Награды древней Греции

С образованием первых греческих полисов в IX-VII веках до н.э. появилось и первое греческое ополчение, состоящее из зажиточных граждан, которые могли себя обеспечить вооружением: разного вида шлемом, щитом и мечом. С началом обработки металла в VII-VI веках до н.э. тяжеловооруженные ополченцы (гоплиты) дополнительно получили возможность приобрести: железный панцирь, поножи и копье. На основе использования длинного копья греки разработали военную тактику «фалангу», которая была усовершенствована Александром Македонским. Под защитное вооружение афинские воины надевали «хитон», спартанцы же воевали обнаженными. В то время в поход ходили вместе со слугами, главная задача которых сводилась к переноске всего необходимого (еды, одежды, оружия) для своего хозяина. Поэтому древнегреческое ополчение было на тот момент не особо маневренным. С появлением у греков в IV веке до н.э. наемной армии – фракийских конников и легковооруженных воинов (пелтасты) – они стали одерживать больше побед.

Как и другие народы, древние греки отдавали должное тем, кто храбро воевал и героически погиб. «Свою жизнь афиняне отдают за свое государство так, как будто она вовсе не принадлежит им», – сказано в эпитафии Перикла (в пересказе Фукидида) на торжественной церемонии погребения граждан, павших в боях за родину. 

Заслуженным воинам доставалась большая часть добычи и, согласно поэме Гомера, им «нарезали темены» – наделы земли. Эти пожалования первоначально были не только платой за службу, но и знаками отличия, которые за свою многовековую историю неоднократно видоизменялись, пока не приобрели очертания современных нам наград.

На раннем этапе своего развития награды были чрезвычайно разнообразны по своему внешнему виду и достаточно необычны по содержанию. К примеру, в воинственных племенах пеонийцев, что жили в северной Греции, за отрубленную голову врага торжественно вручали золотую чашу (греч. koupa).

Древние греки своих героев одаривали венками из ветвей лавра, дуба, мирта и ветвью оливы или финиковой пальмы, а также прекрасными керамическими амфорами с дорогим оливковым маслом и, конечно же, деньгами (см. в разделе медали). На одной из древнегреческих чаш (греч. fiali), что хранится в Британском музее, изображен фрагмент росписи, на которой четко видна процедура награждения победителя (рис. 1).

Греческим героям публично выражали благодарность, освобождали от налогов, кормили и поили бесплатно  самого героя и всю  его семью до самой их кончины. В честь победителя сочиняли эпиникии – хвалебные песни, которые обычно исполняли под музыку в сопровождении хора и танцоров. Метрическая структура этих песнопений основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода – завершающего укороченного стиха. Основоположником данного жанра считают выдающегося древнегреческого лирика Симонида Кеосского. Хвалебные стихи и оды сочиняли и другие знаменитые греческие поэты древности, среди них Вакхилид:

Одна есть мера, один есть путь для

Смертных к счастью;

Суметь прожить жизнь, не омрачая

Духа,

А у кого на уме несчастные заботы,

Кто день и ночь ранит душу мыслью

О грядущем, -

Тот мучится бесплодно….

Что пользы

Волновать праздно стенающее

Сердце?…

В священной роще ставили статую или бюст героя или победителя, который по сложившейся традиции повязывал голову шерстяной лентой и завязывал ее на так называемый «Гераклов узел», который символизировал силу и власть. Лента приравнивала героя к «небожителям», т. к. издревле греки изображали наиболее почитаемых ими богов Олимпа на разнообразных керамических изделиях и непременно украшали их головы подобными лентами. По прошествии некоторого времени изысканной разновидностью ленты, но изготовленной из благородных металлов – золота, серебра и их сплава (электрона), стала диадема. И перевоплощение шерстяной ленты в диадему произошло, как предполагают ученые, во времена Александра Македонского. Это наглядно видно на одном из предметов клада – диадеме в виде полого кольца, стилизованного под изогнутое тело змеи, найденной в древней усыпальнице македонского царя Филиппа II. На ее поверхности хорошо виден соединительный замок в виде завязанного узла из матерчатой ленты.

Нетронутое грабителями захоронение обнаружили при археологических раскопках, проводившихся в 1977 – 1978 годах под руководством греческого профессора Манолиса Андроникоса в городке Вергина, что на севере Греции. Там раньше находилась столица Македонского царства – Эги. Вскрыв древнюю гробницу, перед взором археологов предстали украшенные фресками помещения с бесценными сокровищами: серебряными и золотыми культовыми предметами, личными вещами царя, золотым ларцом с прахом царя, украшенного изображением звезды на крышке (символ Македонского царства). А также серебряные урны, увенчанные тонкой работы золотыми погребальными венками цветущего дуба и мирта.

Большое впечатление произвела на археологов позолоченная пектораль (похожая на египетскую награду – ожерелье «шебиу» или «воротник» византийских и русских царей), вооружение (щит и поножи, по которым определили принадлежность гробницы Филлипу II) и облачение (шлем с высоким гребнем под названием «коринфский»). Его название происходит от древнегреческого слова korifi, что означает «вершина». Очертания такого шлема сохранились до наших дней в головном уборе национального женского подвенечного костюма, что надевают до сих пор невесты в провинции Македония на севере Греции.

Бытует предание, что якобы сам Александр Македонский наградил им женщин за проявленное мужество. Возможно, что причиной тому стал следующий факт, описанный Плутархом: «однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики». Так вот она предложила сжечь дворец Ксеркса:  «пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота».
------------------------------
                Библиография:

1. «Античная цивилизация», В.Д. Блаватский, изд-во «Наука», Москва, 1973 г.

2. «Вергина», М. Андроникос, изд-во «ЭквотикеАфинон», Афины, 1992 г.

3.«Античная лирика», перевод с древнегреч. и латинского, изд-во «Художественная литература», Москва, 1968 г.

4. «Детский Плутарх», В. Бутромеев, изд-во «Полипринт», Минск,1994 г.

5. «Награды Отчизны», С. Зацепина, изд-во «Буки Веди», Москва, 2014 г.


Рецензии