Глава 19 о суждении

Некоторые люди очень тяжело переживают те моменты, когда им приходиться признать слабость своего рассуждения и согласиться с оппонентом, кому – то даже совсем не удается это действие, и они начинают отстаивать ошибочную точку зрения. Но как скажите должен чувствовать себя человек, который понимает всю ограниченность и слабость человеческого рассудка, как уже говорилось много раз, есть непознаваемое, и объем этого сокрытого от взгляда нашего разума знания, очень велик, более того, все фундаментальные основы мироздания не поддаются точному описанию.  Наш рассудок способен работать над многими идеями, но есть чувства и то, что на основе этих чувств мы можем, так сказать, резюмировать. Чувства довольно грубы, и возможно, что мудрая природа неспроста сделала их таковыми, ибо, если бы они были совершенней, то им бы потребовался более совершенный операционный аппарат, способный обрабатывать, то, что попало из внешнего мира в разум. Наши глаза видят и не более того, они приспособлены только для информации одного типа, точно также как и уши, и обоняние, и осязание. Если человек здоров, то все чувства у него работают, согласовано, и дают разуму максимально обширную для познания картину мира. Однако мы можем распределять активное внимание между чувствами, в зависимости от того какое из них используется максимально в данный момент, и чем человек занимается. Но бывает, что за размышлением человек отрешается от мира, и не уделяет внимания чувствам, а направляет его на другой вид деятельности, а именно на мышление. Он старается проникнуть в те самые скрытые основы мироздания, он старается созерцать их разумом, казалось бы, разум не скованный границами должен быть способен на это. К сожалению всё несколько иначе, лаконично и последовательно познать абстрактную и широкую идею он не в состоянии, а если уж родился человек, который смог познать такую обширную идею, ошибки, неточности и допущения, неизбежны при попытке изложить её. Всё это похоже на переливание из пустого в порожнее, и это жонглирование словами нисколько неспособно просветить меня. Стоит рассмотреть абстракцию более подробно, так как она, как уже говорилось важнейшая составляющая человеческого разума. Солнце дает тепло, оно испускает свет, лампочка дает тепло и испускает свет, сковородка дает тепло, следовательно, она должна испускать свет – это явное заблуждение, не так ли? Любой человек посмеётся над тем, кто построит такую цепочку, потому, что может пронаблюдать её. Теперь построим другую цепочку. Я наделен жизнью, я обладаю самосознанием, кошка наделена жизнью, кошка обладает самосознанием, майский жук наделен жизнью, майский жук обладает самосознанием, куст смородины наделен жизнью, куст смородины обладает самосознанием. Второй пример гораздо менее конкретен. Я привел именно эту цепочку потому, что самосознание ключ к разуму. С какого возраста ребенок начинает понимать, что он и кто он, а именно сознавать свою одушевленность? Лично я не помню, как случилось так, что я понял что живой, что у меня есть душа. Мне было недосуг думать о таких вещах, мне хотелось гулять, играть в мяч, прятки, и так далее. Я не осознавал свою одушевленность, но я, без сомнения, обладал разумом, был способен принимать те или иные решения, общаться, и помимо всего этого, я уже был способен к обучению, эта способность наличествовала у меня с рождения, так как, будучи еще в младенческом возрасте, я уже проявлял любопытство и знакомился с миром. Многие животные, так же как и человек, проявляют любопытство и знакомятся с тем, что их окружает, но как только они получают знания, достаточные для того, чтобы в одиночку выжить в этом мире, родители оставляют их, и они как мне думаются уже не учатся в той мере, в которой они это делали в детстве, они совершенствуют, конечно, искусство охоты, но это уже, не так заметно. Человек же может учиться всю жизнь, и многим искусствам, с какого то определенного уровня знания и наступает это сознание одушевленности. Животные просто не доходят до него. Выходит, что уровень самосознания связан с нашими знаниями о мире вокруг нас и о том, какое место мы в нем занимаем. И что самое интересное абстрактные идеи присутствовали у меня с детства, я понимал, что нет ничего больше бесконечности, но я мог сказать, что у меня «сто миллионов бесконечностей». Я долго не был способен, глядя на лист с березы, сформировать в уме идею листвы, в общем, я мог сказать «все листья в мире» и мой разум, как я помню, охватывал всю листву, сколько хватало глаз, прибавлял все листья, которые я помнил, и этого ему хватало. Но это не было отвлеченным понятием листвы, я не был знаком с понятиями. Я не знал, что понятие это то-то, а абстракция это то-то, но пользовался ими. И если обобщить, то для того, что бы понять, что есть что, необходимо приобрести способность понимания как таковую. Следуя этому, можно сказать, что понимание и разум первичны, понятия, которыми они пользуются вторичны. И сначала появляется разум, а уже потом у него появляется способность самосознания. Тогда следует спросить, откуда появляется разум, потому как, не выяснив этого, мы не выясним, откуда появляется абстракция. Почву для такого вывода мы, кстати сказать, уже подготовили, разум появляется потому, что в нас есть любопытство, есть память, это дает возможность обучаться, то есть познавать окружающий мир, и как раз из этой способности и рождается разум, посмотрите на детей, самый распространенный вопрос у них это «почему?». Они всё хотят знать, как будто неведение причиняет им неудобство. Но вот в какой то момент, они перестают спрашивать, полагая, видимо, что уже в достаточной мере набрались знаний, и научились делать выводы из наблюдений. Я не хочу сейчас рассматривать случай, когда окружение, овладевает вниманием ребенка и увлекает его с пути познания на ложный путь наслаждений, я рассматриваю более идеализированный случай. Итак, что я могу резюмировать:
1) Любопытство и жажда познания, это врожденные черты.
2) До определенного момента разум не обладает самосознанием, после того как разум получит достаточно простых идей, и приобретет достаточно инструментов для их обработки, в нем появляется идея  самосознания.
3) Человек способен обучатся всю жизнь, способность к обучению не угасает.
4) Разум и понимание первичны понятия вторичны.


Рецензии