Исламские смыслы матрицы

Попытаемся взглянуть на фильм "Матрица" (The Matrix, 1999) с позиций исламской философии. Прежде всего можно вспомнить фразу, которую по преданию изрек халиф Омар по поводу неисчислимых томов Александрийской библиотеки: «Если все эти книги повторяют истины Корана, значит они бесполезны; если они им противоречат, значит они вредны». Однако так говорил тот, кто понимал Коран лучше, чем многие из ныне живущих. Иным же необходимы разъясняющие тексты. Фильм - это визуальный текст.

"Матрица" дает перевод одного из основных коранических понятий - "куфра" (неверия или «погани»). Куфр - это метафизическая оппозиция "имана" (веры); это то, что делает человека "кафиром" (неверным или «поганым») в этой жизни и обитателем ада в будущей; это то, что преодолевается в процессе "джихада". Матрица - есть куфр.

«Увы, невозможно объяснить, что такое Матрица», говорит главному герою Морфиус. Матрица повсюду. Человек пребывает в ней, совершая свои повседневные дела. Также и с неверием. Матрица - это мир грез, надвинутый на глаза, чтобы скрыть истину. Напомню, что если арабское слово «неверие» (куфр) в дословном переводе означает именно «сокрытие и утаивание».

Славянский же эквивалент куфра - «неверие» - буквально означает отсутствие веры. Матрица, как и куфр - это «темница для разума» или, выражаясь более заумным языком, «нейро-активная модель». Чтобы не мистифицировать читателя, разберемся с последним определением куфра. Нейро- это составная часть сложных слов, которая восходит к греческому обозначению «нерва, жилы или тетивы». В контексте рассуждения Морфиуса, нервы - это естественные информационные каналы. Безусловно, мы должны выйти за пределы привычной биологии, ибо Коран указывает, что куфр не является прерогативой человека.

Первым измыслил куфр Иблис - джинн (Коран 2:34; 18:50) - разумное энергетическое существо, напоминающее европейских эльфов. Первичный куфр напоминает то, что современные философы назвали бы «шизоидным дискурсом» (фрагментарным или расколотым рассуждением) или «дискурсом с атрофированным основанием». Напомню, дьявол приводит следующее рассуждение: «Я лучше его (человека): Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (Коран 39:76). Подобное логическое по форме рассуждение (огонь совершеннее глины, следовательно, производные огня совершеннее производных глины, совершенное не может покланяться несовершенному) обособилось от первоисточника любой информации.

Откровение произносится в вечности. Любой же вывод из них имеет частное применение и не может противоречить основе, ибо Божественный Интеллект бесконечно превосходит конечный интеллект джинна, человека или любого иного сотворенного или произведенного существа. Но что такое рассуждение (дискурс), как не вид информации - система, определяющая последующие действия? ДНК определяет синтез белка, слухи порождают панику, инструкция определяет способ эксплуатации техники. Куфр определят грех, а вера (иман) - продвижение по прямому пути.

Морфиус ясно указывает на соотношение куфра и кафиров: «Матрица - это система. Система и есть наш враг. Но пока ты в ней, оглянись, кого ты видишь? Бизнесменов, учителей адвокатов, работяг - обычных людей, чей разум мы спасаем. Однако пока эти люди часть системы - они наши враги. Ты должен помнить, что большинство из них не способно принять реальность. А многие из них настолько отравлены или зависимы от системы, что будут драться за неё. Если ты не один из нас, ты один из них». Кафиры - это абоненты куфра, часть системы и носители дьявольской информации. Часть из них способна обратиться к истинной вере, часть не откажутся от своих заблуждений даже перед лицом смерти. Далее Морфиус говорит об агентах - инструментах саморегуляции системы, которые могут быть сопоставлены с шайтанами.

Конечно, «Матрица» - это фильм притча. Там есть много художественного вымысла. Действия разворачиваются в XXII веке, а автором Матрицы называется Искусственный Интеллект. Но, напомню, это фильм-притча. Неизвестно, сознательно или нет авторы фильма вкладывали исламские смыслы в свое произведение.

2004. Первая публикация на koran.ru


Рецензии