ВОТ СЁСтры МОИ и БРАТ - РОВНо СТО ЛЕТ НаЗАД!

(К 100-ЛЕТию начала тОЙ ЖУТКой ВойнЫ I-пЕРВой МировОй 1914-18-х)
ФОТО 19 июля (1 августа) 1914-го
             Проводы ДЯДи моего - ТРИФана (для провожающих:
             СЫНа, МУЖа, ПАПы) - на Германскую войну...

Я гляжУ на СИЮ фотогрАфию
(у нас на хуторе висела на стенЕ -
Всегда пред НАМи - при обЕденном столЕ!) -
и ЧУВСТВа СТРАНные мои:

ГлазА НадЕжды (крайняя справа) смотрят БЕЗ надЕжды:
ТРИФана - старшего СЫНа
(сидит посредИне - на руках держит сына,
а рядом стоИт жена ЕГО - ФеодОсия-ФЕНя - взгляд ЕЁ КАК оцЕнт?) -
на ФРОНТ ужАсный провожАет...
А взгляд у Якова (папы ТРИФана, сидит возле НадЕжды) - совсем НЕ БЕЗ надЕжды!
А крайнин слева стоЯт две мои двоюродные сестрИчки: ЗИНа постарше и ЕСЕНя.


Про старших, что на этой фотогрАфие - я ВАМ уж рассказал,
а теперь очередь для младших
(у меня было 26 двоюродных и более СОТни троюродных
(из них - больш полу-СОТни = дважды троюродных
(по МАМе + отцУ) МНЕ сестрИчек и братьев).

        1. Калинченко Сергей Трифонович (мне по МАМе = двоюродный брат)
рожден 28 сентября 1913 в Лозовой-Павловке. В 1923 вся их семья переехала
на НАШ Хутор - в Каменный Дом под соломенной крышей. Тут Сергей подружился
с др. Калинченками (Его ровесниками): Алёшей (Его Дядя), МихИв и Георгием
Афанасиевичем (Его братцы). Вместе Они гуляли, ходили в школу, лазили
по садам, дрались. В 1933 Сергей женился (КанАр-Кенарева Мария Ивановна;
 Она вскоре родила Валика и Эмму) и Трифан поселил Их в Каменный Дом
и отдал Им почти половину Сада. Но Сергей хотел жить в Новом Доме
(из кирпича под 4-скатной крышей из этернита), что построили в 1928,
а Отца поселить в Старый Дом, что построили в 1923. И как-то в мае 1937-го
Сергей наПАРу с Алёшей устроили драку в столовой на посёлке Семь-и-Восемь
и туда вызвали милицию. Но друзья оттуда <смылись> и по садам ушли домой
к Сергею, где Сергей, будучи "под МУХой", - подпалил соломенную стриху
своего Каменного Дома (Он надеялся после пожара перейти жить в Новый Дом).
Соломенная крыша ярко вспыхнула (её даже не пытались тушить, а поливали водой
(из криницы рядом) крышу Дома Трифана, так как на ней уже трещал этернит)
и <на огонёк> сразу приехали на мотоцикле милиционеры, вызванные на 7-и-8;
они спросили у Феодосии Филипповны (Мамы Сергея) <Кто подпалил?>,
а Она ответила: <Та мий Сирёга и його друг Алёшка!> И Их обоих забрали,
<пришили> им и драку в столовой, и поджог Кадиевского КХЗ. И послали их
в Сибирь, где Сергей был на каторге 20 лет или 19 годочков + 3 месяца -
до августа 1956-го.
    А у Марии после этих событий исчезло молоко и моя Мама кормила и мена,
и моих племянниц Эмму Сергеевну, и Любовь Фёдоровну!
. А Мария поменяла фамилию Калинченко, но записали не Канар, а Кенарева
(и Ей, и Её детям Валику и Эмме).
Мария до Войны, в Войну и после Войны работала шофёром. В марте 1945-го
Мария катала нас (Валика, Эмму и меня) на автобусе в Брянку, где долго
стояла (в ожидании своего Босса) и я сквозь стекло долго <любовался>
неприглядной картиной жизни посёлка - грязь, мусор, помои, развешенное
на верёвках бельё, жуткие трущобы хибар...
      Сергей после возвращения с каторги летом 1956 (я мельком видел Его
тогда в первый и последний раз; был Он крупный, с крупным, красным лицом,
светловолос). С Марией Он не сошёлся, работал, жил и умер в 1993-м в Брянке.
     Мария не вышла замуж, жила (с детьми, а потом - сама) в Каменном Доме,
покрытом рубероидом (г.Стаханов, ул.Луганская, 36-2), рядом с домом Трифана)
до смерти в ноябре 1994г. В молодости Её сильно била Аксюта Калинч. - сестра
Сергея. Я и последний раз мельком видел Марию в сент 1948; Её тогда вызвали
в школу на урок - посмотреть, как учатся Её дети (Они обое и я были тогда
в 5 классе). Наш класс-Рук Александр Львович БеспАлов (Он вёл у нас немецкий
( - <Кенарева, bitte!>) и Историю Древнего Мира) вызвал Валика и задал Ему
вопрос о земледелии в долине Нила в Древнем Египте - Валик молчит, вызвал
Эмму - Эмма молчит, вызвал меня - я ответил, как мог. И ихняя Мама тоже
промолчала в ответ на вопрос, поняла ли Она, как учатся Её дети. Она вообще
была молчалива (я не помню ни одного слова от Неё) - Ей не с кем было
поговорить, так как на Хуторе у Неё не было ни родственников, ни приятелей.
Тогда Мария была небольшая, худенькая, светлоглазая. МарияИв нас никогда
не трогала и, тем более, не шумела и не давала замечаний. В 1947-49 я почти
всё свободное время проводил с Валиком и Эммой (Они всегда были приветливы
и никогда не сказали мне ничего плохого - мне было очень приятно с ними).
20 сент 1942г. нашего Гришу немцы забирают в Германию и, чтобы проводить
ЕГО на станцию, Нюся (моя сестра) отвела меня к моим племянникам - Валику
и Эмме (Они жили через дорогу от нас); Они меня повели в сад, где среди
опавших желтых листьев Эмма нашла большое Золотое Яблоко. Мне тоже дали
кусочек - очень вкусно! В марте 1943 к нам пришла МарияИв с Валиком и Эммой
и рассказывала моей Маме свои сны. И мы трое тоже начали взахлёб, перебивая
один других, рассказывать свои "сны" (я городил всё, что придёт на язык и,
странно, - почти не заикался). В 1947-49 я часто ходил к Ним, где мы играли
или читали сказки во дворе (пока было тепло) под развесистой грушей-глива
(в 1949 меня угостили грушей) или в Доме из камня-песчаника - 2 большие,
темноватые, пустые (только Большая Красная Книга, изданная в честь 70-летия
И.В.Сталина) комнаты с печкой. Но нам втроём никогда не было скучно. Вечером
31 августа 1948 мы сидели под грушей и Валик долго рассказывал Эмме и мне
сказки; пришла моя Мама, повела меня домой, было темно и со стороны переезда
протарахтела длинная автоматная очередь. С лета 1949 я стал реже ходить к Ним
(Они привязали под Грушей Опасную Собаку и я её боялся) и в последний раз
заходил к Ним 5 марта 1953 в день смерти В.И.Сталина...

         *****************

  2.  Калинченко Ксения (ее звали Аксюта) Трифоновна
(мне по МАМе двоюродная сестра) рождена 20 декабря 1910 (2 января 1911)
в Лозовой-Павловке. Выдали замуж в 1930 эа Супруна Фёдора в селе Чутино
и там жила до янв 1972, когда после смерти Отца Аксюта с сыном Володей
поселилась в Доме Трифана. Я со Светой был у них 8 ноября 1993. Аксюта
толко-что кончила вытряхивать сажу (<20 видэр>) из печи и была вся вымазана
сажей. Аксюта маленькая, сухонькая (а в марте 1973 была крупная),
светло-голубоглазая, седая; говорила по-украински. Хуторяне считали Аксюту
аферисткой: Она вроде-бы украла у Отца все сберегательные книжки, хотела
завладеть всем Его добром, а когда Отец записал на Неё Дом, отказалась
ухаживать за Отцом. 19 марта 1973 (сразу после похорон моей Мамы) Аксюта
подозвала меня (Она стояла у своего забора) и: <Твоя Мамка була мэни должна
гроши; я йий нэ дала повисыться, колы в нэйи укралы гроши у Цхалтубо!>. В янв
1960 у моей Мамы действительно вытащили из кармана пальто паспорт и все
деньги (всё подсказывало, что это сделала Аксюта), пока Она принимала
радоновую ванну. Мама заняла денег у Аксюты и приехала ко мне в Ангрен, где
жила 3 месяца и мы много гуляли. Вернувшись домой, Мама сразу вернула
Аксюте занятые гроши. У нас есть письмо Аксюты на темы <Дочки-Папы>.
Пенсия у Ксени была 45 (а после смерти мужа - 108) руб/мес; в 1998 -
38 грн/мес. С 7 янв. по 23 февр 1997 Аксюта жила у Томы Бахтиной; она
сбежала от сына (Володи Супруна) - он <дрался>. А в молодости Аксюта сильно
била Марию Кенареву - её соседку и жену брата Аксюты. Аксюта умерла в 1998
и завещала Дом Трифана (где прожила последние 30 лет) своей дочке Любе,
но все документы забрали дети её сына Володи Супруна, они следят за домом.

   СЫН КСЕНи Супрун Владимир Федорович (мой двоюродный племянник)
рожден в 1931г. в селе Чутино (Николаевка), окончил школу и Кадиевский
горный техникум. Работал на шахте <Ильич> инженером, начальником участка: <Наряд
дам, выматюкаю и пошёл!>. Любитель выпить, за что в 1970 Его бросила жена
Наташа (по словам моей Мамы, красавица, с изумительно стройной и красивой
фигурой), работавшая медсестрой и умершая в 1989. С янв 1972 Володя с Аксютой
жил в Доме Трифана. В 1995 Володя был кряжист, с красивым лицом. По словам
Томы Бахт. (1997), Володя 4 месяца был в Магадане - скрывался от милиции; в
1998 Он тоже скрывался от милиции. У Володи была хорошая пенсия - 80 грн/мес
(как у шахтёра-инженера и Он помогал деньгами своему сыну-инвалиду (Коле). От
Сада тоже хорошая выручка - от слив - 15 млн.купонов (150 грн). Убит Володя в
начале сент. 1998 у своей <первой любви> Светы - она его пригласила на гулянку,
его там всего избили (места живого не оставили - весь чёрный был от синяков и
ссадин), а суд-медик: <смерть от переохлаждения>. Вал.Дм. Калинч. очень сокруша-
лась после его гибели: <Он умница, инженер; так жалко его!> (он иногда помогал
ей по хозяйству, она его кормила - у Неё же пенсия была втрое меньше).
ДЕТИ Супрун Владимира Федоровича
1111211 Дочь - Супрун Наталья Владимировна ~1964г.р. - бухгалтер больницы
скорой помощи, живёт в городе Стаханове. Наташа часто бывала на Хуторе
у Папы-Бабы. Она разошлась с мужем; у неё дочь ~1983г.р., хорошая девочка,
но Ксения их <не признавала>.

   СЫН КСЕНи Супрун Николай Владимирович ~1967г.р., у него есть жена, но
детей не было. Он инвалид Ii группы по зрению из-за травмы головы - операции
на глазах ему не помогли; он не работает. Его жена работала в больнице, но в 1990-
х её сократили и они жили на пенсию Николая; в 1990-е им помогал Папа Коли.
111122 Супрун Анатолий Фёдорович род. в 1933г. в селе Чутино. Умер
(до 1995). У Него 3 детей.

   ДОЧЬ КСЕНи Супрун Любовь Фёдоровна (моя двоюродная племянница
    и молочная сестра) рождена 20 января 1937-го в селе Чутино. В Луганске
окончила медицинское училище и там работала медсестрой. В 1972 разошлась
с мужем (Селин Виктор) и уехала в Магадан, где живёт и теперь. Я видел Любу
весной 1944-го (у нас во дворе Она бойко декламировала стихи про партизан)
и в 1993 - крупная, полная, и всё ещё бойкая Дама!
     У Неё 2 сына:
1. Селин Константин Викторович (1961 в Луганске) - техник-шахтостроитель.
Костя работал на обувной фабрике, но в 1993 Его сократили и Он
работал грузчиком. Живут в Луганске в квартире Любы Супрун (Мамы Кости);
Люба им помогает - присылает деньги из Магадана. В февр 1997 его готовили
к операции <желчи>.  У Него жена Наташа и 2 детей:

    2. Селин Александр Викторович рожден в 1970 в Луганске. В Армии
прослужил 1 год. Носит очки. В 1996 жил в Магадане (Он - Генеральный
директор всех домов инвалидов Магаданской области). Был 4 мес в командировке
в Англии. В ~1996г. подарил брату Косте машину. У Него жена Алла и 1 дочь
~1991г.р. (в Магадане)...

    3. СестрИчка моя ЗИНа - САМа СТАРШенька
У сестрЫ у моЕй - у ЗИНы - без ВойнЫ погИбли-убИты - ВСЕ ЕЁ четЫре СЫНа...
А четверо сынОв ЕЁ - погибли - без ВойнЫ убИты:
на Сахалине, в Сибири, на Целине, в Армии - НЕ на ВойнЕ!

КалИнченко ЗинаИда Трифоновна
(моя двоюродная сестра) рождена 28 октября 1906-го -
в шахтёрской семьЕ,
в шахтёрском посёлке БРЯНКа -
в 9 верстах от АлчЕвска,
в 56 верстах от Луганска.
ПроучИлась ЦЕЛый МЕСяц -
в престИжнейшей приходской школе -
престИжнейшего - волостного селА ЛозовА ПАВЛовка,
где даже Ярмарка былА!
ЦЕЛый МЕСяц проучИлась, -
ПокА Осень-слЯкоть не пришлА,
А потОм нЯньчить СерЁжку-брАтика (3-месячна) почалА.
Да и Ксюшку-СестрИчку (два годкА) - тож.
А в 16 лет - в 1922-ром, - самой зимОй
(как-раз Союз ССР шлёпали!) - ЗАМуж пошлА.
Муж - Фоменко Григорий Иванович - тож шахтёр, -
к себе - в БугаЁвку забрАл.
Жили ВСЮ ЖИЗНЬ в том посёлке Бугаёвка.
Бугаёвку снеслИ в 1970-80-тые
(ужЕ БЕЗ ЗИНы!) и застроили 9-этажными домами.
Зина померла раньше отцА - в 1971-вом.
А муж - Григорий Иванович -
погиб в боЮ у Луганска - в 40 лет - в 1943-тьем.
Но как-то ухитрился к НЕЙ на НОЧКу (в развЕдке!) заскочИть
и ЕЙ - седьмОго - СерЁжку "заложИть"! -
ИтогО у них были СЕМеро детей:
Борис, Валька, Люшка, ВарЁшка. Митька, Виктор, СерЁжка...

В августе 1959-го (данные моей Мамы):
один сын Зины был на Сахалине,
другой в Армии,
третий и четвЁртый - училися;
одна дочь замужем,
другая на Целине, третья здесь...
 
К 28 февраля 1997-го - уже всех НЕ было:
ТРИ дочи умерли
и четверо сынов - погибли -
без ВойнЫ убИты:
на Сахалине,
в Сибири,
на Целине,
в Армии - НЕ на ВойнЕ,
а подробностей, детАлей -
Ксеня - НЕ узнАла
(данные Ксении Трифановны Калинченко - сестры Зины).

Я многое слышал о Зине,
но видел только раз -
в начале 1944-го Зина на нашей кровати -
укакавшегося малышА: подмывала, вытирала, пеленала
и СИСи сосАть давала...

Ах, СестрИчка моя ЗИНа -
САМа СТАРшенька,
А из СТАРшеньких -
САМа МИЛенька,
САМа МАЛенька,
Да удАЛенька, -
ДЕТок нарожАла -
ТЫ удАрненько,
Да не Очень-то уДАЧненько, -
Что-то РАненько погИбли
Или Умерли! -
Но винЫ ж ТвоЕй ТУТ НЕТу, -
Ну, - НИ КАПельки! -
НЕ былА ж ТЫ разгильдЯйкой
И ни ПЬЯНица! -
ТАК СудьбА у ВСЕХ сложИлась,
Что НЕ спрЯчешься. -
Никуда же от СудьбЫ -
ТЫ НЕ спрЯчешься!
   С большим  к ВАМ, СантИна, уважением-почтЕнием
   И я прошУ у ВАС прощЕния,
   Если я ВАС по-ГЛУПости обИдел или уязвИл КOГО-то,
   или оскорбИл!
   Но я ж ВАМ - ТОЛЬКо ПРАВДу говорИл!
         Крыленко Владимир  15 декабря 2012 - 24 июля 2014


Рецензии