Награды древней Греции
Как и другие народы, древние греки отдавали должное тем, кто храбро воевал и героически погиб. «Свою жизнь афиняне отдают за свое государство так, как будто она вовсе не принадлежит им», – сказано в эпитафии Перикла (в пересказе Фукидида) на торжественной церемонии погребения граждан, павших в боях за родину.
Заслуженным воинам доставалась большая часть добычи и, согласно поэме Гомера, им «нарезали темены» – наделы земли. Эти пожалования первоначально были не только платой за службу, но и знаками отличия, которые за свою многовековую историю неоднократно видоизменялись, пока не приобрели очертания современных нам наград.
На раннем этапе своего развития награды были чрезвычайно разнообразны по своему внешнему виду и достаточно необычны по содержанию. К примеру, в воинственных племенах пеонийцев, что жили в северной Греции, за отрубленную голову врага торжественно вручали золотую чашу (греч. koupa).
Древние греки своих героев одаривали венками из ветвей лавра, дуба, мирта и ветвью оливы или финиковой пальмы, а также прекрасными керамическими амфорами с дорогим оливковым маслом и, конечно же, деньгами (см. в разделе медали). На одной из древнегреческих чаш (греч. fiali), что хранится в Британском музее, изображен фрагмент росписи, на которой четко видна процедура награждения победителя (рис. 1).
Греческим героям публично выражали благодарность, освобождали от налогов, кормили и поили бесплатно самого героя и всю его семью до самой их кончины. В честь победителя сочиняли эпиникии – хвалебные песни, которые обычно исполняли под музыку в сопровождении хора и танцоров. Метрическая структура этих песнопений основывалась на чередовании строфы, антистрофы и эпода – завершающего укороченного стиха. Основоположником данного жанра считают выдающегося древнегреческого лирика Симонида Кеосского. Хвалебные стихи и оды сочиняли и другие знаменитые греческие поэты древности, среди них Вакхилид:
Одна есть мера, один есть путь для
Смертных к счастью;
Суметь прожить жизнь, не омрачая
Духа,
А у кого на уме несчастные заботы,
Кто день и ночь ранит душу мыслью
О грядущем, -
Тот мучится бесплодно….
Что пользы
Волновать праздно стенающее
Сердце?…
В священной роще ставили статую или бюст героя или победителя, который по сложившейся традиции повязывал голову шерстяной лентой и завязывал ее на так называемый «Гераклов узел», который символизировал силу и власть. Лента приравнивала героя к «небожителям», т. к. издревле греки изображали наиболее почитаемых ими богов Олимпа на разнообразных керамических изделиях и непременно украшали их головы подобными лентами. По прошествии некоторого времени изысканной разновидностью ленты, но изготовленной из благородных металлов – золота, серебра и их сплава (электрона), стала диадема. И перевоплощение шерстяной ленты в диадему произошло, как предполагают ученые, во времена Александра Македонского. Это наглядно видно на одном из предметов клада – диадеме в виде полого кольца, стилизованного под изогнутое тело змеи, найденной в древней усыпальнице македонского царя Филиппа II. На ее поверхности хорошо виден соединительный замок в виде завязанного узла из матерчатой ленты.
Нетронутое грабителями захоронение обнаружили при археологических раскопках, проводившихся в 1977 – 1978 годах под руководством греческого профессора Манолиса Андроникоса в городке Вергина, что на севере Греции. Там раньше находилась столица Македонского царства – Эги. Вскрыв древнюю гробницу, перед взором археологов предстали украшенные фресками помещения с бесценными сокровищами: серебряными и золотыми культовыми предметами, личными вещами царя, золотым ларцом с прахом царя, украшенного изображением звезды на крышке (символ Македонского царства). А также серебряные урны, увенчанные тонкой работы золотыми погребальными венками цветущего дуба и мирта.
Большое впечатление произвела на археологов позолоченная пектораль (похожая на египетскую награду – ожерелье «шебиу» или «воротник» византийских и русских царей), вооружение (щит и поножи, по которым определили принадлежность гробницы Филлипу II) и облачение (шлем с высоким гребнем под названием «коринфский»). Его название происходит от древнегреческого слова korifi, что означает «вершина». Очертания такого шлема сохранились до наших дней в головном уборе национального женского подвенечного костюма, что надевают до сих пор невесты в провинции Македония на севере Греции.
Бытует предание, что якобы сам Александр Македонский наградил им женщин за проявленное мужество. Возможно, что причиной тому стал следующий факт, описанный Плутархом: «однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики». Так вот она предложила сжечь дворец Ксеркса: «пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота».
------------------------------
Библиография:
1. «Античная цивилизация», В.Д. Блаватский, изд-во «Наука», Москва, 1973 г.
2. «Вергина», М. Андроникос, изд-во «ЭквотикеАфинон», Афины, 1992 г.
3.«Античная лирика», перевод с древнегреч. и латинского, изд-во «Художественная литература», Москва, 1968 г.
4. «Детский Плутарх», В. Бутромеев, изд-во «Полипринт», Минск,1994 г.
5. «Награды Отчизны», С. Зацепина, изд-во «Буки Веди», Москва, 2014 г.
Свидетельство о публикации №214072400941