Друзья

НА СНИМКЕ: Лень рождения Николая Грицюка в 1969 году.
Слева направо стоят: И. Лисицкий, М. Тотменина, Э. Фонякова, И. Фоняков, Л. Гороховская, Э. Гороховский, В. Грицюк, Э. Алискина, Г. Острый, Анна Авдеевна (смотритель и сторож в НОСХе).
Сидят слева направо: Л. Серков, Н. Грицюк, Р. Акопов.
Новосибирск. Фотография А. Грицюк


У Грицюка было много и почитателей его творчества, и друзей. Настоящих друзей, влюблённых в него, в человека, который видит глубже, понимает непонимаемое, умеет утолить голод души, склеить сумятицу в мыслях. Ему дарили любовь и дружбу, и он умел дарить их людям, как никто другой.

«Он умел быть точкой притяжения для многих, поразительно умел слушать и провоцировать на общение. В его мастерской собирались компании самые разные — художники, писатели, поэты, ученые… Здесь обсуждали мировые проблемы и говорили о вопросах частных, здесь радовались успехам друг друга и поддерживали в сложных ситуациях.

Грицюк ставил свой знаменитый самовар, его картины излучали хорошую, добрую энергию…
Эти посиделки людей «одной группы крови», понимающих друг друга, спасли не одну «творческую единицу» от уныния, безнадежности и тоски…» (Вечерний Новосибирск статья «Пылкий платонический роман закончился хорошей книгой». http://vn.ru/index.php?id=69631 ).

Валентина Эдуардовна сумела выразить это в своих воспоминаниях о муже, которые приведены в этой книге Замиры Ибрагимовой «Я пишу настроения. Николай Грицюк и его живопись» Новосибирск Харменс 2005г. 303 с., илл., тираж 1000 экз.». О начальном периоде возникшей дружбы она пишет:

В 1961 году «…вдруг возникла большая разношёрстная компания. Грицюки, Гороховские, Гинзбург и Огибенин, Спартак Калачёв. Журналисты – Половников, Ибрагимова, Элла и Илья Фоняковы, поэт Саша Кухно с женой Ольгой, потом Галя Шпак, Николай Самохин и его жена Таня. Из Академгородка – Ролик и Тэма Сагдеевы, Арнольд и Инна Романовы».

Это далеко не все его друзья. Были и такие, которые никогда не бывали в мастерской художника, живя в Москве и Ленинграде. Например, близким и преданным другом был москвич Александр Русов, химик по профессии, но «писатель по призванию», как охарактеризовал его, А.Г. Раппопорт. Все они, и далёкие, и близкие, поддерживали Николая Грицюка в трудные минуты, и сами черпали в нём и его картинах силу духа, которой у него хватало на всех.

Многие люди, близко знавшие Грицюка, отмечали полную противоположность характера художника, внешне замкнутого и сдержанного, и его картин, всегда открытых по цвету, выразительных и берущих за душу. И мне кажется, что именно картины отражали состояние его души, а быть замкнутым и сдержанным научила его суровая жизнь: война, трудные годы учёбы, неприятие его творчества художниками-соцреалистами, заселившими творческие союзы художников, непонимание его творчества властями и «народом», посещавшим его выставки.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/25/57


Рецензии