Зейтц Марина Николаевна, г. Санкт-Петербург

Зейтц Марина Николаевна

Родилась 03.03.1952 года в Ленинграде, где и живет в настоящее время.
Дети - сыновья Иван 36 лет и Василий 31 год (на 2012 год). Внуки – Ивар и Федор.

Марина - своеобразный и талантливый поэт и прозаик, автор шести сборников стихов и книг прозы; член Союза писателей России (Московская областная организация СП РФ), член жюри, лауреат и призер нескольких сетевых всероссийских и международных литературных конкурсов.

Авторская страница Марины на Проза.ру - http://www.proza.ru/avtor/missmz

***

Рецензия на сборник новелл "Дом на берегу"



 Ожерелье из чувств и судеб

 Когда-то французский философ Томас Маколей очень тонко заметил: «Некоторые книги следует только отведать, другие - проглотить и только немногие - пережевать и переварить». К числу этих немногих можно отнести и новую удивительную повесть «Дом на берегу» современного талантливого прозаика и поэта из Санкт – ПетербургаМарины Зейтц.

 С первых строк эпилога автор погружает читателя в загадочный мир, казалось бы, обычного трехэтажного особнячка на самом берегу моря. Что в этом особенного - дом, как дом. Но нет, именно за стенами этого «дома-корабля» разворачиваются самые неожиданные события, связанные с судьбами жильцов, проживавших в доме в разные годы.

 И вот здесь раскрывается «цвейговский» талант Марины Николаевны, которая как знаменитый Стефан Цвейг скрупулёзно исследует психологию каждого своего героя, измеряя «глубины и пропасти души человеческой». Она умело захватывает читателя с первой страницы и не отпускает его, ведя по интригующим тропам самых различных человеческих судеб, невероятным образом пересекающимся именно здесь – в стареньком доме у голубого моря. Как врача по образованию, Марину Зейтц интересует «причины заболевания» человеческой души, условия, в которых «протекает болезнь», то есть, глубина жизни каждого героя. Как мастер-психолог, она исследует и причины, и мотивы, и побочные явления; пытается не рассказать полностью, а заставит читателя догадаться, почему именно так поступил в данной жизненной ситуации именно этот герой и почему не смог так сделать другой.

 Устав от бездуховных страстей современного мира, автор мечтает вырваться из плена бездуховности, безнравственности и перенести читателя в прошлое – в «золотой век чувств и эмоций». Пять небольших новелл, переплетенных в ожерелье из чувств, эмоций и сердечных переживаний нескольких героев, проживающих в комнатах старого особняка в конце XIX – начала XX века. Уже первая новелла – «Голубое ожерелье», задает ритм буйству красок чувств, эмоций и переживаний юной барышни. Автор ведет нас по тяжелому отрочеству юной девушки и нам со временем хочется, чтобы дальнейшая судьба бедной барышни стала счастливой. Зачитываясь яркими, мастерски выписанными небольшими сюжетами, характеристиками и пейзажами, мы не замечаем, как сами становимся невольными участниками всех событий. И вот уже нам, читателям, вместе с автором хочется вывернуть наизнанку каждую душу, чтобы обнажились все «скрепы и швы» характера данного героя.

 «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать», - писал французский философ Шарль Монтескье. Именно этому мудрому совету и придерживается автор. В каждой новелле нет конкретного вывода, нет своеобразного резюме, что мотивирует читателя на размышления о возможных жизненных поворотах в дальнейшей жизни каждого героя. В этом-то и заключается литературное мастерство современного новеллиста.

 Как не переживать за судьбу сына мясника из новеллы «Камень», который решает порвать с предрекаемой ему родителями судьбой и творить свою собственную жизнь. Самому, попадая в самые неожиданные жизненные ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор. Юноша, имеющий первоначальные сведения о любви - «Наверное, что-то такое есть!» или «Раз о ней все только и твердят – не может не быть», попадает в такой необычный жизненный круговорот, в котором и у бывалого мужчины закружится голова, а уж у юного, чистого душой и сердцем, студента и тем более.

 А вот новелла «Старушка и котенок» еще более необычна. Читатель посмотрит на судьбы некоторых героев повести глазами котенка. Удивительный литературный прием, удачная находка автора – посмотреть на мир со стороны другого, но живого существа, видящего и осознающего происходящее своим умом, своими глазами и своими чувствами. Читатель обречен окунуться в детство, и, под влиянием собственных воспоминаний, почувствовать и понять сердечко обычного котенка, а тем самым больше узнать судьбы некоторых героев повести.

 Читатель не покинет удивительный, загадочный и наивный мир детства и в следующей новелле – «Тайна маленькой комнаты». Как трогательно и бережно относится автор к своему герою – маленькому мальчику, пытающемуся разгадать не только записи «клеенчатой синей тетради», но и найти возможного убийцу и, тем самым, разгадать тайну комнаты, в которой жили когда-то герои повести. Вновь удивительный прием Марины Николаевны – через размышления мальчика, логику детского сознания, наивные детективные поиски помочь автору понять характер и мотивы поступков взрослых героев повести и данной новеллы в частности. Все эти разнообразия литературных приемов и переплетаются в невидимое ожерелье нескольких судеб – юных и пожилых, родителей и детей, юношей и девушек, друзей и соседей. И все они связаны с этим загадочным и удивительным «домом на берегу».

 Несомненно, апофеозом чувств и любовных переживаний можно считать новеллу «Медведь». Именно в ней автор сумел показать всю сущность души молодого человека, попавшего во власть сексуального влечения, западню юности со всеми её коварными чувствами и порывами. Захватывающий сюжет, яркие картины, порывы человеческой души и горькая расплата за ошибки молодости заставит более учащенно биться сердце любого читателя. Мы становимся невольными свидетелями интимных сцен, переживаний нескольких героев, пытаемся осудить одних и понять других, простить их и помочь в дальнейшей судьбе. Вот в этом-то и литературное мастерство автора, заставляющего нас сопереживать героям его повести, радоваться их успехам и грустить вместе с ними, мысленно подсказывать правильный выход из создавшейся ситуации, одним словом – жить в этом удивительном романтическом мире Марины Зейтц.

 «Дом на берегу» резко отличается от множества современных любовных и женских сентиментальных романов. Здесь нет надуманных ситуаций и сюжетов, излишних эмоций и слащавых диалогов, пошлых постельных сцен и надоевших мыслящему читателю убийств и перестрелок, перебранок и склок. Здесь торжествует любовь и доброта, нежность чувств и человеческих отношений, нравственность и приличие, мужское достоинство и женская гордость.

 Повесть Марины Николаевны Зейтц «Дом на берегу» - это ожерелье из пяти лирических новелл, вплетенных в один сюжет; это ожерелье из нескольких совершенно разных судеб, ограненное бусинками индивидуальностей, самых различных чувств и эмоций, мыслей и поступков.

 Николай Дик, прозаик и поэт, член Союза литераторов Европы
 04.04.2012г.


Рецензии