Идеи первых веков после мрачного периода средневековья были представлены не только в русской элите, но и в народных массах. Первая и основная идея была звучанием открытого сердца в русском народе, стремление его к Миру Высшему, Горнему, Небесному Миру святости и благолепия. Мечта о Святом духе, о стяжании Святого Духа была и мечтою об идеальном образе Руси – Святой Руси. Святая Русь – это обитель святых и праведников, мир красоты и справедливости. Задача достижения Святой Руси стала увлекательной целью многих философов и мыслителей нескольких столетий. Жить по чести и честности, по правде и во имя Истины, в любви и вере, в заботе о ближних своих. Мало теперь кто и задумывается, что настоящая могучая территория России, простирающаяся от Балтики до Тихого океана, была связана именно с борьбой за освобождение народов от порабощения и гнёта или за освобождение собственного народа, лишённого жизни в мечте о Святости. Именно этим объясняется незлобивость, бескорыстие, отсутствие мстительности, снисходительность, а порою и сострадание к врагу, стойкость и мужество не только при столкновениях военных, физических, но и при клевете и лжи.

Духовная мечта получила поддержку, получила поддержку, подпитку для удержания её в народном сознании с приходом идеи «Москва – Третий Рим». Как бы ни была велика, высока и чудесна мысль о святости и Святой Руси, но требовалась определённая степень наглядности, чтобы поддержать веру в правильный путь. Да, Третий Рим – это утверждение и признание своей силы и могущества в военном, экономическом, политическом отношении. Но Третий Рим устанавливал себя и как судья между народами Запада и Востока, утвердитель мира, установитель справедливости. Будет ли при столь великих идеях в русском духе и душе отражаться чувство величия и важности своего предназначения и существования в борьбе за правильный духовный путь народов мира? А, это порождало в массовом порядке достоинство всего русского народа. С одной стороны русские как бы внешне даже унижались перед западным миром, указывая на его успех и превосходство в цивилизации, но в то же время за широкой бородой скрывалась добрая и снисходительная улыбка – знание о превосходстве Горнего пути и временности и тленности земных достижений. И когда враг с запада начинал проявлять свою агрессию по захвату и разрушению всего того, что и скрывала улыбка под бородою, то русский народ шёл на подвиг, зная, что его ждёт бессмертие в Святой Руси. И даже враг восхищался ратным подвигом русских людей, часто тщательно не готовившегося воевать, но побеждавшего после первоначальных поражений, за счёт проявлений духа, рождавшего смекалку, находчивость и другие качества, присущие духу. Но над всеми этими указанными качествами можно было видеть неуловимую глазом птицу Достоинство. Не случайно в народе широко знали и ведали истину, что можно многое потерять, но и восполнить, но только достоинство нельзя потерять. Достоинство потерять – всё потерять.

В жизни современной России многие бы нашли проявления потери достоинства. А кто-то уже даже крест поставил на её достоинстве, связывая, видимо, потерю эту с потерей достоинства нашими руководителями. Но всё же, пока народ в целом устремлён в будущее, несмотря на воздействие на народ невидимых для него психических видов оружия, народ в большинстве лучших своих представителей способен пробудить дремлющий ещё, до конца не востребованный дух и сказать самому себе: «До коих пор?!» И тогда вновь пробудится мечта о Высшем Горнем мире, где нет смерти, а потому будут явлены бесстрашие и жертвенность. И тогда народ устремиться не только на путь возвышения утерянного, но и на завоевание новых рубежей.

Да будет достойным русский человек!


Рецензии