Памяти друзей...

ПАМЯТИ АЗОВСКОГО ПОЭТА БОРИСА БАРТОШЕВИЧА
(Бартошевич Борис Ромуальдович (27.09.1949 – 20.10.2009)
 – известный азовский поэт, журналист и издатель)

 Совсем недавно в Азове вышла новая книга – сборник стихов Бориса Бартошевича под названием «Живу – и слава Богу!». Это авторское литературно-художественное издание посвящено матери поэта Александре Петровне Клименко. Сам автор так говорил о своей будущей книге: «Сборник стихов «Живу – и слава Богу!» - мои многолетние раздумья о главных спутниках жизни: Вере, Надежде и Любви». В жизненном окружении Бориса было очень много людей, но немногие его понимали до конца. За грубоватой внешностью трудно разглядеть хрупкую ранимость и детскую беззащитность его души. Это был необычный, нестандартный человек. И это видно из его биографии.

 Борис Бартошевич родился 27 сентября 1949 года в селе Михайловке Михайловского района Алтайского края. В 1971 году окончил филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института. Преподавал в средней школе русский язык и литературу, работал в средствах массовой информации Алтайского края, Казахстана, г. Новосибирска, член Союза журналистов Казахстана и России.

 Наиболее ярко проявилась его журналистская деятельность в Азове, с которым он много лет назад навсегда связал свою жизнь. Работая в редакции газеты «Факел» Азовского оптико-механического завода, сделал эту газету и оперативной, и интересной, и злободневной. В 2004 году Борис перешел на самостоятельную журналистскую работу и начал издавать еженедельную независимую газету «Мой Азов».

 В следующем году Борис Бартошевич стал редактором первого в городе журнала «Азов» (до этого времени в городе выпускались только газеты). Журнал сразу завоевал заслуженные симпатии читателей своей искренностью, разнообразием интересного азовчанам материала, своими рубриками: «В коридорах власти», «Бизнес», «Неистовый репортер», «Особый случай», «Личность крупным планом», «Жизнь». В 2008 году он становится учредителем, издателем и главным редактором журнала «Первый».

 Борис Бартошевич был известен в Азове как поэт, стихи которого так удивительно отражали его сущность, были во многом биографичны. В своих стихах поэт был предельно искренен, до боли самокритичен, со своей жизненной противоречивостью, поиском своего места в этой стремительной, «остросюжетной» современной жизни. Его творческая деятельность была неразрывно связана с Азовским литературным объединением «Петрович», активным членом которого он состоял, и клубом «Маленький Париж».
 * * *
 Село мое старинное,
 Родимое село,
 Здесь улочки недлинные
 И в горницах светло.
 Окошки, палисадники -
 Такая красота!
 И в будни, и на праздники
 Меня влечет сюда.

 Его влечет туда, где так легко, где искренне исповедуется любовь к добру и душевному теплу, где живут в тесном содружестве и вера, и надежда, и любовь:
 Я пью парное молоко коровье
 И чувствую, как молодеет кровь,
 Как жизнь кипит и полнится здоровьем,
 Как крепнет вера в вечную любовь.

 Борис Бартошевич - активный, плодотворный поэт-песенник. На слова его стихов «Родина», «Васильевской школы сыны», «Дом родной», «Село мое старинное», «Подарю тебя я миру», «Маргаритки», «Песенка о Натали» и других известными азовскими композиторами Алексеем Ивановым, Валерием Настасенко и Александром Королем написана музыка. И эти песни исполняются на праздничных мероприятиях города, они слышатся в студенческих аудиториях и на молодежных конкурсах. Борис Бартошевич верил в Россию, ее будущее. В стихотворении « Родина» он писал:
 С лицом, открытым ветру,
 С распахнутой душой
 Считаю километры
 Страны моей большой.
 Люблю ее я нищей,
 и грязной, и больной,
 в разрухе, в пепелище,
 в туман, и в дождь, и в зной.

 Пусть буду в рваном платье
 Ходить среди людей,
 Но, как сестер и братьев
 Любить ее сильней.

 Пусть едут за границу
 Друзья и недрузья
 За сказочной жар-птицей
 В далекие края.

 Пусть Родину забудут,
 Жить станут без долгов.
 Но там у них не будет
 Ни русских пирогов,

 Ни светлых, вольных песен
 В донских просторах, где
 Так легок мир и тесен.
 И где птенцы в гнезде.

 Земля эта – родная!
 Скажу я, не тая.
 Ей нет конца и края,
 И вся она – моя!

 Едва ли в Азове найдется еще поэт, чьи стихи так поразительно походили бы на него самого. Его стиль и творческий почерк узнаваемы сразу. В любом из стихотворений виден он сам во всей своей противоречивости. С точки зрения профессионализма к его рифмам можно предъявить претензии: они легко угадываемы и ожидаемы, но все же западают в душу, запоминаются, ложатся на музыку. Есть в этих стихах, порой неровных, как дыхание глубоко взволнованного и охваченного любовным чувством лирического героя то, что настраивает на волну взаимопонимания и сочувствия. Как большинству творческих людей, Борису нужно было испытывать чувство восторга, влюбленности. Вот как он описывает историю своей любви:
 Дивная белая роза моя,
 Солнце, что греет как печка горячая.
 Слез восхищения вовсе не прячу я
 И растрезвоню во все я края:

 Милая, нежная муза моя!
 Я пред тобою как ветка склоненная,
 как чистота, донага обнаженная,
 как песни ветра живая струя.

 (А потом неожиданно случился разлад, вызвавший боль в душе)

 И сказка была, и липа цвела!
 И мною ты так восхищалась!
 Но речка ушла, с ней любовь уплыла.
 Теперь – пустота и усталость.

 Теперь я не нужен совсем никому.
 И звезды не греют как прежде.
 И нашу я встречу, должно быть, пойму
 Как гимн уходящей надежде…

 ****
 Душа моя покоя жадно просит.
 Швырну пиджак и босиком пройдусь
 По лугу, что под небом ярким в просинь.
 И господу смиренно поклонюсь.

 Отброшу все сомнения, барьеры
 И окунусь в мир светлой доброты.
 Где царствуют любовь, надежда, вера.
 И где цветут бессмертные цветы.

 И я пойму, что жить на свете стоит,
 Любить, творить, надеяться, мечтать
 И ощущать, что все в тебе родное:
 И божество, и родина, и мать.

 Круг тем его произведений не так широк, но это вечные мотивы любви - к матери, женщине, детям, друзьям, природе, большой и малой родине. Он поёт гимн парному молоку, реке, рыбалке, деревне, городу Азову, ставшему для него родным.

 Борис Бартошевич прожил нелегкую жизнь и всегда оставался честным перед собой. Обладая множеством талантов: поэт, журналист, редактор журнала, тонко чувствующий фотограф, отличный шахматист, кандидат в мастера спорта по настольному теннису, заядлый рыболов, в душе оставался очень ранимым. Возможно, он что-то предвидел в своем будущем:
 ... Только вряд ли сбудется все это.
 Снова ночь. Один. Не спится мне.
 Недосказано и недоспето
 Тают звезды в сумрачном огне.

 Одно из его последних стихотворений:
 Звенят колокола! Я не могу без дрожи.
 Звенят колокола! Горит июньский зной.
 Без сна и без еды бреду по бездорожью,
 Не нужный никому, усталый и больной.
 Казню себя! И слезы лью в подушку,
 Крутая ночь, спаси и помоги.
 Вся жизнь - игра, и мы в ней - как игрушки,
 И делаем нелепые шаги.

 Как нелепо годы пролетели!
 Не дождаться солнечного дня...
 На бульваре зеленеют ели.
 Может, кто-то вспомнит про меня…

 Профессия журналиста подарила Борису массу незабываемых встреч с необыкновенными людьми, о которых он впоследствии писал в своих журнальных статьях. Он рассказывал об интересных, увлеченных своим делом азовчанах: об архитекторе Владимире Фоменко, о художнике Геннадии Прошутинском, о кардиологе Елене Мельниковой, о медицинской сестре Тане Козловой, о водителе такси Надежде Перковец и многих других. На страницах журналов публиковались стихи азовских поэтов, материалы о творческих коллективах, о праздниках и концертах, о главных событиях в жизни Азова, а также о его проблемах. Его искренне волновало состояние некоторых памятников в Азове, трудные судьбы людей. Бориса в городе знали и любили очень многие, общение с ним приносило радость. Он излучал неповторимое, чисто мужское обаяние, был весь такой живой и настоящий, покорял своей надежностью. Так заразительно смеяться мог только человек по-настоящему искренний, воспринимающий жизнь такой, какая она есть. Борис ушел из жизни вскоре после своего 60-летнего юбилея.

 Очень радует, что все-таки сбылась его заветная мечта – выпустить свой сборник стихов. Ведь остались его родственники, друзья, единомышленники, поклонники его таланта. Книгу будут читать, а это значит, что поэт будет жить.

ЛЮДМИЛА ОТАРОВА, библиограф Азовской городской ЦБС,
 НИКОЛАЙ ДИК, член Союза литераторов Европы
***

Памяти друга и поэта

 Говорят, что стихи пишут только люди творческих профессий. Это, от части, так – любая профессия требует творческого подхода. И не удивительно, что среди рабочих встречаются замечательные поэты.

Иван Ильич Ткач родился 3 февраля 1947 года в обычной семье рабочих небольшого уральского городка. Трудолюбие и упорство к достижению поставленной цели проявилось с детства. После окончания техникума, что было редкостью в те далекие времена, начал осознанную трудовую деятельность в одном из конструкторских бюро знаменитого Уралмаша. В 1970 году судьба забрасывает его на Дон, где он продолжает трудиться на Ростовском заводе асбестно - цементных изделий. В 1981 году мастерство сварщика замечает прораб участка Ростовского теплоэнергетического предприятия «Южтехмонтаж» Виктор Бадальянц и предлагает Ивану Ильичу перейти трудится к нему в бригаду. И вот здесь начинается новая трудовая жизнь одного из самых высококвалифицированных электросварщиков Дона далеких 80-х. Именно Иван Ткач варил теперь известную всем фигуру Ники на знаменитой стеле монумента Победы на Театральной площади Ростова на Дону.

 С августа 1981 года Иван Ильич с семьей переезжает в Азов, но до 1991 года продолжает трудиться на «Южтехмонтаже». По словам Виктора Бадальянца, он был безотказным и всегда уравновешенным рабочим, выполнявшим порученное дело с высокой ответственностью и мастерством. «Сварочный шов Ивана Ильича можно было отличить от сотен других одним взглядом», - вспоминает его бывший начальник.

 В середине 80-х Иван Ильич два года работает по контракту в Ливии, в середине 90-х – четыре года в Монголии. После выхода на пенсию не перестает трудиться и в Азове. Умение сгладить любую напряженность доброй улыбкой и юмором, быть человеком слова и дела, позволили Ивану обзавестись десятками друзей и стать душой любой мужской компании. Однажды ему под руки случайно попался небольшой сборник стихов Юрия Ремесника. Иван несколько раз перечитал поэтический сборник и, вдохновленный поэзией Юрия Петровича, решил попробовать написать то, что диктовало сердце.

 В 2010 году Иван Ильич приходит в литературное объединение «Петрович» и начинает впитывать в себя азы поэзии и стихосложения. Первые попытки не всегда были удачны, но он стремился учиться и совершенствоваться, никогда не останавливался и не обижался на дружественную критику. Добрейшей души человек обрел свое второе призвание – писать стихи душой и открытым сердцем.

 В 2010 году выходит первый сборник стихов Ивана Ткача «А жизнь не уместить в строку», на следующий год второй – «Слова как дар: и жизни, и судьбы». Для поэзии Ивана Ильича характерна гражданская и любовно-философская лирика.
 «Мне, Ивану, по нраву простое имя.
 Жив, наивно влюблённый чудак.
 Не всегда доволен делами своими,
 Жизнь не сказка, и я не дурак».

 В его стихах можно встретить много юмора и сатиры. Жизнеутверждающий лейтмотив каждого стихотворения, будь оно воспоминание о песках Монголии или Ливии, о беспечной юности или природе родного края, о безмерной любви к старшему брату и к своей жене Валентине, с которой они прожили сорок лет и воспитали замечательного сына, побуждает читателя к добру и милосердию, к борьбе со злом и несправедливостью.
 «Пусть мои мысли на бумаге
 свой для тебя оставят след.
 Я наберусь чуток отваги
 и на семь бед найду ответ».

 С сентября 2011 года Иван Ильич становится активным участником группы «Азов литературный» и ежемесячно публикуется в международном литературном журнале «Страна Озарение», участвует в различных поэтических фестивалях Ростова и Азова.

 Но жизнь удивительно коротка. 18 марта 2013 года на 66-м году она оборвалась и у Ивана Ильича. А сколько было планов – издать уже завершенный третий сборник стихов, воспитать внука, помочь любимому сыну выстроить новый дом…
 «Подчиняясь небесным ветрам
 Долетим однажды до вечности,
 Соберемся с друзьями и там
 У костра обычной сердечности».

 Память о прекрасном добром человеке, своеобразном поэте и высококвалифицированном рабочем, верном друге, любящем муже, отце и дедушке Иване Ильиче Ткаче останется навечно в сердцах тех, кто знал его творчество, кто общался, дружил и трудился вмести с ним многие годы.


Николай ДИК,прозаик и поэт, член Союза писателей России
http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=4102&st=10
***


Рецензии