IV Международный фестиваль Герои Гончарова на совр

 IV Международный!!!

Закончился IV Международный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», который проходил с 10 по 14 ноября 2010 года в Ульяновском областном драматическом театре им. И.А. Гончарова.
10 ноября Фестиваль открыла труппа Московского Художественного театра имени А.П. Чехова пьесой Адольфа Шапиро по роману И.А. Гончарова «Обрыв». Прославленный театр, основанный К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко, представил на суд жюри и зрителей свой премьерный спектакль с прекрасными декорациями и мощным актёрским составом. Мне, как зрителю, сложно быть объективной, после просмотра спектакля «Обрыв» ульяновской труппой. Перед глазами стоят образы, созданные нашими выдающимися актёрами. До сих пор, кажется, что никто не создаст лучше образ бабушки, чем Кларина Ивановна Шадько (лауреат Государственной премии, народная артистка России). Сложно забыть Алексея Кирилина в роли Бориса Павловича Райского, Алексея Даниловича Дурова, народного артиста РФ, в роли Председателя палаты Нила Андреевича Тычкова. Да и сцена изгнания Председателем Белоноговой из дома бабушки в исполнении труппы Ульяновского драматического театра постоянно стоит у меня перед глазами. Так, что меня было сложно чем-либо потрясти, тем более в премьерном спектакле. Но я испытала потрясение и истинный восторг, после просмотра спектакля от глубины и точности следования гончаровского образа Райского в исполнении заслуженного артиста РФ Анатолия Белого. Конечно, сцена изгнания из дома бабушки Председателя выглядела намного слабее и менее убедительней, чем в Ульяновском спектакле, но Крицкая (заслуженная артистка РФ Дарья Юрская) и Председатель (заслуженный артист РФ Николай Чиндяйкин) мне очень понравились, и я, чувствую, что образы, созданные на сцене театра, надолго запомнятся. Но самое удивительное, что потрясло моё воображение – это то, что люди на огромных строениях декораций выглядели, как куры на насестах  или птицы на ветвях деревьев и проводах. Персонажи этого спектакля не парили над обрывом, а просто улетали от него, ища надёжное укрытие.
Московский драматический театр «АпАРТе», представивший на суд ульяновской публики и жюри на Малой сцене Ульяновского драмтеатра лирическую трагикомедию в 2-х действиях «Обломов. Эпизоды», совершил целое, потрясшее нас всех событие в городе. Мы все увидели такого Илью Ильича Обломова, такую Ольгу Сергеевну, такого Андрея Штольца, каких, наверное, и представлял ульяновский зритель, читая страницы великого романа.
Актёры: Александр Иванков, Денис Манохин, Ольга Додонова, Анастасия Зыкова, заслуженный артист РФ Владимир Воробьёв, - жили в мире, созданном И.А. Гончаровым, говорили со сцены его языком и задыхались в огромном полотне материи цвета болота, увядания и осени. Это декоративное полотно мешало им с одной стороны дышать, но в то же время защищало, держало над болотом, не давая окончательно погибнуть в его топях. Все образы, живущие на сцене, постоянно находились в подвешенном состоянии, и крючья, свисающие со стального холодного и бездушного остова жизни, постоянно хотели превратить живых людей в марионетки.  Но люди, живущие на сцене, несмотря ни на что, сумели сохранить силу духа, остались верными долгу, любви, порядочности, убеждениям и надежде, что, придя сюда на испытания и страдания, они сохранят в себе чистоту, целостность натуры и неподкупность сердца. Но, главное, они донесли до нас великую истину, что счастливым может быть только тот человек, который от души будет радоваться счастью близких людей. И, самое важное, нельзя ощущать полноты счастья и жизни, если некогда очень любимый тобой человек – несчастен…
С малой сцены на зрителей буквально шёл поток грусти из-за невозможности ощущения полноты гармонии жизни, сложности быть в реальной обстановке самим собой, оставаться индивидуальностью и неповторимостью в многообразии человеческих личностей. Никто из героев спектакля «Обломов. Эпизоды» не идеализирован на сцене, никто не втоптан в грязь. Но отчего такая щемящая сердце боль в конце спектакля? Почему так жалко каждого из персонажей, созданных на сцене актёрами? Почему постоянно конфликтовавшие при жизни Илья Ильич и Захар, после смерти Ильи Ильича как бы становятся неразделимым целым. Захар согласен до конца жизни бродяжничать, только бы до конца жизни иметь возможность оставаться подле могилы хозяина. То есть Захар осознаёт глубокую привязанность к Обломову не только из-за любви и признательности, понимая, что главная причина его тоски в утрате человеческих отношений с Обломовым, в которых Илья Ильич быть Захару самим собой.
В спектакле очень хорошо показано, как в связи со смертью Обломова, Захар потерял себя как личность, то есть утратил возможность быть самим собой…
На сцене мы ощущаем исключительную честность и доверительность в человеческих отношениях героев спектакля. Захар ни на минуту не собирается скрывать своё недовольство от постоянных придирок разражённого хозяина.
Илья Ильич открыть говорит Ольге Сергеевне о том, что ему необходимы восторги любви в отношениях, он умоляет Ильинскую полюбить его таким, каков он есть со всеми его достоинствами недостатками. Он почти требует от неё, чтобы она не ломала и не изменяла его насильственно, иначе он в результате утратит чистоту души и доброту сердца.
Ольга Сергеевна, совершенно не скрывая от Обломова своих глубоких чувств к нему, требует от него постоянного позитивного изменения как внутреннего, так и внешнего. Она открыто заявляет ему, что для их совместного счастья Обломов обязан создать определённые условия для жизни и изменить свои привычки жить расслабленной и безответственной жизнью.
Илья Ильич честно признаётся Ольге Сергеевне, что его деревенский дом да всё имение находится в упадке и почти полном разорении, и что, как порядочный человек, в настоящее время он не может жениться на ней.
Она также честна перед ним: «Или сейчас, или никогда!!!» Она категорична в своих требованиях, добиваясь от Обломова постоянной работы над собой…
Жизнь так сложна… Штольц готов Ольгу Сергеевну в любой момент схватить и носить на руках всю жизнь, быть во всём ей опорой. Но она постоянно, как бы вытекает из его объятий, становится аморфной и бесформенной. 
Обломову же жизнь несёт Ильинскую на руках, но он, увы, не протягивает руки, чтобы схватить и сжать её в своих объятиях. Ольга Сергеевна стремится к Обломову, летит, как на крыльях, рядом с ним она как натянутая струна. Но он так осторожен, он не протягивает к ней руку, не желает, чтобы она зазвенела от прикосновения его пальцев.
Почему так? Да потому, что Обломов с его тонкой одухотворённой мечтательной натурой понимает, что Ольга – это сама музыка, сама гармония, воплощение мечты-женщины на земле длля любого самого совершенного мужчины.
Обломов понимает, что судьба дала ему лучшую из женщин, само – совершенство. И, осознавая, что в нём недостаточно сил для создания атмосферы полного счастья для любимой, он глубоко страдает.
А, что Штольц и Ильинская? Они страдают оттого, что Обломов как бы выпал из их жизни.
С самыми лучшими намерениями Штольц приезжал через пять лет разлуки к Илье Обломову, рассказать о своём Семеном счастье с бывшей пассией друга.
И Илья Ильич, узнав о семейном счастье друга с возлюбленной, ото всей души радуется за них и категорически отвергает просьбу Штольца ехать в его имение. Он умоляет друга, объясняя ему, что он не может явиться к Ольге без него. Но Обломов становится не умолим, как впоследствии и его слуга Захар, с необычной верностью и преданностью живущий подле его могилы.
Смотришь спектакль и ещё раз, сопереживая героям, живущим на сцене, понимаешь, как сложен мир человеческих отношений.
Как часто бывают несбыточны и удивительно огромны наши желания! Как тонок мир человеческих отношений! Как сложна жизнь!!! И понимаешь, что в ней столько удивительного и непредсказуемого. Рядом с простой вдовой, матерью двух детей, находящейся в постоянных трудах и заботах, совершенно не имеющей никаких претензий к Илье Обломову. Этот невероятно умный человек-философ, тонко чувствующий окружающий мир, бежит от него. Рядом с Агафьей Матвеевной Пшеницыной он обретает какое-никакое семейное счастье, имеет сына Андрея, названного в честь любимого и верного друга, несмотря на то, что в его судьбе произошёл крупный облом. Возможно, этот великий философ с молоком матери усвоил великую истину – нельзя завышать планку своих человеческих возможностей, так как сложно соответствовать ей весь свой век. Ведь, если не потянешь, разрушишь свою душу и обманешь ожидания любящих и верящих в тебя людей и сделаешь их несчастными. Спектакль не навязывает зрителю конкретного жизненного решения и определённой житейской развязки. Он просто заставляет всех задуматься о своём месте в жизни, о любви, о дружбе, о долге, о человеческих привязанностях, о глубокой философии, высокой духовности, о жизни и смерти, а, главное, о надлежащем, правильно выбранном месте личности в человеческом обществе, об умении жить своей жизнью, полной фантазий и нереализованных возможностей, не мешая окружающему миру быть наполненным гармонией и счастьем, на сколько это возможно на земле. Образ Обломова, созданный Александром Иванковым – это личность, общение с которой так необходимо людям, но которая так боится стать навязчивой и обременительной окружающему миру. Это – не человек в футляре, созданный Чеховым. Обломов – это целый микрокосмос, частицей которого мечтает стать каждый.
Много я Обломовых видела на своём веку…
Олег Табаков – красивый, ленивый, добрый барин, любящий весь мир, умирающий от любви к этому миру, вследствие перемещения себя в другой мир, полный фантазий, но лишённый всякого динамизма и развития.
Борис Александров – великий философ и эстет, постоянно мятущийся между желаниями и отсутствием возможности осуществить их, погружающийся добровольно в мятежный сон, чтобы сохранить чистую и спокойную душу и любящее сердце.
Сергей Чиненов – полный добродушия и любви к человечеству, оригинальный философ, красавец, изысканный собеседник, можно сказать, дамский угодник, можно даже сказать, душка во всех отношениях, но, увы, не понятый и не принятый окружающим миром таким, как есть. Страдающий от постоянного нажима на его человеческое начало окружающим миром, который требует от него в постоянной трансформации всех человеческих качеств; и в результате за его стойкость и постоянство в человеческих привязанностях и слабостях губящего его, не сумев при этом замутить ясности и покоя его вечной чистой человеческой души.
Евгений Пеккер, актёр Московского театра им. Е. Вахтангова, - философ, учёный, гуманист, теоретик эстетики человеческих отношений, знаток и ценитель женской души.
Владимир Кустарников – эксцентричный фантазёр и мечтатель, стремительно бегущий от жизни, ищущий райские кущи на земле.
Денис Верягин – красавец, стоик и борец за свободу личности и за возможность жить по своим внутренним законам совести и гуманизма, ценитель женской красоты, эстет, тонко чувствующий музыку и тончащие движения человеческой души, умеющий довольствоваться малым и видящий радости жизни в покои, в гармонии человеческих отношений, ставший брюзгой по мелочам из-за крупных разочарований постоянных финансовых и нравственных ударов от соприкосновений с внешним миром.
И, наконец, Александр Иванков – Обломов, в котором я узнаю себя и которого так тщательно лепил и создавал из разочарований в своей жизни Иван Гончаров. Цельность и монолитность этого трагического образа на сцене так велика и высока, что наблюдая за каждым жестом, словом, движением актёра на сцене, наконец-то, осознаёшь всю ту горечь и неосознанность вины к этому великому человеку-образу, психотипу, который будет существовать вечно, пока существует человечество на земле. Александр Иванков призывает зрителей своей игрой защищать и сохранять Обломовых в нашей среде. Исчезнут Обломовы – исчезнет чистота и высокая нравственность человеческих отношений. Он убеждает нас, что необходимо быть терпимым к людям, не втискивающимся в общепринятые нормы поведения только по той причине, что они боятся своими неосознанными другими поступками нарушить покой близких и гармонию мироздания. Со сцены звучит призыв Александра Иванкова: «Берегите, Обломовых!!!»
Спектакль необычно пластичен и музыкален, наполнен таинственным светом и каким-то тонко вибрирующим воздухом.
Костюмы подчёркивают удивительную текучесть и мягкость каждого образа на сцене. Воздушная и прозрачная, чистая, как слеза, и аморфная, мягкая, как воск, Ольга Сергеевна.
Капитален, мобилен и хорошо упакован в свои наряды Штольц.
Беззащитен, нелеп и в то же время монументален в своих одеждах Обломов.
Ярка, пластична и в то же время бесформенна в своём капитальном, на все случаи жизни подходящем платье Агафья Матвеевна.
Эксцентричен и нелеп в своём небрежном одеянии слуга Захар, который своему внешнему виду, а также внешнему облику своего хозяина не придаёт никакого значения.
Всё действие спектакля идёт по замкнутому кругу, вернее сказать, периметру, в котором вещи, предметы очень мобильны и постоянно съедаются огромным зыбким полотном-болотом жизни.
Как в болоте происходит очищение воды, так в объятиях этой живой, пузырящейся постоянно ткани происходит очищение человеческих душ через страдания героев.
Состояние болота, как очищающего фактора человеческих отношений настойчиво подчёркивается режиссёром Никитой Люшенко. Каждый персонаж постоянно вырывается из топей, которые пытаются поглотить его, затянуть в дышащую живую гать. Несколько раз невольно вспоминала во время спектакля живую, меняющуюся непрерывно в окраске и форме материю, пытающуюся поглотить человека в фильме Тарковского «Солярис».
Ткань пытается лишить героев целей и света, но они постоянно вырываются на поверхность за очередным глотком чистого воздуха, чтобы сохранить чистоту душ и помыслов. Но, как это всё сложно…
И зрители понимают, что обломовщина – это не прозябание и лень, а постоянная борьба с прессующей человека действительностью.
12 ноября зрители и жюри с большим интересом смотрели спектакль с необычной трактовкой гончаровского произведения «Обыкновенная история». Возможно, оттого, что спектакль предназначен для особого зрителя (детей и юношества) в нём слишком превозносится тот момент, когда в жизнь Александра Адуева на смену романтизма и искренним порывам молодой души вошли голый расчёт и жажда деятельности укрепляющей материальное состояние человека, и нет сентиментальной мечтательности Александра, которую очень чётко и выразительно подчеркнули в постановке Ульяновского драмтеатра им. И.А. Гончарова народный артист РФ Леонид Хейфец и Денис Кожевников.
Возможно, в современной России необходим такой призыв к молодёжи, чтобы умножить богатство страны и отвлечь её от пьянства и наркотиков. Мне трудно судить.
Но я поняла, что лучшей «Обыкновенной истории», премьера которой состоялась 23 сентября 2008 года в городе Санкт-Петербурге я вряд ли увижу на своём веку.
Я боюсь, что меня неправильно поймут, сказав, что каждый кулик хвалит своё болото.
Но я действительно была потрясена режиссурой и актёрским мастерством исполнителей в этом потрясающем человеческое воображение и душу спектакле.
Я не увижу, наверное, больше никогда такого Александра Адуева, которого сыграл на нашей сцене Денис Ярыгин, Петра Ивановича Адуева, роль которого исполнил с невероятным мастерством, самоотдачей и мудростью Сергей Кондратенко. И никто, наверное, и никогда так красиво и достойно не раскроет тайну своего быстро угасания на сцене, как это сделала Дашенька Долматова. И всегда в моём воображении будет царить образ отчаявшейся от неразделённого чувства красавицы Юлии Павловны Тафаевой в исполнении Юлечки Ильиной. Часто вечерами, когда лежу дома на диване или сижу, удобно устроившись, в кресле персонажи спектакля красивые, чёткие и выразительные проплывают передо мной под необыкновенную для этой обыкновенной истории музыку Олега Яшина.
Я не могу сказать, что спектакль Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества не понравился или очень разочаровал меня. Неплохие декорации и костюмы, выразительная и эмоциональная игра актёров – всё это есть в спектакле Татьяны Дунаевской.
Но, видимое, Леониду Хейфецу и Денису Кожевникову удалось представить на сцене такое чудо, которое невозможно повторить. Спектакль так созвучен переживаниям моей души, так точно выражает авторскую мысль о трагедии каждого жившего на земле человека, возникающей от глубоких переживаний юности в период становления характера личности из-за неразделённой любви, которая ближе к старости уже кажется комедией в результате тяжёлой духовной работы каждого человека, где цинизм становится спасительной оболочкой, чтобы человека не разорвало на части от всех выпавших на его долю переживаний. Леонид Хейфец заставляет каждого задуматься через какие духовные и нравственные испытания должен пройти каждый, чтобы в результате его необыкновенная судьба стала обыкновенной историей.
13 сентября Русский театр города Берлина (Германия) очень выразительно и ярко представил своё видение образа Обломова, очень любимого в Германии. Там именем Обломова названы кофе, рестораны. Даже одна из футбольных команд носит его имя. Своим спектаклем актёрам удалось выразить огромную любовь к нашему любимому национальному психотипу, созданному гением Гончарова, который как и наш фестиваль, стал международным. Во время спектакля в зале негде было не только свободных кресел, зрителям просто сложно найти место, чтобы смотреть спектакль стоя.
В воскресенье 14 ноября прошло закрытие IV Международного фестиваля стало целое событие – путешествие «Фрегат «Паллада», поставленный коллективом Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова. Спектакль в фестиваль привнёс дух романтики и исполнения мечты человека, если ему этого очень хотелось с детских лет. Гончаров мечтал о кругосветным путешествии ещё ребёнком, сидя над обрывом родной Волги.
Респектабельность, комфорт и благополучие постепенно вытесняют из юных сердец романтику поиска, новых открытий и преодолений. Когда смотришь спектакль немного завидуешь Ивану Гончарову и всей команде «Фрегата «Паллада». Даже невольно задаёшь себе вопрос: «Можем ли мы, сегодняшние, так открыто и романтично ощущать новизну новых мест и впечатлений, как люди, XIX века?» Хочется верить, что мы тоже способны на это.
Спектаклю удалось передать ветер и свежесть морских странствий. Очень красивы были в морской форме наши мужчины-актёры. Сидишь в кресле и любуешься ими. Кстати, когда смотрела спектакль - поняла, для чего у матросок такие воротники. До этого я даже не догадывалась, что они укрывают матросов. Да, кстати, так здорово придумано: быстро подоткнул под бескозырку и уши с шеей защищены.
Конечно, спектакль очень красивый, красочный динамичный и развлекательный.
Красивые костюмы и богатые реквизиты.
А, главное, потрясающие декорации. Смотришь в зал и веришь, что пред тобой настоящий фрегат, с настоящими парусами, палубой, капитанским мостиком, трюмами. А на этом фрегате не актёры, а морские волки, которыми командует красавец-адмирал (артист Сергей Кондратенко) и настоящий боцман (заслуженный артист РФ Евгений Редюк).
Фестиваль закончился. Как всегда немного грустно. Но, если от праздников, особенно продолжительных устаёшь, но после театральных фестивалей душа обретает силу, а тело какую-то физическую прочность. И ты с нетерпением ждёшь: «Когда же наступит день открытия нового фестиваля-праздника?»
Ну, так до новых встреч, дорогие друзья!

16.11.2010 года.               


Рецензии
Вот и я теперь буду знать для чего у матросок такие воротники.))
Я театралка, потому с большим удовольствием прочла ваш репортаж.
Благодарю, Надежда!
Вы это сделали очень деликатно,
с большой Любовью и к театру, и к произведениям, и к актёрам!

Мила Кудинова   19.06.2020 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасный отзыв.

Надежда Хисметова   19.06.2020 20:31   Заявить о нарушении