О поэтических сборниках В. Ременюка и А. Русских

ЧТО СОКРЫТО ЗА «ЗАПЯТОЙ»?
(Рецензия на авторский сборник Валерия Ременюка «Запятая»)

 Известная проблема «физиков и лириков» в наши дни перерастает в некую борьбу за первенство между современными компьютерными и нано - технологиями и проблемами гуманизации и «очеловечивания» общества. Академик А.Д. Сахаров доказал возможность мирного параллельного сосуществования и «лириков», и «физиков». В начале нашего века ученые с мировым именем С. Ф. Боев, О. Я. Боксер, академики РАН С.В. Гольдин, В.Е Захаров и М.А. Пластов и некоторые другие подтвердили, что любая наука не только не препятствует литературному творчеству, но и выступает своеобразным стимулом к поэзии.

 И вот новое тому подтверждение – очередной авторский поэтический сборник ученого, юриста и управленца Валерия Ременюка «Запятая», лейтмотивом которого становится умелое сочетание мотивов современной техногенности и лиризма.

 Уже само название сборника подразумевает, что «запятая» - это или продолжение перечисления чего-либо, или противопоставление чему-то:

 Что ожидает нас с тобой –
 Сокрыто там, за запятой.

 Автор хочет подчеркнуть, что до окончательной точки еще далеко, да и кто, где и в чем её поставит? Конечно же,

 Куда спокойней кушать кекс
 И не соваться в гипертекст…

 Но, кто, как не мы, должны вначале призадуматься, а потом попытаться что-то изменить в существующем мире? Именно к этому ненавязчиво и призывает своей поэзией Валерий Ременюк:

 Запас удачи,
 Ты думал, вечен?
 Но все иначе…

 Своеобразная терминология и ритм, философский смысл каждого стихотворения напоминает, что

 Терпеливо Время, но,
 Позабудь его уважить -
 Остановится оно…

 Мир для Валерия Ременюка не что-то аморфное, а конкретное, состоящее из обыкновенных людей, таких, как художник в стихотворении «Беседа», у которого

 Просто, умерли родные.
 Не осталось
 Ни души…,

 или юноша из стихотворения «Апрельское», располагающий «технологией секретной с оригинальным именем «любовь»», или простые «Люси и Светы». Именно с ними автор не только идет по жизни, но сопереживает их проблемы и сожалеет, что

 У метода Ньютонова есть слабое звено:
 Он помогает гениям дойти великих дум,
 А кто умен поменее, тем отшибает ум…

 Неравнодушие поэта к окружающему миру, стремление посочувствовать горю, сопровождающему, к сожалению, нас ежедневно четко прослеживается в стихотворениях «Цунами» или «Вознесение Вознесенского». Естественно, как ученого – технаря, Ременюка не оставляют равнодушными и странности гения Перельмана, и «сермяжная телега / С термоядерным продвинутым движком», и проблемы загрязнения мирового океана:

 Пока мы с вами тут шустрим в бессмысленных заботах,
 Украли жулики Гольфстрим…

 Порой очень остро, порой через сатиру и юмор автор напоминает, что

 Неспроста обозначал еще Гораций
 (актуальный и для нас еще, увы!):
 «Все успехи мировых модернизаций
 Начинаются, робяты, с головы!».

 Да, удивительные стихи Валерия Ременюка не могут не затронуть, они не останутся незамеченными, потому что в них не только современность «во всей её красе», но и мы с вами, творящие эту современность, живущие рядом друг с другом и, порой, просто не замечающие горе и нужд у ближнего, а уж куда нам до мировых проблем, пусть, мол, кто-то другой с этим разбирается… Да нет же, именно мы и должны над этим призадуматься; именно от каждого из нас зависит многое пока не поставлена последняя точка, а лишь стоит загадочная запятая, умело выписанная замечательным мастером современного стиха Валерием Ременюком.

Николай Дик, кандидат социально-педагогических наук,
 публицист, журналист, прозаик и поэт.
г. Азов Ростовской области
 ***


ФРАКТАЛЫ СУДЬБЫ
(Рецензия на поэтический сборник «Фракталы» Анастасии Русских)

 Жизнь и судьба каждого из нас всегда индивидуальны. Но они подчинены вечным законам мироздания и, порой, многие человеческие судьбы перекликаются, приумножаясь своей собственной индивидуальностью. На каждом этапе собственной жизненной стези мы обнаруживаем, что на новом этапе взросления появляется некое подобие уже прожитого, но только в другом масштабе, в другой плоскости и в другом размере. И все эти закономерности так схожи с теорией фрактальной геометрии.

 Неудивительно, что свой очередной поэтический сборник известная поэтесса и прозаик из Прокопьевска Анастасия Русских назвала именно «Фракталы». Это не просто подборка неординарных стихов, но тщательно подобранные автором этапы собственной жизни, отражающие некую подобию геометрической прогрессии, в которой «маленькие «тройки» объединяются в блоки по 9 стихотворений».

 Отец современной фрактальной геометрии Бенуа Мандельброт, определяя фрактал, как бесконечно самоподобную геометрическую фигуру, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба, не мог и представить себе, что его теория подтвердится не только в геометрии или алгебре, но и в жизни, а главное – в поэзии.

 Психолог по образованию, библиотекарь по призванию, романтик и поэт по состоянию души Анастасия Евгеньевна Русских (Куприк) идет по жизни с гордо поднятой головой, спотыкаясь о превратности судьбы и находясь в вечном поиске идеала любви и счастья. Это сильный человек с огромной силой воли. Не каждый осмелится признаться в своих недостатках или ошибках, а Анастасия это может сделать. Ей нечего стесняться и бояться чего-либо или кого-либо. В интернет журнале «После 12» она признается, что за прожитые годы успела «поработать почтальоном, лаборантом, сторожем, выпускающим редактором, менеджером, дизайнером, верстальщиком». Но это только помогло ей обрести себя в жизни, найти свое нынешнее призвание – стать библиотекарем отдела досуга Центральной городской библиотеки Администрация города Прокопьевска МУ «Управление по культуре». Не просто библиотекарем, а прекрасным знатоком книги, талантливым наставником, организатором и методистом, публицистом, прозаиком и поэтом.

 Талант библиотекаря – поэта был высоко оценен коллегами – она призер областного конкурса профессионального творчества библиотекарей «Книгиня - 2010». В областной газете «Кузбасс» от 15 мая 2010 года отмечалось, что «жюри особо отметило работу поэтессы и библиотекаря Анастасии Русских. Ее рассказ о Зое Тришечкиной читается как увлекательный роман. И не случайно! Столько здесь мистических совпадений, практической методики, явных результатов работы наставника». А городской молодежный праздник в Прокопьевске в мае 2009 года открылся именно исполнением песни «Перечитай!» на стихи Анастасии Куприк.

 Душа Анастасии не может молчать. Она то поет, то страдает, то «смотрит в зеркало на свои ошибки и неудачи». «Писать начала, как только научилась рисовать буквы – в 4 года, - вспоминает поэтесса. - Начала, наверное, потому, что не догадывалась, что можно не писать». Это не удивительно: Анастасия – дочь учительницы русского языка и литературы. «Атмосфера моего детства была такая: кругом книги, словари, стопки сочинений на проверку… и непередаваемый мамин юмор, пересыпанный цитатами из классиков».

 Вот этот юмор и по сей день помогает Анастасии не просто жить, но и выживать в сложнейших условиях поиска личного счастья. «Итогом 11-летнего замужества стал цикл мини-сказок «Про драконов и принцесс» - единственное, что у меня сносно получилось из прозы», - признается Анастасия. Но это далеко не так, в прозе Анастасии Евгеньевны есть замечательные фантастические повести и рассказы, милые детские сказки, загадочные и увлекательные приключения - фэнтази.

 Но, все же, главное предназначение души – это поэзия. Поэзия Анастасии Русских это действительно состояние её души. «Пишу мало. Вообще, руководствуюсь принципом классика: «если можешь не писать – не пиши». Мне это кажется гораздо более правильным, чем «ни дня без строчки». Впрочем, возможно, это просто дело вкуса» - размышляет поэтесса над своим творчеством.

 Лауреат открытого поэтического фестиваля-конкурса Кемеровской области «Пойми, у слова есть душа!», руководитель поэтическо-бардовского клуба «Апрель» города Прокопьевска, секретарь правления Международного союза творческих сил «Озарение» Анастасия Русских автор четырех поэтических сборников «Улыбка феи», «Небесная ставка», «Привычка к полету», «Привычка к полету-2»; успешно публикует свои стихи в журналах «Свет», «Библиотека», «Огни Кузбасса», в альманахах «Озарение», «Возрождение», журнале «Страна Озарение»; пользуется заслуженным авторитетом на серверах «Стихи. ру» и «Проза. Ру».

 Новый сборник стихов Анастасии вобрал в себя самые сокровенные поэтические фракталии её души. Но это не «жалестные женские слезы», не плачь о потерянной любви и одиночестве, а прямой и откровенный разговор с читателем. Именно откровенный, не упакованный в привычные литературные формы и причесанный под аля-бедненькую паяньку, а открытый диалог современника с собратом по перу, читателем, своей собственной судьбой, мыслями и размышлениями. Анастасия не просто талантливая поэтесса, но и человек с четкой сформировавшейся жизненной позицией.

 В небольшом сборнике стихов уместилась целая жизнь поэтессы. «Высшее образование после школы получать демонстративно отказалась и назло кондуктору вышла замуж», - откровенно делится воспоминаниями поэтесса. Причина? Трудно объяснить.
 …А физ-ру отменили.
 Вот это – подарок судьбы!
 Мир банально прекрасен,
 особенно после похмелья.
 И в тетрадке опять
 прорастают стихи, как грибы…

 Что это было – любовь или юношеское легкомыслие, она и сама не поняла:
 ...подростковая память:
 Ты, как мог, защищал
 То, что мы называли – Любовь, -
 А родители – как-то иначе, -
 Не вслух – чтоб не ранить
 Наши юные души…

 Первая попытка, увы была неудачной, но образ Командора остался в душе навсегда:
 ….Я закрою глаза
 и припомню ночные палатки
 И кровавые ветры, терзавшие наши костры.
 Я закрою глаза
 и, как прежде, почувствую кожей
 За спиной - Вашу спину,
 и Ваш хохоток за плечом...
 Я люблю Вас значительно глубже,
 чем женщина может…

 Вот он – первый фрактал судьбы поэтессы под названием «Я же не выдержу столько…».
 …Сколько лет, сколько слез, -
 Больше – только у Слезной Стены…
 Но закрою глаза – мне тринадцать,
 Закончен обед, и –
 Робин-Гудовской бандой
 Двора твоего пацаны
 Мимо окон моих
 Пролетают на велосипедах…

 Но это воспоминание о прошлом, а впереди новая жизнь с «бесконечным самоподобием», которую Анастасия мужественно встречает со свойственными ей прямолинейностью, иронией и самокритичностью.
 ….Расскажи своей будущей,
 пока что еще не встреченной,
 Как рождаются ссоры,
 и как – бесовской рессорою –
 Между диким мужчиной
 и не менее дикой женщиной –
 Вдруг – дикая тварь
 из дикого инфра-города…

 Теперь мысли становятся более трезвые, хоть и навеяны грустью:
 …Сплю – и не сплю;
 и в уюте не чувствую вкуса,
 Хоть домовому рыдай в волосатую грудь, -
 Только тихонечко,
 чтоб невзначай не проснулся
 Тот, кому я помогала сегодня уснуть…

 Это новый этап в жизни поэтессы, новые фрактальные перипетия судьбы в поисках личного счастья и своего собственного «Я», где
 …На обычной гулянке, зовущейся корпоративом,
 Завершившей веселым салютом…
 появляется новый повод осмысления дальнейшей жизни. И это осмысление приходит через тернии нескольких профессий, среди которых одна особенно врезается в душу:
 Сторожа – жильцы иного мира, -
 Где заметней мелочей значенье,
 Где пространства делаются шире,
 И секунд прозрачное теченье
 Тишиной раздроблено на струи…

 И в этом нет ничего необычного. Стихи, посвященные «сторожам всех времен и народов», появились в сборнике отнюдь не случайно, ведь Анастасии довелось самой испить все прелести этой незаметной обыденной работы. Именно в этой обыденности можно стать случайным свидетелем «Автобусной зарисовки» или «Песни геймера», иными глазами увидеть, как
 Два кота сидели в палых листьях,
 Обсуждали право на подвал…,
 насладиться современным сленгом «Заправляя картридж» и понять, что
 …Поэты водку очень даже пьют;
 Смешной вопрос…
 А что ещё с ней делать?!

 Но это наша современная жизнь и от неё никуда не деться:
 …Старый ходок по стрелялкам «три-дэ»,
 Думер и Квакер со стажем,
 Я не бывала счастливей нигде
 В жизни - и в юности даже…
 потому что и во второй раз…
 Костра не вышло. Бог с ним, не зима…

 Нет, это не жалоба на судьбу, это размышления о пройденном и предстоящем будущем. А может взглянуть на жизнь мужскими глазами? Постараться понять и другую сторону?
 ….Ты смеешься. Залпом водку пьешь.
 Счет ведешь андрюшам, вовкам, юркам…
 Ты ведь знаешь: мне как острый нож –
 Твой роман с очередным придурком!

 Значит, и другой половине бывает тяжело? А почему бы и нет, ведь он тоже человек.
 …Лети, не бойся: выйдешь молодцом.
 Земля поймает в тёплые ладошки,
 Заманит в лукоморные дорожки,
 Но выведет на свет в конце концов.

 Что ж, так устроен мир. Может быть, и здесь затаились фрактальные законы мирозданья? Их просто надо понять и воспринимать такими, какими они есть.
 А знаешь, порою мне кажется – все хорошо!..
 Мир просто, немного качнувшись,
 вернулся на место…

 Посмотри на жизнь через зеркало собственной судьбы и ты многое поймешь. Именно поэтому среди десятков других в сборнике особенно выделяется небольшое стихотворение о зеркале. В незатейливых строчках Анастасия Русских приоткрывает маленький секрет большинства женских сердец:
 …И как смешно – уже за тридцать пять,
 Нажив детей, заслуги и награды,
 Опять себя у зеркала поймать
 Все с той же фразой: «Слышь, баклан… Че надо?»

 «Фракталы» Анастасии Русских необычный сборник стихов. В нем переплелись и женская лирика, и философия мыслящего человека, и проза обыденности, подкрепленная крепким словцом, и боль от постоянных утрат и потерь, и трезвый взгляд на реалии жизни. Неординарный стиль и ритм стиха, обогащенные широтой души замечательного человека, необычные повороты жизненных ситуаций и особый взгляд как на современную поэзию, так и на философию жизни будут интересны поклонникам поэзии самых разных возрастов. Поэзия Анастасии Русских особенная, она не подвластна подражанию и не вмещается в строгие рамки теории стиха. Может быть, именно поэтому её стихи хочется читать и перечитывать заново, раскрывая каждый раз все новые и новые секреты магии фрактальной поэзии. Ведь Анастасия Русских не просто прекрасный поэт, а
 Частичка Творца, уловившая радостный ритм
 Единственно нужного дела – учиться творенью…

Николай Дик,
 публицист, прозаик, журналист и детский поэт,
 кандидат социально-педагогических наук, член Союза Литераторов Европы,
 Союза журналистов России и МСТС «Озарение».
 ***


Рецензии