Тайна Феофана Книга вторая, Глава 11

Глава 11. ФАПСИ. Неполадки спутника-агента.
5 марта 2002 г. Вторник. Генерал ФАПСИ Павел Валерьевич Семененко в своем кабинете склонился над бумагами. Проект, которым он руководил, дал небольшой сбой. Генерал воспринимал это как собственную трагедию. Подробности ему пока не известны. Он внимательно разглядывал отчет группы. В это время поступил сигнал, к нему пришел Иван Иванович Андреев. Семененко прикоснулся к сенсору на дисплее, и дверь открылась. На пороге стоял майор.
-Добрый вечер, Ваня, - сказал генерал, не дожидаясь приветствия младшего по званию.
-Здравствуйте, Павел Валерьевич, - как-то устало ответил майор.
-Ну, докладывай. Что там стряслось? А то я тут закопался в этих бумагах, ничего не пойму. Очень серьезно? - спокойно и вкрадчиво спросил Семененко.
-Павел Валерьевич в двух словах, проблема в том, что американский спутник оказался двойного назначения.
-Ну и что с того? Разве мы с вами не знали о том, что бывают разные назначения? - спросил генерал. И добавил: - А вы что, не знали?
-Мы знали об этом после его запуска. Сначала все шло замечательно. Мы взяли их спутник на абордаж. Установили своего агента. Да вы и сами знаете… - досадливо проговорил Иван Иванович: - В общем, когда мы переделывали программное обеспечение, то там осталась недоработка.
-Знаю, Ванек, знаю. Знаю, что все было замечательно. И информацию мы считывали прекрасно. И получили управление над чужим шпионом. Так что же все-таки произошло. Но начни не с причины, а с последствий.
-Последствия такие: мы потеряли возможность управлять штатовским спутником. При этом информацию мы получаем стабильно и в полном объеме. И наш противник ничего об этом не знает, - почти скороговоркой выпалил майор.
-Так что же вы все меня пугаете? Радость вас забери. Ты что, забыл? Наша задача была не столько получить контроль над вражеским сателлитом, сколько получить возможность считывать его информацию. А потеря дополнительных функций - это не трагедия, - слишком громко сказал генерал. У него на лице читалось облегчение. Такая проблема - это не проблема.
-Товарищ генерал, - начал Андреев почти официальным тоном.
-Да что там «товарищ генерал», - досадливо сказал Семененко: - Ну-ка, расскажи. Наш спутник работает, он нам подчиняется? И о каких недоработках ты говорил?
-В том-то и дело, что он не выполняет команды. Работает как бы сам по себе. Просто как датчик скидывает нам всю информацию. Программа ушла в цикл. Считывает информацию у американца и отправляет нам.
-И что, есть опасность, что он перестанет это делать?
-Нет, такой опасности нет. Наши ребята проанализировали ситуацию. В таком режиме он будет работать, сколько позволит его ресурс, - ответил майор. - Он не выйдет из цикла без вмешательства.
-Хорошо, я все понял. Это ничего. Мы задачу выполнили. А теперь поведай, что же стряслось. Раз уж «наши ребята», - генерал передразнил Андреева, - проанализировали ситуацию.
-Дело в том, что изначально в программу мы не закладывали возможность двунаправленности «клиента». А при переделке ПО один из наших молодых, рассеянных… Он не довел до конца цепочку команд условного оператора. Причем при отладке это разгильдяйство не проявилось. Иначе еще тогда я бы его поучил уму-разуму… На каком-то этапе программа просто зашла в тупик. И теперь нужен толчок, чтобы сдвинуть её с места.
-Что еще за толчок? Нам что, туда толкача запускать? - возмутился генерал, но улыбаясь.
-Нет, это я образно так говорю. Нужно отправить нашему спутнику определенный программный код, который разблокирует систему, выведет из бесконечного цикла. А потом спутник сможет воспринимать наши команды, и мы введем дополнительный код, который уже готов и который исправит программу. Просто немного подправим алгоритм.
-Тогда что же вам мешает? - спросил Семененко.
-Я же говорю, наш спутник не слушается и не хочет воспринимать команды - он в бесконечном цикле.
-Ну и бог с ним. Ты же сказал, что он все равно будет продолжать работать, просто в качестве передающего устройства.
-Нас это не устраивает, - сказал серьезно Андреев.
-Кого это нас? Вы - это министр обороны или президент страны? Не вам это решать, - отрезал Павел Валерьевич. Но Андреев не сдавался:
-Как же вы не понимаете! У спутника есть огромные возможности, которые теперь не используются.
-Да никто не собирается их использовать. Мы не будем сейчас, когда с американцами дружим, забирать их спутник, даже если это шпион. Не станем его повреждать. Чего же тебе еще надо?
-Павел Валерьевич, вы вспомните… Мы имели возможность в моменты, когда АНБ со своим GeoLITE  не контактировало, решать свои задачи. Он выполнял наши задания, - уговаривал Андреев.
-Ну, и что с того? - генерал запнулся. - Слушай, Ваня, что ты от меня хочешь?
-Товарищ генерал, Павел Валерьевич, мы можем восстановить работоспособность нашего агента в полном объеме. Ну, или попытаться это сделать.
-Я вижу, что ты от меня просто так не отстанешь, - раздосадовался Семененко, - сейчас я иду туда. - Генерал показал пальцем вверх. - Надо успокоить главного. А потом я уделю тебе немного времени. Ты помни, Ваня, кроме вашего проекта… Точнее, нашего. Я отвечаю еще за несколько важных проектов. Я не могу только тебе уделять много времени, тем более, что, как оказалось, у вас все нормально. - Генерал поднял руку ладонью вперед. - Все, хватит, Ваня. Придешь завтра утром.
На следующее утро разговор продолжился. После приветствий перешли сразу к делу.
-Ваня, у тебя примерно полчаса и не больше, - сказал Семененко.
-Павел Валерьевич, для того чтобы восстановить полную функциональность нашего спутника, в него надо передать одну-единственную команду, загрузить один оператор, но принудительно. Мы не можем сделать это по своим каналам связи. Спутник не воспринимает наши сигналы. - Павел Валерьевич не перебивал. - Мы можем это сделать, если отправим такой оператор через американский спутник. Наш «агент» поневоле считает посланный код и выйдет из цикла. В этот момент по обычному каналу мы получим на короткое время возможность доступа в программу и отправим группу операторов, которая исправит всю программу. И наш спутник вернется в штатное положение. Вся эта процедура будет происходить за считанные секунды, но оба сигнала, которые мы посылаем, должны быть синхронизированы, учитывая расстояние и время прохождения сигналов до спутника. Такой синхронизации добиться несложно. - Андреев перевел дыхание.
-Тогда что же вам мешает сейчас? - спросил генерал, передразнил: - «Такой синхронизации добиться несложно».
-Нам необходимо выбрать момент, когда АНБ не обменивается со своим спутником и не сможет засечь наше подключение.
-Ну, так и выбирайте.
-Для этого нам надо поехать в Эфиопию, - с опаской сказал майор.
-Причем тут Эфиопия, вы сами не в состоянии справиться? Вы надеетесь, что эфиопские товарищи вам помогут? - недовольно произнес Семененко. Андреев стал говорить быстро, боясь, что его перебьют:
-Луч связи спутника GeoLITE скользит по поясу Земли. При связи с помощью лазера необходима прямая видимость. Чаще всего зона молчания у американцев приходится именно на этот участок. У нас уже готов мобильный аппарат с лазером, чтобы отправить сигнал. Параллельно и синхронно по обычным каналам связи пошлем код для исправления программы.
-Почему бы вам не воспользоваться радиосвязью в нужный момент? - спросил генерал.
-Такой сигнал легко пеленгуется, - был ответ.
-Но они не знают, кому мы посылаем сигнал.
-Да, но сигнал надо шифровать кодом АНБ для GeoLITE, - сказал Андреев. Продолжил, не дожидаясь следующего вопроса: - Есть и другие места на Земле, откуда можно послать сигнал. Но Эфиопия предпочтительнее. Там много гор, и туристы-альпинисты не вызовут подозрений. В горах нам никто не помешает. Есть и еще одна задача, которую мы смогли бы решить параллельно.
-О чем это ты говоришь? - спросил Семененко. В этот момент он почувствовал, как в груди екнуло.
-С американского спутника 2 марта мы получили странное фото. Зачем они сделали этот снимок, неясно. Но на снимке странный объект. Наши специалисты не смогли дать ему никакого определения. Но американцы заинтересовались объектом и повторили снимки. Надо сказать, что этот объект больше не проявился. Это нечто находится как раз в Эфиопии. Исследование его не составит труда. Мы можем опередить США.
-С чего ты взял, что американцы собираются его обследовать?
-АНБ никогда не делает лишние снимки.
-А где-нибудь с нашей территории мы не можем связаться со спутником? - спросил генерал. Но сам он уже был согласен отправить разведчиков в Африку.
-Приемник лазерного луча на GeoLITE имеет очень узкую направленность. Есть и еще одно предпочтение Эфиопии. Наш аппарат должен иметь очень маленькие размеры. А значит мощность лазера строго ограничена. Мы должны направить луч так, чтобы попасть в приемник под строго определенным углом. И это, как ни странно, именно Эфиопия.
-Ладно. Я все понял. Попробую поговорить с Лауновым. Опять вынужден рассчитывать на его поддержку. Подготовь мне все материалы, - сказал Семененко.
-Все уже давно готово, - майор протянул папку, которая была у него в руках, - здесь все в очень сжатой форме. Есть и американские снимки.
На этом разговор закончился. Но встреча с Лауновым состоялась только на следующий день, да и то кратковременная. Семененко кратко обрисовал ситуацию и оставил материалы. Для Лаунова просьба друга значила очень много, поэтому он не откладывал дело в долгий ящик. А еще через пару дней сам пригласил Семененко.
10 марта 2002 г, воскресенье. Лаунов и Семененко (Семенов) встретились утром в кабинете Александра Борисовича. Разговаривали долго. Семененко заручился поддержкой друга и начал подготовку к отправке группы в Эфиопию.
После многократных согласований и т.д. в Эфиопию решили отправить четверых. Дрожкина Андрея Владимировича и Павлову Зинаиду Александровну - молодых людей, которые имели специальную физическую и разведывательную подготовку, уже участвовали в операциях за пределами России. Их цель - обеспечить безопасность группы и решать организационные задачи. Кроме них в поездку отправлялись Саллина Анжела Федоровна - специалист по системному программированию и Володкевич Леонид Семенович - специалист по аппаратному обеспечению.
Приборы занимали не много места и умещались в два небольших рюкзака. Их отправили отдельно от группы специальными секретными курьерскими каналами. В конце операции аппаратуру надо привести в негодность и спрятать где-то на месте.
Аппаратура отправилась в Эфиопию 27 марта 2002 г.
А группа вылетала в Эфиопию прямой авиалинией 2 апреля.


Рецензии