Денис Мацуев Crescendo в Сочи надолго
- Десятый юбилейный фестиваль мы открываем в Сочи на сцене Зимнего театра и посвящаем его памяти об удивительном человеке – Святославе Бэлзе. Все эти десять лет он был с нами, вел все наши концерты, и это был своеобразный мастер-класс для всех: после его слов невозможно было плохо играть.
Среди приехавших молодых исполнителей – сплошные дебюты в вашем городе. В программе Crescendo – два симфонических гала-концерта, а также джазовое шоу «Классика и джаз». Прозвучат такие известные симфонические произведения, как Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. Чайковского, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 С. Рахманинова, а также музыкальные шедевры К.М. Вебера, Ж.Б. Арбана, М. Бруха, К. Сен-Санса, П. Сарасате и других. Постолимпийский Сочи станет первым городом, где пройдут юбилейные концерты Crescendo. Афише фестиваля собраны имена ярчайших исполнителей: Владислав Лаврик (труба), Юлия Дейнека (альт), Валерий Соколов (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель), Артур Назиуллин (кларнет), Сергей Крылов (скрипка), Мария Баянкина (сопрано). Солисты выступят совместно с Государственным симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова (художественный руководитель - Владимир Юровский, дирижер - Станислав Кочановский). Не знаю, выступал ли он в Сочи раньше. Сейчас всем ясно, что Сочи стал в этом году необычной филармонической точкой на карте мира. В этом городе проводилось огромное количество фестивалей, много делает Юрий Башмет. Мы благодарны нашим партнерам, без которых не состоялся бы фестиваль «Крещендо». Культура, искусство без финансовой поддержки существовать не могут.
- Как вы составляли юбилейную программу трех дней фестиваля в Сочи?
- Программу я не составлял. Знал, что сам буду играть. Приглашенным музыкантам сказал просто: играйте, что хотите, к чему в этот период лежит душа. И каждый предложил сам выбранные произведения.
- Вам нравится футбол. В 2018-м в Сочи будет интересно. Как думаете, ваш фестиваль останется в городе к тому времени?
- Уверен. Думаю, «Крещендо» надолго в Сочи. Мне этот город очень нравится, я тут бывал уже раз тридцать с 1981 года, когда родители меня сюда впервые привезли. Очень важно, чтобы у фестиваля было свое время проведения, к которому привыкают люди. Многие музыкальные фестивали проводятся ежегодно примерно в одно и то же время, и это хорошая традиция.
- Для чего вы создали фестиваль Crescendo?
- За десять лет работы фестиваля в нем участвовало более ста молодых музыкантов. Мне при его создании было важно показать публике высокий исполнительский уровень артистов новой русской филармонической школы. Перестройка вынудила многих молодых талантливых россиян уехать учиться и работать за границу. Я знал многих из них. И именно их мы приглашали выступать в «Крещендо». Наши концерты с большим успехом прошли в Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Сочи. Я счастлив, что сейчас на афишах концертов, которые проходят в России, - 95% имен крещендовцев.
- Вы очень занятой и востребованный в профессии человек. Как вы отдыхаете?
- Отдых музыканта… Это случается нечасто. Приходится отдыхать во время работы. Хотя иногда случаются редкие дни, когда я занимаюсь чем-то другим, не музыкой. Например, на пасхальном фестивале Валерия Гергиева в Иркутске, моем родном городе, у нас был один выходной день. И мы пошли купаться в Байкал. И я собственноручно окунал звезд в озеро. Будем ли отдыхать в Сочи? Может быть, если будет время, пойдем купаться в море и есть шашлык. Кроме музыки, нужно хоть немного находить времени для чтения книг, просмотра фильмов, занятий спортом.
- Что нужно делать для популяризации классической музыки среди молодежи России?
- Я бы назвал это просвещением. И кстати, в России самая молодая аудитория слушателей. В Европе в залах вы увидите в основном седые головы. Приобщение молодежи к классической музыке – процесс долгий и зависит от нескольких направлений. Еще в садике и школе нужно проводить увлекательные занятия. Нужно больше хоров. Хорошие примеры – Венесуэла, Китай, где занятия музыкой начинаются с детства и считаются престижным делом. И важную роль, я считаю, сейчас играет Интернет. С его помощью можно многое рассказать – интересного и полезного, объяснить. Повально, конечно, невозможно всех приобщить к классической музыке, все-таки это элитарное искусство.
- Вы часто бываете в регионах. Расскажите, какие там тенденции? Играете ли вы с региональными оркестрами? Сыграли ли бы с Сочинским симфоническим оркестром?
- Я рад, что во многих городах сейчас строят концертные залы, в других активно проходят гастроли известных коллективов. Залы переполнены. Да, у региональных оркестров есть немало проблем. И одна из важнейших – отношение к музыкантам со стороны властей города. Хотелось бы к исполнителям большего уважения и внимания. Также невысокие зарплаты. Нужно поднимать престиж профессии музыканта оркестра. Кстати, в России 43 рояля для разных залов купили по моим просьбам губернаторам. Ведь хорошие инструменты – это очень важно. Символично, что открытие и закрытие сочинской олимпиады проходили через призму русской культуры. Когда я играл в «Фиште», это было потрясающе. Дирижера Сочинского симфонического оркестра маэстро Олега Солдатова знаю, с оркестром буду рад сыграть.
Свидетельство о публикации №214072400856