Свадьба. Вячеслав Капустин

 
         Свадьбы. Бывают они и скромные — только в кругу близких родственников, бывают и «купеческие» - с приглашением десятков и сотен гостей, с многодневными свадебными путешествиями в экзотические страны. В недалеком прошлом популярными были свадьбы комсомольские. Сейчас в моде венчание в церкви.

         Свадьбы разные — и последствия разные. В одних случаях семейная жизнь молодых складывалась счастливо, и через годы праздновались свадьбы серебряные, золотые и даже бриллиантовые. А иногда, к сожалению, даже самые пышные свадьбы не гарантировали молодоженам безоблачного счастья. Семьи распадались по разным, порой,  самым непонятным, причинам,  и даже  из-за пустяков. Трудно однозначно сказать, какой брак у нас, в современной России, прочнее: после пышной свадьбы с венчанием или после самой скромной свадьбы, которую и свадьбой-то по заведенному обычаю  назвать-то нельзя.

         За свою долгую жизнь мне пришлось исколесить нашу матушку-Россию, что называется, и вдоль, и поперек: от берегов Тихого океана до берегов Балтики, от таежной деревеньки Архангельщины до цветущего края — Кубани. А в дороге, как известно, люди-соседи по купе особенно откровенны. Порой они могут рассказать о себе то, чем не поделятся даже с близкими друзьями. Вот мне и захотелось рассказать о знакомстве с одной счастливой парой.

         Это было в августе 1992 года. Из Горного Алтая, где жили моя мама,  младший брат и близкие родственники моей жены, мы с женой возвращались в Калининград. В Барнауле у нас была пересадка. В фирменном поезде «Алтай» мы заняли свои места еще за полчаса до его отхода. А за две-три минуты до отправления в купе вошли молодые мужчина и женщина.

— Уфф... Успели, — облегченно проговорил мужчина и, пропустив вперед женщину, поставил в проходе чемодан и большую сумку.

— Разрешите представиться. Мы - Аж-два-О, - вытирая пот со лба, с улыбкой проговорил вошедший.

Видя наши недоуменные взгляды, он рассмеялся и уточнил:

— Нет, не аш-ш два о, а аж-ж два о. Первое О - Оля, моя жена. Прошу любить и жаловать. Второе О — Олег, ваш покорный слуга, - картинно приложив к своей груди руку, представился наш попутчик.

Мы тоже представились, сказали, что едем до Москвы, а оттуда в Калининград.
После того, как они обустроились и присели, я сказал, что они удачно придумали свое общее имя — два-О. Олег засмеялся:

— Это еще не все. Мы и родились в один день — 13 апреля, только Оля припоздала немного — ровно на два года, — он потянулся к висящему за спиной пиджаку. — Могу показать паспорта. Я остановил его, а Оля, улыбаясь, подтвердила, что это действительно так.

         От словоохотливого Олега мы узнали, что едут они в гости к родителям Оли, которые живут в Кулунде. А сами они живут в городе Бийске. В Барнауле сделали небольшую остановку — навестили дядю Олега. Потому, как они общались друг с другом, смотрели друг на друга, угадывалась  счастливая пара.

— Как же вы нашли друг друга? — полюбопытствовал я, особо не рассчитывая на откровенность.

— О, это забавная история, — вступила в разговор Оля. — Олег в ту пору был вторым секретарем горкома комсомола, а я после окончания политехнического института получила направление в Бийск и работала инженером-технологом на текстильной фабрике. Однажды он пришел на нашу фабрику с лекцией о боевых и трудовых подвигах советской молодежи. Молодежи в клубе фабрики собралось много. Я устроилась в первом ряду, а когда Олег вышел к трибуне, я обомлела. Его волнистые белокурые волосы, голубые глаза... Ну, прямо живой Есенин. Да он и сейчас такой же красивый. Елизавета Ивановна, правда, он красивый? — обратилась к моей жене Оля, и, получив утвердительный ответ, продолжала: — Я так и просидела всю лекцию, глядя на него. Он не читал заранее подготовленный текст, а рассказывал увлеченно, словно сам был участником тех событий!

Тут мне вспомнилось стихотворение известного в те годы поэта Александра Жарова. Я не удержался и, как говорится, вставил свое лыко в строку:

- «Ты у нас, брат, секретарил ладом,
Задавал работу без конца.
Помнишь, на собрания с докладом
Приходил к нам зажигать сердца?»

— Это про него, про Олега. Он, он! - воскликнула Оля.

— Я тоже сразу приметил ее, — перебил Олег Олю. — А когда наши глаза встретились, я все чаще и чаще останавливал свой взгляд на ее лице, а потом уже читал лекцию как бы только для нее. После лекции я постеснялся к  подойти, а через несколько дней опять наведался на фабрику с одной лишь целью — встретить Ее. И я встретил, когда она выходила из ворот фабрики. Но я и тут постеснялся подойти.

— Я его тоже заметила и не скрою: верила, что он пришел ко мне. Что только не сделает девушка, влюбившаяся с первого взгляда? Я замедлила шаг, потом остановилась у киноафиши, и как бы случайно увидев его, пролепетала: «Здравствуйте, товарищ лектор!» Потом мы назначали места свиданий, ходили в кино, но ни разу не поцеловались. А недели через две Олег вдруг говорит мне: «Поехали в Чемровку? Я познакомлю тебя с родителями».

Рассказ Оли продолжил Олег:

— В первую же субботу мы и отправились. Автобусом до Чемровки три часа езды. Оля очень волновалась всю дорогу. А когда я показал  наш дом, она совсем разволновалась. Идет-идет, вдруг остановится... Боялась: а вдруг не понравится моим родителям. Время близилось к вечеру. Я не предупредил о своем приезде, поэтому для мамы наш приезд был как гром среди ясного неба. Она встретила мою избранницу испытующим взглядом, и явно не скрывала, что Оля пришлась ей по душе. Вскоре пришел с работы и отец, работавший на железной дороге. По его лицу было видно, что он тоже одобрил мой выбор. Это он подтвердил, когда женщины ушли на кухню готовить ужин.

— Пора, пора уже обзаводиться семьей, - сказал отец.

— Я тоже так считал: мне шел уже двадцать шестой год, — продолжал Олег. — Это была наша помолвка. По этому случаю я прихватил бутылку «Советского шампанского», с трудом добытую через третьи руки. Получив благословение родителей, мы уже в воскресенье вернулись в Бийск. И не стали тянуть с регистрацией брака, тем более что в ЗАГСе работала моя двоюродная сестра. И 13 июня, да, да, опять это число — 13. Именно 13 июня 1977 года, в понедельник, мы расписались, вступив в законный, до последних дней наших жизней нерушимый брак, — высокопарно закончил Олег свой монолог.

— А потом была свадьба! — Засмеялась Оля.

Засмеялся и Олег:

— Да! И какая свадьба!.. Свадьба вдвоем. Мы по очереди кричали «Горько» и
целовались.

Мы с Лизой переглянулись, удивляясь услышанному. Видя, что его слова произвели на нас впечатление, Олег продолжил:

— Мы еще в Чемровке условились с Олей, что наша свадьба будет только вдвоем, только для нас двоих. Взяли недельный отпуск, я приготовил рыболовные снасти, упаковал прихваченные у родителей сухари, сушеное мясо, картошку и разных овощей с огорода. Позаимствовал у приятеля небольшую, уже видавшую виды палатку, и, навьючив все это на свои плечи, утром следующего дня мы вышли на трассу, чтобы первым автобусом выехать в Сростки, где учительствует мой бывший сокурсник по институту. К счастью, он оказался дома. Андрей, так его зовут,   уже полгода директорствует и дел у него невпроворот. Но ради нас, он бросил все дела и, подивившись нашему «сумасбродству», как он выразился, взялся помочь нам. Наши разговоры прервала жена Андрея Вера, пригласившая всех к столу. А к полудню мы были уже на берегу Катуни. День выдался на славу. Было тихо. Только зеленоватые воды Катуни с тихим шорохом набегали на песчаный с мелкой галькой берег. Андрей взял у кого-то лодку, чтобы переправить нас на один из «необитаемых» катунских островков, получивший почему-то название «Заячий». Закинув в лодку наши запасы, пополнившиеся заботами гостеприимных хозяев, и вставив в уключины деревянные весла, мы отчалили от берега.  Быстрые зеленоватые воды Катуни понести нас в конечный пункт нашего свадебного путешествия.

           Слушая рассказ Олега, я как-то незаметно для себя мысленно оказался в далеком 1948 году. Тогда я работал редактором последних известий Горно-Алтайского радио. Однажды ранним июньским воскресным утром мы с другом Абрамом Зверевым на своих стареньких велосипедах отправились на Айское озеро. Около 11 часов мы были уже на берегу Катуни. Катунь… Я бы назвал эту реку одним из чудес света. Начав свой бег с высоты более двух тысяч метров, пробиваясь сквозь скалистые горы Алтая, она из маленького ручейка, преодолев каскад порогов, вырвалась на равнину и слилась с Бией. Обе они образовали многоводную Обь. И еще много километров было видно, как в одном обском русле текли две реки.
Ожидая паром, чтобы переправиться на левый берег, мы любовались Катунью. Я не знаю, есть ли еще на Земле такая река,  где бы ее вода в эту летнюю пору была от зеленовато-голубого до бирюзового цвета.

Мои воспоминания прервал Олег:

— И вот мы на острове. Андрей, несмотря на наше «мы сами», помог нам в обустройстве: поставить палатку, оборудовать «кухню», заготовить дрова и даже распалить первый костер. Условившись, что через неделю Андрей вновь причалит к «нашему» берегу, мы распрощались.

Олег умолк. Чувствовалось, что мысленно он вновь побывал на их с Олей острове Счастья. Молчала и улыбающаяся Оля.
Мы не тревожили их своими вопросами, дав им возможность предаться приятным воспоминаниям.

— Такая свадьба... — помолчав, задумчиво заговорила Оля. — Может, ее и свадьбой-то можно назвать только условно, но для нас с Олегом это — на всю жизнь: и свадьба, и свадебное путешествие, и вечная любовь... А всему венец наши дети: дочь Настенька, названная именем моей мамы, и сын Артем — это имя его дедушки, папы Олега. На время каникул их увез к себе в Чемровку дедушка.

— Неделя пролетела незаметно. Погода была как по заказу – теплая, солнечная,- вернулся к воспоминаниям Олег. – Я отвел свою душу на рыбалке. Варили уху, на вертеле коптили рыбу, собирали  грибы. Готовили витаминные чаи из местных трав и листьев черноплодной рябины и облепихи. Сделали и заготовку этих растений. А какой у нас аппетит! Часто включали радиоприемник, слушали музыку и даже танцевали. Вечерами сидели у костра и пели под гитару любимые песни.
          В последние годы в Сростках мы бываем довольно часто, — помолчав, вновь заговорил Олег.— Навещаем Андрея, пару раз побывали на «нашем острове». С 1976 года в Сростках проводятся ежегодные шукшинские чтения. Василий Макарович — наш знаменитый земляк, и все мы гордимся им и чтим его память. В дни чтений мы с Олей встречались со многими известными писателями, поэтами, актерами, с некоторыми даже близко познакомились.

— Но Шукшина помнят и чтят не только на его родине, - перебил я Олега. – Герои его рассказов и фильмов – это мы, его современники… Хотите послушать стихотворение о Шукшине?

— Конечно! Это интересно. А его автор?

— Имя автора ничего вам не скажет, Лучше послушайте стихотворение:
Русский парень с предгорий Алтая,
Огонек из народных глубин,
Добрый гений родимого края...
Его имя — Василий Шукшин.
Сельский парень, он жизнь не по книгам
Познавал, ошибаясь подчас.
Дорожил каждым часом и мигом,
Все узнать и понять торопясь.
Он от роду, Шукшин, трудоголик,
Самый, что ни на есть самоед.
Про усталость его и про боли
Знал один только старый Бикет.
На Бикете под солнечным зноем
Он любил посидеть босиком,
Думать там, наслаждаясь покоем,
И о будущем, и о былом.
Сын народа и рупор народа -
Хитрых, умных, родных чудаков,
Из того он крестьянского рода,
Что горды за своих земляков.
На экранах героев немало,
Среди всех знаменитых имен
Парень — добрый, веселый, удалый -
Пашка с кличкою Пирамидон.
Песнь о красной калине вдруг стала
Лебединою песней Творца.
Его гордое сердце устало -
Он ушел, не допев до конца.
Он ушел, незабвенный Василий -
Сын России, Творец, Гражданин.
Помнят Сростки и вся Россия
Это имя — Василий Шукшин.

- А можно, я перепишу это стихотворение? - Спросил Олег. Я дал ему в руки «самиздатовский» сборник стихов «Память».

- Так это вы его автор? Что же вы это скрываете? Хорошее стихотворение. Можно, я его с вашего разрешения передам в дом-музей Василия Макаровича? - Глядя мне в глаза, спросил Олег и достал из чемодана блокнот.

Наскоро переписав стихотворение, убрав чемодан и немного помолчав, Олег промолвил:

- Да, все правильно. О популярности Шукшина говорят и шукшинские чтения. Мы это знаем не только по выступлениям на торжественных мероприятиях, но из частных бесед с писателями и артистами.

         За разговорами время пролетело незаметно. Вот и Кулунда. Мы тепло распрощались, как близкие знакомые. Наших попутчиков встречали полтора десятка родственников Оли — и взрослые, и дети. Встреча была трогательной, видно было, что к ним приехали желанные гости.

         Мы с Лизой еще не раз вспоминали эту удивительную семейную пару. И в один из вечеров наших воспоминаний она посоветовала мне написать рассказ об этой случайной и удивительной встрече со счастливой семейной парой и об их любви…


Рецензии
Да, свадьбы разные бывают. Свадьба вдвоем- очень романтично:) Замечательный рассказ. Всего доброго! С уважением,

Галина Михалева   13.08.2014 03:57     Заявить о нарушении
Еще как романтично!:)
И недорого:)))

СПАИБО, Галина!

Литклуб Листок   13.08.2014 14:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.