Три дня рождения у одного человека

ТРИ ДНЯ РОЖДЕНИЯ У ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Стремительный взлет и трагическое приземление

Все у него с рождения было не так, как обычно бывает у людей. Сказочное везение порой перемешивалось с такими ляпсусами. Ему, родившемуся 15 сентября 1931 года в деревне Корсаково Горьковской области, в «Свидетельстве о рождении» записали дату рождения 20 декабря 1931 года. Как бы изначально притягивая к нему трагическую дату 15 декабря 1957 года, день авиационной катастрофы, ставшим в последствии его третьим днём рождения.. В графе отец записали данные только родившегося ребёнка – «Александр Серафимович Никищенков». (После трагической катастрофы он действительно стал сам себе отец, сам воспитав человека, сумевшего сделать вызов судьбе). Голодное довоенное и военное детство, только в лётном училище Александр впервые досыта наелся. Но несмотря на постоянное чувство голода, огромное стремление учиться завершается реализацией тайных планов. Мечта многих мальчишек-сверстников - стать лётчиком, сбывается! С отличием законченное в октябре 1951 года  Краснокутское лётное училище гражданской авиации в Саратовской области. Затем удачное распределение в город Горький Московского управления гражданской авиации в 201-ый отряд. Счастливый брак с Риммой Чернышевой. Молодая обаятельная жена рожает одного за другим здоровых смышлёных пострелят. Карьера летчика стремительная, как взлёт самолётов. Полеты на самолете По-2: возил почту по Горьковской области. А летом 53-54 г.г. работа в службе по патрулированию лесов от пожаров.
В конце 1953 года поехал в Ростов-на-Дону переучиваться для полетов на самолете ЛИ-2. Курсы вторых пилотов закончил в конце декабря 1953 года. В июне 1954 года был направлен работать 2-ым пилотом на самолете ЛИ-2 в город Куйбышев. Возил грузы, почту, пассажиров, совмещая полеты с работой секретаря комсомольской организации отряда. Затем в сентябре 1956 года был направлен во вновь созданную школу высшей летной подготовки в городе Ульяновске, где он сначала учился на командира. И здесь в апреле 1957 года был оставлен приказом по ШВЛП инструктором командира на самолете ЛИ-2. И уже летом 1958 года переучился на инструктора командира корабля ИЛ-14. Что еще может пожелать 27-летний летчик?
Но авиационная катастрофа, произошедшая с самолетом, за штурвалом которого был командир корабля Александр Никищенков как бы отсекла всю предшествующую этому событию жизнь. И 15 декабря 1957 года становится третьим днем рождения .
Падение произошло при заходе самолета на посадку. Последнее, что запомнил летчик в тот роковой момент: сильный удар самолета о землю, резкий толчок, пробитое телом лобовое стекло и пропеллер, как мясорубка рубящий правую руку и ногу и тьма. Члены экипажа, оставшиеся внутри самолета, погибли сразу…Одна только могила, приготовленная для Никищенкова на Центральном городском кладбище не пригодилась…  Причина авиакатастрофы так и осталась неизвестной. 
Но почти бездыханное замороженное тело командира корабля было найдено, правда, не сразу и подавало признаки жизни. Изуродовано в нём было всё. Не истёк кровью, так как были сильные морозы, и замёрзшая на ранах кровь прекратила сильное кровотечение. 
Но, видимо, было суждено выжить. Усилиями врачей областной больницы бала оказана первая помощь. Никищенкова срочно на самолёте отправили в клинику Склифосовского в Москву. Там собирали по частям изрубленные на куски и руку, и ногу, которая оказалась в результате на много короче не изрубленной, но сломанной во многих местах второй ноги. Склеивали, как могли лицо и все остальное. Его преданная жена Римма Владимировна ни разу за три с половиной месяца не вышла из палаты. Врачи только удивлялись ее самоотверженности! Заботу о детях на себя взяла теща – Клавдия Петровна Чернышова. И совершенно безнадёжный больной стал медленно поправляться.
Потом он сам рассказывал, что его спасли доверчивость и чувство юмора, которое у него до сих пор неиссякаемое. Ему сказали, что он скоро поправится. И он поверил. Ему сказали, что нет ничего страшного в его увечьях. И он поверил. Все силы приложил, чтобы ускорить процесс выздоровления.
Самое тяжёлое, как он вспоминает, началось дома, когда его почти недвижимого положили на кровать. Но он не сдался и тренировал свое изрубленное пропеллером тело. Жена всегда была рядом и всегда смотрела на него, как на здорового человека. И вот он впервые встал на костыли и подошёл к окну. За окном в небо взлетали самолёты. Небо манило его. И вскоре он, собрав все силы, доковылял до ШВЛП и попросился на любую работу. Начальство не смогло отказать инвалиду первой группы, и он стал возглавлять методический отдел, в состав которого входила фотолаборатория. В фотолаборатории бывший лётчик нашёл новое увлечение - фотографию, продолжая одновременно тренировать свой мозг и тело. И начальство опять пошло на встречу. До 1970 года Александр Серафимович был также секретарем педсовета ШВЛП. А с 1970 года Никищенков - инструктор тренажера самолетов ИЛ-18, ТУ-154, ИЛ-86. Для обучения слушателей на тренажере для ТУ-154 приходилось часто выезжать в Киев и Куйбышев. Для работы на ИЛ-86 летали со слушателями в Пензу, так как там был очень хороший тренажер. Лётчиков многих стран мира обучил сложнейшим приёмам пилотажа этот человек на земле. Про него написано много стихов. Ульяновский бард Евгений Беляев на стихи, посвященные в день золотой свадьбы ему и теперь уже покойной  жене Римме Владимировне, написал чудесную песню.
Семья Никищенковых всегда отличалась редкой отзывчивостью к людским бедам и всегда помогала последним, чем только могла. Александр Серафимович всю жизнь помогал своим престарелым родителям. Очень дружен был с братом. Так получилось он пережил почти всех своих родных и друзей. Но, несмотря на пережитые потери, людей, Александр Серафимович не сдаётся. Много времени уделяет правнуку Диме, собирающемуся идти в этом году в школу, помогает внуку Саше, работающему на УАЗе. Старается быть интересным сыновьям человеком. Сыновья Александра Серафимовича, которым он вместе с женой отдавал всё своё свободное время, - прекрасные люди. Старший Игорь Никищенков – кандидат математических наук. Младший сын долгое время занимался лёгкой атлетикой. Входил в сборную команду по лёгкой атлетике Ульяновского танкового училища.
До сих пор Сергей Никищенков занимается спортом. Всё свободное от работы время он отдаёт своему любимому виду спорта  - бильярду. 
Так через тернии пробивается к жизни этот неунывающий человек. По его внешнему виду никогда не подумаешь, что такие страшные испытания выпали на его долю. Он до сих пор красив, обаятелен и никогда не жалуется на жизнь, каждый день принимает по утрам душ. Единственно, чего не хватает ему в теперешней жизни его красавицы и умницы Риммуси. Но жизнь продолжается. Он написал прекрасные мемуары, ведёт домашнее хозяйство. Скрашивают его жизнь Хорошие потомки: внук Александр, внучка Анастасия и правнук Дима. И до сих пор с трепетом и с любовью смотрит в небо, которое принесло в его жизнь огромную боль, но, главное, радость! Своё повествование об этом человеке хочется закончить стихами:
Вы ж всё небо покорили
За штурвалом многих стран.
Вы азы парням вдолбили,
Путь открыли в океан.
С ними Вы в полёте каждом
За штурвалом корабля.
В авиации, поверьте,
Столько лет прошли не зря.
      
Надежда Никищенкова. 29.03.2006 г. 


Рецензии
Надежда,спасибо большое за рассказ! Сегодня важны такие примеры мужества и силы воли!

Веселова Анастасия Алексеевна   06.05.2015 07:32     Заявить о нарушении
Дети войны - особые люди. Александр Серафимович и Римма Владимировна - удивительные люди. Они уже ушли из моей жизни... Но я так счастлива, что у меня были такие свёкор и свекровь. С благодарностью и признательностью за отзыв. Счастья, здоровья и успехов во всём под мирным небом.

Надежда Хисметова   06.05.2015 08:30   Заявить о нарушении