Путь к вершинам

«Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». Так писал о спутнице своей жизни выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих (1874—1947).

В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих (1879—1955), известной общественной деятельницы, автора и переводчика многих книг, посвященных восточной философии. Е. И. Рерих происходила по матери из рода Голенищевых — Кутузовых, была правнучкой великого русского полководца, родственницей знаменитого композитора М. П. Мусоргского. В 1901 году она вышла замуж за Н. К. Рериха, прославленного русского художника, и с тех пор их судьбы были неразделимы.
Когда Н. К. Рерих задумал совершить грандиозную экспедицию, которая должна была пересечь высочайшие горы планеты – Гималаи, многим не верилось в возможность ее осуществления. Русские путешественники, и прежде всего Н. М. Пржевальский, много лет стремились проникнуть в неизведанные области Тибета и Гималаев, попасть в Индию с севера. Их попытки не имели успеха. Экспедиция Н. К. Рериха 1925 – 1928 годов увенчала достижения русских исследователей Центральной Азии. Путешествие по Индии,  Западному Китаю, Алтаю, Монголии, Тибету и Индии – одна из самых славных страниц в истории изучения Азии.
Всюду путешественника-художника сопровождала его жена. Рерих  писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Рерих не случайно упоминает о Тибете. Именно там экспедиция чуть не завершилась трагедией. Английские колониальные власти несколько месяцев продержали путешественников на не приспособленном для зимней стоянки месте. Несколько человек погибли. Из 102 вьючных животных выжили только 10. Как отмечал академик А. П. Окладников, на долю смелых первопроходцев  выпало «тяжкое испытание воли и мужества». Среди тех, кто его выдержал, была и Е. И. Рерих.
После окончания экспедиции, очарованные красотой и величием Гималаев, Рерихи поселились у подножия высочайших гор. Многие культурные очаги в разных государствах мира поддерживала отсюда своей неутомимой деятельностью Е. И. Рерих. Ее голос в защиту равноправия женщин звучал с неослабной силой. Из-под ее пера выходили многочисленные работы, освещавшие философские искания древности. И все это вместе было откликом на современные проблемы, на всеобщий, по выражению, Е. И. Рерих, «развал» в странах капитализма и победную поступь Советского Союза, направлено на приближение новой, полноценной жизни народов. «Страх перед новым, — писала она незадолго до кончины, — навеян недругами, боящимися расцвета нашей мощной страны» (интересно, что эти, например, строки, тогда передавались только в записях).
Ее жизнь была служением прекрасному, героическому, светлому. «Мой отец и моя мать, — говорил С. Н. Рерих, недавно ставший почетным членом Академии художеств СССР, — были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования».
*    *    *
В Индии Е. И. Рерих часто называли «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней звезды». Одну из вершин Алтая новосибирские альпинисты в прошлом году назвали  — Урусвати. «Мы оставили на вершине репродукцию картины Н. К. Рериха «Держательница мира», посвященную Е. И. Рерих, и записку с посвящением вершины Елене Ивановне в канун столетия со дня ее рождения, —  писали участники восхождения в газете «За науку в Сибири».
Вершина «Урусвати» расположена рядом с пиком имени Н. К. Рериха. Это символичное единство – прекрасный памятник славным деятелям русской культуры.

Газета "Советская Хакасия". - 1979. - 8 марта.

-----
Первая и единственная публикация в год 100-летия со дня рождения Е. И. Рерих на ее родине. Через десять лет только, в 1989 году, появились статьи о ней Ю. В. Линника, Г. Р. Рудзите, О. В. Румянцевой, Л. В. Шапошниковой и др.
См.: Елена Ивановна Рерих: Биобиблиографический указатель.  М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009. - С. 49-51.   


Рецензии