Теология барона Унгерна

Если именитым героем Гражданской войны в советское время был Чапаев, то в постсоветскую эпоху его место занял барон Унгерн. О нем писали такие властители душ современных российских интеллектуалов как Виктор Пелевин и Александр Дугин. Барон Унгерн силен своей мистической стороной, поскольку приближенные считали его воплощением монгольского бога войны Джамсарана. Тем не менее,  в военной истории он практически не оставил следа. Идеи, которые владели его воображением, были несоизмеримы с его возможностями, но именно это дает ощущение, что он оставил нераскрытой некоторую загадку. Его сражение было духовным, а смерть — скорее тактическим развоплощением.

Барон Унгерн мечтал о возрождении Великой Империи Чингисхана, с помощью которой можно было бы не просто бороться с большевиками, но переломить вектор многовекового развития мировой цивилизации. В конечном счете, не большевики свергали монархию. Либеральному Просвещению барон Унгерн противопоставлял специфически понятое буддо-христианство. Весь его облик свидетельствовал об этом: желтый буддийский халат, погоны белого офицера и орден святого Георгия на груди.

Сегодня мы являемся свидетелями некоторой интеграции религий в рамках постмодернистской Европы, где фигуры Будды и Христа неразличимы на фоне проповеди милосердия, гуманности и ненасилия.  Однако христианство барона Унгерна, равно как и его буддизм отличались от расхожих представлений.

Барон Унгерн происходил из остзейских (прибалтийских) немцев, а значит воспитывался в лютеранском духе. Современное религиоведение усматривает в лютеранстве одно из ответвлений протестантизма, в котором проявился «буржуазный» дух Нового времени. Это справедливо только для кальвинизма, закрепившегося в англо-американском мире. Лютеранство же впитало в себя дух немецких рыцарских орденов. Не случайно Мартин Лютер настаивал на том, что ратный труд рыцаря не менее священен, чем проповедь пастора. У каждого свое призвание. Этот «восточный протестантизм» оформил прусский дух, который после Петра I активно инвольтировался в социальное тело России.

Оказавшись в Забайкалье, барон Унгерн ознакомился с местной версией северного буддизма, где важное место занимал культ дхармапал — защитников дхармы (Истины). Одним из таких дхармапал был Джамсаран — монгольский бог войны. На буддийских иконах дхармапал можно принять за демонов. Они действительно некогда были демонами, но затем святые направили их на путь добра. Совсем как в голливудском фильме «Хеллбой». Сходство усиливается и тем фактом, что  Джамсаран именуется Красным Хранителем (Улаан Сахиус). Возможно поэтому барон Унгерн не мог эффективно бороться против красных, ибо Джамсаран и так был красным.

В северном буддизме барону Унгерну открылась подлинная тайна христианства: «любите врагов своих». Демоны не могут быть изгнаны или уничтожены. Божественная Любовь должна поставить их на свою сторону. Трехглазые, рогатые и хвостатые становятся на путь добра и участвуют в священной войне. На просторах Великой Степи буддизм совсем не выглядел религией мира, а исповедующие его калмыки и джунгары нередко давали фору воинственным мусульманским кочевникам. Учение о реинкарнациях позволяло переложить часть кармической ответственности на вселившихся в тела воинов дхармапал, а медитации, мантры и молитвенные барабаны очищали оставшуюся часть души.

Если Джамсаран был обращенным демоном, то кем он мог быть прежде? Монгольская мифология знает образ Красного Бога — это Галта Улан, «огненно-красный тенгри», т. е. Красный небесный дух. Некогда он владел всеми 99 небесами, до тех пор, пока ему не бросил вызов Хормуста — западный тенгри, известный в иранской мифологии как Бог Света Ормузд. Пророком Ормузда был известный Заратустра, весьма почитаемый философом Ницше. Сыном Хормусты-Ормузда был Гэсер, популяризированный в современной российской массовой культуре благодаря вселенной «Дозоров».  Гэсер — это предводитель сил света, однако этимология этого слова восходит к имени Кесаря.

Священная война Джамсарана — это война против западной цивилизации и её ценностей, это война против Гэсера и мятежника Хормусты. Дионисийской анархо-либерально-рыночной стихии барон Унгерн противопоставил монументальное аполлоническое священноначалие.

Германский нацизм следует признать карикатурой на политическую теологию барона Унгерна, где сакрального монарха заменил племенной фюрер, на место рыцарственного казачества пришел «Чёрный Орден» СС, а воинственное буддо-христианство сменилось реанимированным германо-скандинавским язычеством.   

Изображение by Kerem Beyit



Рецензии