О новой книге Эллы Крыловой

  На фото картина Екатерины Крыловой "Водопад на Урале" (холст/масло).

__________________________________________________               

Екатерина Крылова

                «Как трудно свой небесный строить дом…»

Элла Крылова. «Animula, vagula blandula». СПб, «Геликон-плюс», 2014.

       Название книги Эллы Крыловой в переводе с латыни – «Душа, скиталица нежная». Это – строчка из стихотворения римского императора Адриана, и это – отсылка к Серебряному веку, когда поэты любили воскрешать латынь в названиях своих сборников: «Cor ardens» Вячеслава Иванова, «Tristia» Мандельштама, «Anno Domini» Ахматовой. Элла словно говорит нам: связь времён не прервалась, «поэзия земли не умирает», как писал Китс, эстетические принципы прошлого живы и в настоящем. И действительно, в поэзии Эллы Крыловой присутствует и архаика, и Серебряный век, и современность.

       У хорошего поэта не найдёшь банальностей, но в его стихах всегда есть молчание, как знаменитая театральная пауза, которая удается немногим актёрам. На стихи Эллы можно петь мантры, можно медитировать, стихи эти – стремление к трансцендентному, к преодолению реальности, которую мы видим нашим грубым зрением. Бунин язвил по поводу поэтов, что «они не обходятся без ангелов, как без домашней птицы». Но у Эллы ангелы всегда уместны, это – те же люди, только лёгкие, крылатые и безгрешные. И, читая стихи  Крыловой, безоговорочно веришь, что ангелы существуют. В этом – мастерство поэта.

       Пусть пережитого чувства к лирическому образу не так прост, ибо художник анализирует чувство, но когда пережитый опыт и найденный образ совпадают, возникает ощущение вечности:

                страданье светлеет и светом уводит
                всё вверх, что тянуло нас вниз.

       Жизнь проходит, как «сон цветной и затяжной», но мы среди похоронных маршей жаждем горнего света, надеемся, что сознание не померкнет, и будет не небытие, но инобытие. Трудно строить дом земной, а небесный – ещё труднее, но смерть порою видится как «дверца между домом земным и домом небесным», и переход уже не так пугает. И пусть нездешний свет редок на Земле, поэт собирает «по стиху / перлы горних песен»:

                ожерелье положу,
                словно круг охранный
                для любимых, покажу,
                где Эдем отрадный…

       Хотя мы все – Божьи дети, но как различны у всех жизни и судьбы! Раз живём – то страдаем, у каждого своя неволя, но всё же мы надеемся на лучшее бытие, несмотря на устрашающую порой «правду жизни», которая не радость дарит, а печаль. И всё же жизнь притягательна, она выигрывает спор с небытием, наступает весна:

                ну вот она, первая зелень
                картиною пуантилиста,
                берёзовых птичьих молелен
                мир, прибранный дождиком чисто.

       И люди, и звери, и любая букашка – все к солнцу тянутся и пьют сладость жизни, такую сомнительную, если подумать об итоге. Но весна – это ещё и Пасха, и как в эту благодатную пору не верить в воскресение, в Христа, нам это воскресение обещающего:

                Он нам среди житейских бурь
                откроет ясную лазурь
                и райский нам откроет путь,
                который – не перечеркнуть.

Воздастся всем по вере, и соединятся народы, и прекратятся раздоры между конфессиями, ведь жизнь так мимолётна:

                Мечтаю побратать Христа и Будду,
                хоть рай Христов не дружен с Пустотою.
                Но царские одежды я им буду
                всё ж шить единой ниткой золотою.

И так хочется верить в эти строки поэта:

                И весёлое пение грянет
                вверх по лестнице в рай – до-ре-ми,
                и высокая радуга встает
                примирением Бога с людьми.

       Эта тема, тема веры, любви людской и Божьей, проходит красной нитью через все книги Эллы Крыловой, это и есть главная тема жизни и мудрецов, и простых людей. «Поэзия – познание нематериального средствами полуматериальными», - писала Елена Шварц. Но любовь выше познания, и если человеческое и божеское когда-нибудь соединятся – их соединит любовь.

       В своих заметках я коснулась только одного аспекта творчества Эллы, представленного в новой книге, - аспекта, наиболее мне близкого. На самом деле книга просто роскошна по своему тематическому многообразию. Так, читатель найдёт в ней и яркий цикл стихов об Индии, которая для Эллы так и осталась гумилёвской «Индией Духа», и элегический цикл стихов, посвящённых поездке в Ригу. А ещё читатель погуляет с Эллой по Москве, увидит её глазами католический храм Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице, вместе с Эллой попрощается с Чертаново, где прошли её детство и юность, и посидит на скамейке возле храма святой Троицы, что в посёлке Измайлово:

                Ты миро во флакончике открой,
                в церковной лавке купленное – прямо
                из Иерусалима. Видишь рой
                над нами ангелов, как над крестами храма?

       Душа, скиталица нежная, счастливого тебе пути, и пусть этот путь не кончается, и пусть не кончаются на этом пути перлы песен земных и небесных.

Июль 2014


Рецензии