Рубенс
Питер Пауль Рубенс
У каждого народа есть свои святыни. Такой святыней является дом Питера Пауля Рубенса в Антверпене. Великий фламандский художник прожил в нем четверть века. Сам купил участок земли, любовно отстроил, украсил дом, наполнил красивыми вещами. Теперь этот дом является музеем, где находятся его картины и работы современников.
Живописец и ученый, дипломат и коллекционер Питер Пауль Рубенс покоряет редкими свойствами души, ума и характера. Рубенса часто называют счастливцем, вытянувшим завидный жребий у Судьбы. Но все это исключительно благодаря себе. Своему громадному таланту, трудолюбию и строгой самодисциплине.
Рубенс пережил и много личного горя, испытывал не раз чувство унижения от неравенства рождения со стороны знати, был зависимым от воли своих заказчиков. Но все трудности переносил как философ и человек, который с ранних лет привык к сложностям жизни и, научившийся им противостоять.
Рубенса Э.Делакруа называл «Гомером живописи». Много ли найдется художников, которые на вершине славы стали бы изучать и копировать произведения других живописцев? Много ли таких мастеров, которые в зрелом возрасте, постоянно совершенствуя свое умение рисовать и писать красками, смиренно учатся у более, с их точки зрения, талантливых коллег? Таким был великий фламандский живописец 17 века Питер Пауль Рубенс. Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира.
Его творчество было связующим звеном двух художественных культур – эпохи Возрождения и 17 столетия. Оно пронизано подлинным новаторством, стремлением открыть для искусства еще не изведанные пласты реализма.
На протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства. Сам Рубенс был одаренным колористом и рисовальщиком, гениальным сочинителем композиций, наделенным могучей фантазией. Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал и тренировал свой глаз, руку, понимание формы и цвета. Это невероятное трудолюбие помогло ему не только создать множество произведений, из которых почти половина большие монументальные полотна, но и обрести поразительную свободу и виртуозность кисти.
Питер Пауль Рубенс был человеком разносторонне образованным. Он поражал обширными познаниями в самых различных науках, свободно владел несколькими языками, интересовался современной литературой и философией. Рубенс превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство.
Вся жизнь Рубенса прошла на фоне войны, шедшей на его родине и в Европе. Он родился в маленьком немецком городке Зигене в Северной Вестфалии 28 июня 1577 года в семье потомственных жителей Антверпена.
Его предки поселились в Антверпене еще в 14 веке. Дед – Бартоломеус был аптекарем, что по тем временам означало серьезные знания в медицине. В грозные годы Нидерландской революции его отец, Ян Рубенс, вынужден был в 1568 году бежать из родного города, спасаясь, от преследования испанских властей.
Это был страшный год в истории Юных Нидерландов (теперешней Бельгии), ознаменовавшийся вводом испанских войск под предводительством герцога Альбы, во много раз усилившего жестокий и кровавый террор.
Ян Рубенс принял протестантство, как многие нидерландцы в приверженности иной вере выражая осуждение католической церкви, которую истово защищали испанцы.
С конца 15 века назревал этот конфликт, когда Нидерланды вошли в состав испанской монархии. Подчиненное положение Нидерландов, богатейших провинций с сильными городами и бюргерским сословием, развитыми ремеслами и торговлей, судостроением и банковским делом, обусловило выкачивание средств для покрытия колоссальных расходов в завоевательных войнах, которые вел Карл 5, обуреваемый жаждой власти и славы.
Движение Реформации в Европе всколыхнуло огромные массы людей, видевших в католической церкви, погрязшей в пороках в ту эпоху, верную защитницу феодального мира и несправедливостей, с ним связанных, узурпировавшую право господства над душами людей. Уже в пятидесятые годы в Нидерландах началось недовольство политикой Испании, ее дискриминационными актами, экономическим давлением, разнузданным поведением испанских войск, жестокими казнями «еретиков».
В 1566 году народное возмущение принимает крайнюю форму иконоборчества, что еще более усиливает террор испанских властей. Ян Рубенс уезжает в Кельн, чтобы соединиться со своей семьей, отосланной им несколько раньше.
Блестяще образованному юристу нетрудно было найти работу. Он становится поверенным в делах Анны Саксонской, супруги принца Вильгельма Оранского, вождя нидерландского восстания, и становится вскоре ее возлюбленным. Связь с принцессой заканчивается драматически – Ян Рубенс был заточен в тюрьму.
По законам того времени за прелюбодеяние ему угрожала смертная казнь. Ценой большого выкупа и долгих ходатайств его жена Мария Пейпелинкс добилась освобождения мужа.
Вот несколько строчек из одного ее письма: «Разве я могла бы быть настолько жестокой, чтобы еще более отягощать Вас в Вашем несчастии и в Вашем одиночестве, в то время как я охотно, если бы это только было возможно, спасла Вас ценой моей крови… Моя душа настолько связана с Вашей, что Вы не можете не испытывать никакого страдания без того, чтобы я не страдала в такой же мере…»
Эти строки говорят о возвышенной женской любви и самоотверженной преданности. Образованный ум и духовная культура этой женщины поражают не менее чем ее мужество и благородство.
Эта история раскрывает дух семьи, характер взаимоотношений в ней, этику, так как в ней вырос и сформировался великий художник, многое, унаследовав, прежде всего, от своей матери.
После рождения Питера Пауля Рубенсы возвратились в Кельн.
А после смерти мужа, Мария Пейпелинкс, перешедшая в католичество, начала, спустя двадцать лет после бегства, хлопоты о возвращении домой, в Антверпен.
Семья бедствовала в изгнании. Возвратиться в Антверпен стало возможным только после смерти отца.
По всей видимости, именно отец привил своему сыну интерес к учению, дал первоначальные знания латыни и истории.
В 1589 году Питера Пауля Рубенса отдали в латинскую школу при соборе Богоматери, где он проучился около двух лет.
Его мировоззрение, характер складывались в тяжелые времена всеобщего бедствия, семья была разорена. Однако патрицианская среда города, отличавшаяся высокой культурой и образованностью, помнившая о заслугах Яна Рубенса, бывшего много лет одним из секретарей Антверпена, приняла ее как потомственных и уважаемых горожан.
Его мать, Мария Пейпелинкс, пишет в своем завещании, что Питер Пауль и его старший брат Филипп еще подростками ушли из дома и стали сами зарабатывать на жизнь. Сначала он поступил на службу в пажи к графине де Лалэнг, но очень быстро открывшееся призвание заставило его пойти учиться к дальнему родственнику Тобиасу Верхахту, затем к Адаму ван Ноорту, а оттуда в мастерскую Отто ван Веена.
Мать не платила за его обучение. По обычаю того времени ученик должен был «отработать», выполняя разные поручения своих хозяев.
Мастерские Антверпена ориентировались в те годы на вкусы заказчиков, ценивших более всего в основном итальянское искусство. В самих Нидерландах эта приверженность оформилась в течение «романизма», то есть следования римскому искусству – искусству Рафаэля и Микеланджело.
С преклонения перед великими мастерами Ренессанса, с копирования их композиций начал и Рубенс. Об этом свидетельствует одна из самых ранних его картин «Адам и Ева в раю» (Антверпен, дом-музей Рубенса), созданная по гравюре Маркантонио Раймонди с ныне утраченной работы Рафаэля.
В 1598 году молодой художник вступил в гильдию святого Луки – объединение антверпенских живописцев, получив право работать самостоятельно. Однако заказов в Антверпене было мало.
Уже три десятилетия шла война. Испания стремилась вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя в ходе национально-освободительного движения свободной, независимой республикой Голландией. Южные нидерландские провинции, которые называли иначе Фландрией, во главе с Антверпеном оказались не в силах сбросить гнет испанского владычества. Разоренную страну покидали голодные, обнищавшие жители, переселяясь в другие края.
Весной 1600 года Рубенс уезжает в Италию, где проводит восемь лет. Его необыкновенный талант был сразу же замечен.
Знакомство в Венеции с дворянином из свиты герцога Мантуанского решает его судьбу. Показанные картины нравятся, и он оказывается в Мантуе при одном из самых блестящих дворов Италии, у Винченцо Гонзага, просвещенного государя, коллекционера, покровителя музыкантов (при его дворе жил великий Монтеверди, поставивший там в 1607 году своего «Орфея»), поддерживавшего отношения с Галилеем, жившего на широкую ногу, жаждавшего славы.
Рубенс объездил многие города Италии, стремясь увидеть произведения выдающихся мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Тинторетто.
Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капелла Медичи со статуями Микеланджело. Его, северянина, поразила пластическая свобода и образная сила произведений великого флорентийца. Он рисует аллегорическую статую «Ночь» с основной точки зрения, а потом, на этом же листе, с позиции, с которой обычный зритель не может ее видеть.
Рубенс учился у Микеланджело свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела.
Благодаря рисунку Рубенса мы можем представить себе гениальную, давно исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». В главной сцене всадники в ожесточенной схватке сражаются за знамя.
Сложное сплетение фигур, предельное напряжение действия и человеческих чувств, переданные Леонардо, оказываются близкими поискам самого Рубенса.
Спустя десять лет он напишет одну из самых замечательных своих картин, «Битву греков с амазонками», где постарается достичь леонардовской силы в сложной многофигурной композиции.
Доверие к нему герцога Винченцо становится столь велико, что в 1603 году Рубенс отправился в Испанию с дарами королю Филиппу 3 и его министру всесильному герцогу Лерме.
В известной степени поездка принесла пользу Рубенсу. Он познакомился с испанским двором, монархом, от милостей которого зависела его родина.
Среди выполненных в Испании работ особенно прекрасен портрет герцога Лермы, принятый весьма милостиво и одобренный многими.
Читая письма Рубенса того времени, можно убедиться в редком самообладании и чувстве собственного достоинства, с которыми он отстаивает свое право на свободу принятия решений и защищается от своеволия герцога Мантуанского.
Возвратившись в Мантую, он удостаивается звания придворного живописца.
Итальянский период жизни Рубенса был чрезвычайно важным этапом формирования его личности.
По возвращении из Италии Рубенс входит в привычный круг своей среды, бюргерской образованной интеллигенции.
Его брат Филипп, будучи секретарем магистра города, был озабочен, подобно всем, слухами о переговорах, которые велись между Испанией, Южными и Северными Нидерландами о перемирии на двенадцать лет.
Это долгожданное событие совершилось в 1609 году, принеся облегчение для обнищавшего народа.
После стольких лет войны, обретенный мир внушал надежду на покой и счастье. Никто не думал о краткости дарованного блага. Его надо было прожить со всей полнотой. Откликаясь на это событие, Рубенс писал своему другу врачу Иоганну Фаберу в Рим: «…есть надежда, что при этом условии здешние земли снова расцветут».
Предметом глубочайшего изучения для Рубенса оставалось античное искусство. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым, я не смел и помыслить».
Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Прежде всего, надо было проникнуться духом античности, - гражданственным содержанием искусства, крепостью и силой духа древних.
Известно, что художник зарисовывает сцены с арки Константина, колонны Траяна, стремясь уловить характерную осанку, волевую твердость жеста, достоинство поведения римлян. Потом он использует свои наблюдения в ряде работ.
В статуях и рельефах древних Рубенс хотел открыть не только канон построения фигуры, но как бы сам пульс биения той давней жизни. Так, манерой моделировки, распределением световых пятен он часто снимает ощущение камня.
В античных статуях его очаровывает спокойное благородство позы, захватывает предельная экспрессия.
Рубенс охотно вводит пластические мотивы, подмеченные в античных произведениях, в свои композиции. Античное искусство всегда помогало ему найти должную меру между жизненным и идеальным началом.
Перенося в картину изображение живой модели, он освобождает ее от всего случайного.
Идеал Рубенса обладает всем полнокровием жизни, хотя в известной мере он сочинен художником.
Рисуя, Рубенс применял разные техники. Набросок композиции он делал пером, бистром.
Любил рисовать углем с подцветкой сангиной, мелом, белилами.
Созданию картины у него обычно предшествовало сочинение композиции – сначала в рисунке пером или в более поздний период – кистью на загрунтованной доске. Затем он исправлял и завершал основное распределение масс и цветов в эскизе.
В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогали его ученики. Многие из них были талантливыми художниками. Однако никто не мог сравниться с ним в мастерстве.
Кроме того, Рубенс делал этюды голов, фигур, которые потом переносились на большой холст. После он проходил своей кистью всю поверхность картины, подправляя сделанное учениками, и иногда перерабатывал заново.
Писал он обычно, как и предшествующие ему нидерландские живописцы, на доске, покрытой светлым грунтом, накладывая тонкие, прозрачные лессировочные слои красок.
Мастерская появилась у него уже по возвращении в Антверпен. Без нее вообще было бы немыслимо создание таких грандиозных живописных циклов, как декоративное оформление тридцатью девятью картинами церкви святого Карла Борромея в Антверпене, как серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая из двадцати четырех монументальных полотен.
Рубенс был монументалистом по призванию. Но технике фрески он предпочел масляную живопись. И достиг виртуозной манеры письма, как в необыкновенном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер.
Быстрота его работы изумляла современников. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней.
Создавая большие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который они будут производить в определенном архитектурном ансамбле. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.
Рубенс обладал универсальным гением. Бесконечно разнообразие тем и сюжетов его произведений, их жанровое богатство – от парадного портрета до лирического пейзажа. Но важнее всего необычайная широта охвата явлений жизни, мира и человека. Его искусство жизнерадостно и полно веры в героизм, волю, энергию людей.
Рубенс был глубоким национальным художником, бесконечно преданным своей стране.
Любимыми созданиями его кисти стали пейзажи его Фландрии, картины, где мы видим крестьян, крепких, здоровых людей, для которых труд привычен, легок и радостен.
Знаток искусства 17 века Роже де Пиль дает такой портрет художника:
«Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекрасными качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяные, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом. Все это придавало его словам естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил его навестить.
Казалось бы, многое в его жизни отвлекало от регулярных занятий, но жил он очень размеренно. Он вставал всегда в четыре часа утра и обязательно начинал день слушанием мессы, потом он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читавшего ему вслух какую-либо хорошую книгу, обычно Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Он необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью. Он работал таким образом до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, или как-либо иначе старался дать отдых своему уму. По возвращении с прогулки он обычно находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, умножая тем самым застольные удовольствия. Однако он терпеть не мог излишества в вине и пище, а также в игре. Самым большим удовольствием для него было проехаться на каком-нибудь прекрасном испанском коне, прочитать книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и других разных камней, прекрасным собранием которых он располагал.
Он редко посещал своих друзей, но принимал посетителей так любезно, что все любители изящного, все ученые и просто иностранцы любого звания, приезжавшие в Антверпен, приходили к нему поглядеть на него самого и на его художественную коллекцию, одну из лучших в Европе. Он редко делал визиты, имея на то свои причины, однако никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. С отеческой добротой он высказывал им свое мнение, а иногда брал на себя труд подправить их картины. Он никогда не осуждал чужих произведений и находил нечто хорошее в любой манере».
Рубенс скончался в 1640 году. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии, в том числе таких мастеров живописи, как А. Ван-Дейк, Ф.Снейдерс, Я.Иорданс.
Четыре столетия прошли со дня рождения Рубенса, но его творчество остается для нас и по сей день образцом жизнерадостного и вдохновенного реалистического искусства.
Рубенс оставил несколько автопортретов. На автопортрете, мы видим гордого, уверенного человека. Таким он был и таким хотел остаться в памяти людей.
Свидетельство о публикации №214072400219