Орнитологи

Знаю,  знаю.  Сейчас  любители  природы  скажут: «Браконьер!  Нет  тебе  прощения.  Рыбалишь  запрещенными  орудиями  лова.  Из-за  таких  как  ты  в  Дону  рыбы  не  осталось,  всю  по выловили»  Что  можно  сказать  в  оправдание?   Бабушка  не  раз  говаривала: «Не  всех  дураков  война  побила». 

Рыбу  веками  сетками,  да  неводами  ловили,  а  она  не  переводилась,  и  только  нынешняя    неразумная  хозяйственная  деятельность   с  негласного  одобрения  вот  таких  ревнителей   природы угробила  естественные  нерестилища  ценнейших  пород  рыб.   Добила  остатки  рыбных  запасов  неуемная  жадность   современных  «прасолов»,   работающих  под  различными  крышами.  От   местной   полицейской,    до  московских  властей.  Это  не  секрет  и  многие  из  жителей  города  знают  их  фамилии.  А  некоторые,  из  местных  царьков,  именно  на  рыбе  «поднялись»  в  высокие  московские  кресла.   
Но  этот  рассказ  не  о  них.  Я,  в  отличие  от  хапуг  рыбалил  не  для  наживы,  а  для  прокорма  семьи.


Ведаю  место  на  Каланче,  где  весною,  в  конце  апреля,    в  начале  мая  одной   сеткой  часа  за  два – три  можно  наловить  несколько  мешков  чебака.  Да  не  какого  там  дохлого    киляка,  а  настоящего  донского  чебака.  Как  шахтерская  лопата.   Иные  экземпляры  достигают  более  четырех  килограммов.  Рыбу  в  два    килограмма,  которая  пролазит  в  семипалое  очко,   приходится  отпускать.   Жалко,  но  такое  количество  рыбы   одним  велосипедом   до  дома  не  дотащить,  а  два  велика  в  одни  руки  не  помещаются.   К  тому  прибавьте   время  от  времени  засады  и  рейды  рыбнадзора.

Вот  однажды  таким  вечерком,  в  сумерках  я,  со  своим  товарищем  Витей  Дулиненко  (см.  рассказ  «Зимняя  рыбалка»)  прибыли  на  берег  водоема.   Вечер  был  чудесный.  Весна  буянила  вовсю.   Поднялась  свежая,  зеленая    трава. Комары,  летают  и  ревут  как  бугаи.  Красота.   Недавняя   низовка   нагнала  по  берегу  сухого  чакона.  Мы  организовали  лежку,  разобрали  сети,  одели  комбинезоны.  Не  смотря  на  теплую  погоду  в  воде,  ночью  было  еще  прохладно.  И  полезли  в  воду. 

Я,  зайдя  по  пояс,  воткнул  в  грунт  одну  тычку,  пятясь  спиной  вперед,  стал  распускать  сеть.  Перекрыл  ерик,  воткнул  другую  и  пошел  расправлять  снасть    обратно.  Сразу  сеть  приятно  забилась  в  руках.   Есть  «поклевка».  Пока  дошел  до  первой  тычки  напутал   первый  оклунок,  что  висел  у  меня  через  плечо.    Вышел  на  берег,  высыпал  рыбу  в  траву.   Та  приятно  забилась  серебром  в  черной  ночной  траве.  И  опять  в  воду,   побираться.  Витя  тоже  не  отставал.  И  мы  по  очереди  вытаскивали  сумки  с  уловом. 

Через  час – полтора  умаявшись,  решили  отужинать:
  - Ну  что  Витя,  может,  повечеряем,  чем  бог  послал? – спросил  я
  - А  и  повечеряем,  что  нам  может  помешать,  пусть  клюет,  - ответил  мой  коллега,  кивнув  на  сетки.
В  тот  вечер  Бог  в  образе  наших  жен  послал  по  паре  вареных  яичек,    кусочку   соленого  сала,  пучку  зеленого  лука,  хлеб  само  собой.  Я  к  тому  еще  взял  бонус  в  виде  бутылочки  вкусного  самогона. 

Теплый  вечер,  запах  молодой  травы,  огромные  звезды  в  чистом  небе  над  головой,   главное  крик  птиц  ни  как  не  могущих  угомониться   на  своих  гнездах.  Время  от  времени  шлепанье  добычи  хвостами  по  траве.    Все  это  способствовало    пищеварению   и  улучшало    метаболизм.  Мы  расположились  на  чаконе  в  небольшой  песчаной  ямке.  Разложили  закуску  на  газетах.   Так  под  размеренную  беседу  о  жизни,  будущем  и  вообще  на  отвлеченные  темы,  мы  смачно  выпили  и  хорошо  закусили.  Прошло  некоторое  время. 

Пора   в  воду,  время  приближалось  к  полуночи.  Сделав  еще  по  нескольку  заходов,  пришли  к  выводу,  что  рыбы  поймано  уже  достаточно,  больше  нам  не  утащить.  Так,  как  моему  товарищу  с  утра  надо  было  на  работу,  решили  чуток  поспать  и  собираться  в  дорогу.   Мы  улеглись  там,  где  ранее  была  накрыта  «скатерть  самобранка»,  на  теплой  сухой  траве.  Укрылись  куском  полиэтиленовой  клеенки.  Витя  задремал  мгновенно.  Так  стал  храпеть,  что  «пузыри  вскакивали».  Я  долго  не  мог  уснуть.  Мало  того,  что  друг  под  боком,  так  еще  птицы  на  гнездах  издавали  дикие  звуки. 

То  буд-то  режут  в  кустах  кого,  то  паровозом  ухает,  а  то  кто    едет  на  ржавом  велике  по  разбитой  дороге.  На  ум  пришло: «Интересно,  как   орнитологи  за  птицами  наблюдают.  Ведь  не  подобраться  к  ним  вплотную.  Или  улетят,  или  замолчат  в  ночи.  Попробуй,  найди  их»
Вдруг  сквозь  полиэтилен  я  увидел  свет  фонаря.  Наверное,  кто-то  идет.  Открыл  край  покрывала,  хотел  сказать:
  -  Ребята!  Выключайте  фонарь.  Ведь  на  другой  стороне  Дона  пост  рыбнадзора.  Попалите.

Однако  мое  желание  так  и  осталось  желанием.  Что-то  говорило  мне,  это  не   праздные  гуляки.  Это  и  есть  те  самые,  кто  призван  беречь  рыбные  богатства  Родины.  Рыбнадзор.
  -  О!  А  це  що  за  люды?  -  услышал  я  обращение  ко  мне. 
Витя  подскочил  и  со  сна  вертел  головой,  не понимая,  что  происходит.   Единственное,  что  мне  пришло  в  голову:
  -  Дак.   Мы  орнитологи!  Изучаем  повадки  птиц  Нижнего  Дона.  А  что  вы  и  орнитологов  ловите?  -  решил  выкрутиться  я.
  -  Ну,  раз  орнитологи,  показывайте  свои  «силки».  Уж  всяких  мы  ловили,  орнитологи  нам  еще  не  попадались,  широко  улыбаясь,    пошутил  один  из  поймавших  нас,   он  прекрасно  понимал,  кто  перед  ними.
Всего  нас  с  Виктором  окружило  человек  пять.  Один  из  них,  самый  пожилой  представился:
  - Начальник  пятого  поста  рыбнадзора  Семицвет. 

А  вы  я  так  понимаю  нарушители,  которым  закон  не  писан?  Вы  знаете,  что  жаберной  сетью  ловить  рыбу  запрещено?  Вы  знаете,  что  ваши  деяния  преследуются  по  закону?  Что  можете  сказать  в  свое  оправдание?
Что  можно  сказать  в  оправдание  в  принципе   и  оправдываться  нечем.  Я  развел  руки.  Но  чувствую,  не  все  потеряно. 
  - Сергей,  садись,  пиши  протокол, -  Семицвет  указал  своему  товарищу  на  подходящую  корягу.
На  заклание  первый  пошел  мой  друг:
  - Как  фамилия? – спросил  «писатель»  протокола.
  - Дулиненко.  Виктор Николаевич,  - ответил  мой  товарищ.
  -  Постой,   постой! 

А  не  того  ли  Дулиненко  родственник,  что  когда-то был  в  районе  первым  секретарем  партии!  Михал  Викторовича!   -  вскричал  вдруг  Семицвет.
Честно,  сказать  у  меня  настроение  сильно  улучшилось.  По  лицу  Семицвета  было  видно,  что  он  хочет  услышать  от  Вити.  Я  как  сеттер,  чувствуя  добычу,  аж  подался  вперед. 
«Ну  не  глупи  Витя.  Скажи  то,  что  хочет  услышать  человек.  Не   расстраивай  его.  Придумай,  что  ты  сват,  брат,  тесть  или  даже  дедушка  бывшего  первого  секретаря», -  подумал  я.

Витя  глупо  поморгал  глазами  и  выдает  перл:
  -  Да,  нет.  Я  ему  даже  не  однофамилец.  Первый  раз  о  таком  слышу.
У  меня  закипело  в  душе.  Стоять  в  одном  шаге  от  спасения  и  так  глупо  сгореть.  Невыносимо.  У  меня  закружилось  в  голове.  Как  скажите  с  таким  ломом  идти  в  разведку?  Мало,  что  сам  спалится,  да  и  еще  и  товарища  подведет.
Тем  временем  очередь  дошла  до  меня.
  -  Фамилия?  -  спросил  меня  сочинитель.
  -  Филоненко.  Сергей  Иванович,  -  я  немного  помялся,  сделал  вид,  что  слегка   стесняюсь
  -  Ага,  а  Виктор  Иванович,  бывший  начальник  ГАИ  тоже  не  однофамилец? – спросил  меня  начальник  поста.
  -  Отчего  же  не  однофамилец?  Брат  родной,  -  с   самым  честным    видом  соврал  я.
  - А  что  я  о  тебе  не  слышал  раньше,  что  за  брат?  Да  еще  и  родной. 

У  Виктора  Ивановича  брата,  сколько  я  помню,  не было,  -   удивился  Семицвет.
  -  Ну,  если  вы  не  знаете,  это  еще  не  значит,  что  не было.  У  нас  матери  разные.  А  отец  один,  -  почувствовав  тонкую  струну  оппонента,  я  стал  вдохновенно  врать  дальше.  Тем  более,  что  сам  я  был  довольно  близко  знаком  с    бывшим  начальником  ГАИ.  Семицвет  сначала  поинтересовался  здоровьем  «брата»,  затем  «отца».  А  потом  выдал  такое,  о  чем,  и  говорить  нельзя,  о  чем  нужно  молчать  за  семью  печатями.  Он  перечислил  все  известные  грехи  «моего  брата»  в  области  рыболовства  и  многое  еще  другое.  Сколько  осетров,  сколько  иной  рыбы  было  выловлено,  сколько  водки  притом  было  выпито.  «И  кое-что  еще  и  кое-что  иное,  о  чем  не  говорят,  чему  не  учат  в  школе».   

Расслабившись  таким  образом,  он  приказал  разорвать  протоколы.  А  нам  с  Виктором  сказал:
  -  Значит  так  хлопцы,  рыбальте  здесь,  никого  не  бойтесь.  Только  сильно  не  высовывайтесь.  Ростовчанам  на  глаза  не  попадайтесь.  Им  тоже  показатели  нужны,  -  сказал  и  пошел  к  берегу,  где  его  уже  ждала  моторка.  Затем  остановился,  повернулся,  поглядел  на  моего  товарища,  ткнул  в  его  сторону  пальцем   и  говорит:
  -  А  ты  дурак! 
Затем  резво  вскочил  в  лодку,  завел  мотор  и  уехал.  Мы  с  Витей  остались  одни.  Что  он  хотел  этим  сказать,  осталось  загадкой.
  - Слушай  Вить,  а  чего  ты  не  сказал,  что  ты  родственник  Дулиненко. 

Ведь  от  тебя  Семицвет  ждал  именно  этого  ответа.  Не  знаю,  зачем  ему  это  было  нужно,  но  ждал.
  -  А-га!  Я  мог  бы  сказать,  а  вдруг  меня  вычислили? – парировал     друг.
  -  Тогда  поставили  к  вон  той  вербе  и  расстреляли  нас  из  «Калаша»   одной  очередью.  Так,  хочешь  сказать?
Виктор  потупился,  ничего  не  сказал.  А  что  говорить? 
Однако  я  еще  долго,  идя  домой  и,  таща  увесистый  улов  по  топкой  дороге,  подкалывал  его.  Виктор  терпел,  и  только  сопел  в  ответ.  А  вокруг  бушевал  апрель.  Хорошо  весною.  Эх,  хорошо!

                апрель 2014
21 июля 2014 года мой друг Даниленко Виктор Николаевич пал Смертью Храбрых  в бою с бандеровцами,  защищая свой родной город Снежное.  Позывной "Учитель". Он был учителем физкультуры в г.Азове.  Вечная Слава Герою.  Ему  было  57 лет.


Примечания:
Чебак          -  крупный  лещ
Киляк          – мелкий  лещ  до  1.5 кг
Прасол         -  купец,  промышляющий  рыбой
Каланча        – рукав  в  дельте  Дона
Оклунок        – небольшой  мешок
Низовка        -  ветер  из  низовий  реки.
Семипалое очко – ячейка  сети  со  стороной  квадрата  7-9 см.


Рецензии