Трилогия о Максиме

Вот уж не знаю, есть ли какая связь между советскими фильмами о революционере Максиме и трилогией Стругацких о Максиме Каммерере.
Говорят, братьев цензура заставила дать их герою немецкую фамилию.
Зачем?
Не знаю.
Но тут, впервые, речь зашла, конкретно, о прогрессорстве.

И братья впервые сказали, языком своих голованов, и от себя так же:
"Все, что здесь случилось, случилось очень давно, много лет назад, и давно уже исчезли запахи пожаров и стрельбы, но странным образом сохранилась и давила на душу атмосфера лютой ненависти, ярости, бешенства, которые двигали тогда неведомыми артиллеристами.
Я принимаюсь диктовать очередное донесение, а Щекн, усевшись поодаль, брюзгливо отвесив губу, демонстративно громко бурчит, кося желтым глазом:
- Люди… Какое же тут может быть сомнение… Разумеется, люди… Железо и огонь, развалины, всегда одно и то же…"

Но там в прогрессорах оказался человек не от мира сего.
Он дружил с разумными собаками. И белки неразумные нечаянно к нему липли...

И всё-таки его убили именно на родной Земле.

Ведь страшно, когда кто-то окажется разумнее любого приказного прогрессора!

Ведь по-нашему - попал в муравейник -
и гори он огнём, если на нас не пашет.


Рецензии