Песня диверсантов всех времен и народов

Mir ist das Herz so schwer.
Ich muss zu Hause bleiben
Und lieb Dich doch so sehr.
Du sagst, Du tust nur Deine Pflicht,
Doch troesten kann mich das ja nicht.
Ich wart an der Laterne —
Deine Lili Marleen.


На фото: слева направо: композитор Норберт Шульце, певица Лали Андерсен и автор Ганс Ляйп.

Каждая эпоха приносит своих героев, имена которых будут всегда дороги народу из которого они вышли. Памятники архитектуры, тоже многое могут рассказать о ушедших эпохах и событиях старины глубокой. Поэты напишут стихи. Прозаики увлекательные романы, а народ сложит сказки о них. Появится удивительно красивая музыка рельефно выбивающая на постаменте истории узоры бытия ушедших веков. А еще зазвучат песни, которые будут понятны и близки поколениям потомков. Ведь именно в песне душа русского народа!
В этой миниатюре я расскажу о песне диверсантов всех времен и народов, которую, почему то считают песней нацистов третьего рейха. Но сначала о самих диверсантах.
Для начала, я скажу читателю, что классический диверсант, это не разведчик. Хотя доля работы последнего в деятельности диверсанта присутствует. Грешно бы было не притащить языка из рейда по тылам противника или не выбить пару зубов на лесной опушке особо ретивому осведомителю из числа местных жителей. Согласитесь, что лишний агент свалившийся прямо в тихие кабинеты разведки не помешает никому. Один из основополагающих принципов разведки звучит так:
- В разведке нет отбросов, есть кадры.
У диверсантов с кадрами сложнее, тут требуется плечо друга, которое нужно заслужить своим поведением не только на службе, но и в быту. Все разведывательно-диверсионные группы ( а их существует великое множество разновидностей и специализаций, начиная от промышленных диверсий и заканчивая компьютерными акциями) комплектуются по принципу многолетней дружбы их участников. ДРГ всегда вместе. У них одни праздники и заботы, их семьи дружны между собой и даже в последний путь, диверсанта провожают те, кто был с ним рядом всегда.
У диверсантов не бывает пышных похорон и о нем мало кто из окружающих знает, воспринимая обычного парня как своего соседа, не понимая, что перед ним стоит страшное оружие современной армии и спецслужб, на которого охотятся лучшие специалисты мира.
Живущий в многоквартирном доме дедушка,  сетует с говорливой соседкой на современную молодежь за оставленные в подъезде пустые бутылки  от пива и разбросанные бычки. Призывает в свидетели  всех олимпийских богов и участкового милиционера, клянет правительство и ЖКХ, но при входе домой обязательно передвинет цветок на подоконнике или совершит иной  сигнальный жест, который скажет наблюдающему за конспиративной квартирой «топтуну» из наружного наблюдения, что в конспиративной квартире порядок. Невдомек  соседке, что дедушке достаточно несколько слов, что бы наглые юнцы навсегда прекратили пить пиво, потому, что после акции диверсантов они всю жизнь будут страдать недержанием мочи и ходить под себя или с бутылочкой на боку. Откликаясь на дворовую кличку «Фонтанчик».
Но дедушка никогда не сделает такого шага, потому, что он не бандит или агрессор, а потому что он офицер специального отряда и резидент определенных служб страны, где он подвергается гонению со стороны продвинутой молодежи. Слышите молодые? Не обижайте дедушек! Кстати и бабушек тоже! Там такие костоломы попадаются, что мама не горюй!
А пока судачит уважаемый всеми домовой дед о превратностях жизни и ценах на базаре, ходит в магазин с сеткой авоськой, купленной еще в лейтенантские годы ( вот же качество было в СССР). До поры до времени. Когда вдруг в районе появляются фигурки в рыцарских шлемах с забралами и современных латах, с автоматами и спецсредствами, в бронежилетах с надписями на спине СОБР (спецотряд быстрого реагирования). И выясняется, что в соседнем доме ликвидирована банда преступников, разыскиваемая Интерполом или правоохранительными органами страны вот уже много лет, имеющая на руках кровь мирных граждан.
Удивленная толпа обсуждает это событие и радуется его исходу, но больше всех радуется бабушка – жена деда. Еще бы!!! Премиальные за боевые обеспечены, а значит  можно позволить маленькие радости в своей неспокойной старости.
Тяжелая доля у  чекистких жен. Всю жизнь молчать о своем героическом муже и не иметь возможности пройтись по светлым улицам города с ним, одетым в парадную форму с завесом наград на груди. Как правило дедушка сам служил в СОБРе, но ближе к пенсии, из-за ранений был переведен в тихий отдел, где трудится по сей день, не взирая на возраст и старые болячки.
Кстати знаете как жен чекистов называют в оперативных донесениях? Правильно! "Чекушка"!!!
Но так все выглядит в мирное время. В условиях войны СОБР становится диверсионным отрядом выполняюшим различные функции в тылу врага и на передовой, в собственном тылу и в тылу союзников противника, в зависимости от своей ведомственной принадлежности. В любом случае это диверсионная работа.
Первоначально «диверсией» назывались военные операции, производимые незначительными силами для дезориентации противника, отвлечения его внимания и сил с главного направления. Пример такого рода диверсии — рейд атамана Платова во время Бородинской битвы.
Термин изменил своё значение с появлением бризантных взрывчатых веществ (таких как динамит), что позволяло небольшим группам осуществлять в тылу неприятеля эффективную деятельность. С помощью этих средств во время франко-прусской войны французы в январе 1871 года взорвали ряд мостов в тылу германских войск, осаждавших Париж, в результате чего железнодорожное сообщение в этом районе прервалось на 15 дней. Эффективно применяли диверсии на железнодорожном транспорте и других объектах противника буры в англо-бурской войне 1899—1902.
Дальнейшее развитие диверсий как способ вооружённой борьбы получила в Первой мировой войне. Именно тогда и появилась песня, написанная совсем не диверсантом, но которая стала визитной карточкой диверсантов всех времен и народов.  О ней пойдет речь ниже.
В войне в Испании 1936—1939 в составе 14-го корпуса республиканцев, предназначенного для действий в тылу врага, имелись диверсионные бригады и отряды, подразделения которых совершали диверсии на железных и шоссейных дорогах, линиях телеграфной и телефонной связи.
Особенно широкий размах получили диверсии во Второй мировой войне. В ряде воюющих стран создавались специально подготовленные войсковые диверсионные подразделения. В английской и американской армиях совершение диверсий возлагалось на диверсионно-разведывательные отряды «командос». Специальные диверсионные подразделения различных наименований имелись и в немецкой армии. Кто из читателей не слышал имени Отто Скорцени, «Человека со шрамом»? В итальянских военно-морских силах имелись специально обученные пловцы, которые совершали диверсии путём прикрепления мин к днищам кораблей противника. Известным командиром итальянских диверсионных сил был Юнио Валерио Боргезе.
В ходе Великой Отечественной войны диверсии в тылу немецких войск имели большое значение. Для совершения диверсий привлекались части инженерных войск. Кроме того, были созданы специальные подразделения гвардейских минёров.
В боевой деятельности партизан и подпольщиков диверсии занимали ведущее место. Они позволяли небольшими силами при минимальных потерях или вообще без потерь наносить существенный ущерб противнику. Главным объектом диверсионной деятельности являлись вражеские коммуникации. Всего в ходе Великой Отечественной войны были пущены под откос тысячи воинских эшелонов, подорваны сотни железнодорожных и тысячи шоссейных мостов.
В мирное время диверсионная деятельность активно применяется террористическими группами, диверсии при этом могут рассматриваться как разновидности террористических актов. Примеры таких действий можно наблюдать в настоящее время в Афганистане, Ираке, на Северном Кавказе (характерный пример — диверсия на Баксанской ГЭС), в Москве. В КГБ СССР было даже искусство диверсии.
По свидетельству ряда источников, ЦРУ США было непосредственно причастно к взрыву стратегического газопровода на территории СССР.
В армиях многих государств для проведения диверсий созданы специальные части — войска специального назначения. Диверсии в ходе военных действий планируется проводить небольшими группами хорошо обученных кадровых офицеров под легальным либо нелегальным прикрытием.
Законность или незаконность применения диверсий в отношении противника зависит от:
• той категории лиц, которая их совершает
• объекта диверсий
• используемых средств и методов
Совершать диверсионные акты могут только комбатанты (то есть специально обученные и оснащенные подразделения регулярных вооруженных сил — бойцы диверсионно-десантных отрядов, участники движений сопротивления). Лица, не имеющие статуса комбатантов, не имеют право на законное осуществление диверсионных актов.
Целью диверсионных актов должна являться материальная инфраструктура противника, то есть военные объекты. Диверсии в отношении противника являются законным действием, если соблюдаются нормы права, относящиеся к выбору целей, методов и средств.
Из художественной литературы особого внимания (благодаря изобилию технических деталей проведения профессиональных диверсий) достойны книги Черкасова («Ночь над Сербией», «Балканский тигр» и т. д.).
Самым известным в литературе диверсантом является Джеймс Бонд.
Когда впервые прозвучала  песня о которой пойдет речь, прошло много времени с момента написания стихов для нее. Так бывает, что хорошие вещи ждут своего часа. Что бы стать любимыми в народе или в узком кругу лиц, связанных профессиональными возможностями.
У этой песни давняя и очень интересная история. Она начинается в далёком 1915 году, в берлинской казарме, где среди прочих новобранцев ожидал отправки на Восточный фронт и некто Ганс Ляйп (Hans Leip), двадцатилетний сын гамбургского портового рабочего. Казарменную скуку оживляли лишь периодические увольнения из части. Тогда-то Ляйп и познакомился с двумя берлинскими девушками, с которыми стал встречаться попеременно (на этот счёт, впрочем, есть разные версии). Одну из них звали Лили, а другую — Марлен. Однажды ночью, стоя на часах перед казармой, Ганс от нечего делать принялся сочинять стихотворение, посвящённое сразу обеим своим девушкам -.дочери бакалейщика Лили и медсестре Марлен При этом он ловко объединил их в одну — в Лили Марлен.
После войны Ляйп вернулся с фронта и стал журналистом, а потом профессиональным литератором. Он публиковал стихи, рассказы и даже романы, но крупным писателем так и не стал. Остался Ляйп в истории как автор одного-единственного стихотворения. Правда, известного во всём мире.
Его стихотворение напечатали в 1937 году. Оно попалось на глаза молодой певице гамбургского кабаре Лале Андерсен (Эулалия Бунненберг; фотография в заставке), одной из лучших в Германии 30-х годов исполнительниц «морских песен», и та сразу поняла, что из него может получиться отличная песня. Первый вариант «Лили Марлен» никакого успеха не имел. Но затем, в 1938 году, Норберт Шульце, который был известным оперным дирижёром, а с 1937 года писал музыку для кинофильмов, и сочинил ту самую мелодию, которую мы теперь знаем.
Но и эта новая песня в исполнении той же Лале Андерсен не произвела на публику особого впечатления! Лале исполняла её как сентиментальную любовную песенку — мягко и лирично. Но совсем не это было нужно немцам, жившим в эйфории недавно начавшейся войны. Первая пластинка была продана в количестве всего лишь семисот экземпляров. Но песню услышал сам рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс, который и посоветовал Шульце переделать её, придав ей ритм военного марша. А затем песня в новой аранжировке понравилась фельмаршалу Роммелю — «лису пустыни», командующему африканским экспедиционным корпусом. И всё переменилось. «Радио Белграда», вещавшее на африканский корпус Роммеля, стало ежедневно, в 21:55, непосредственно перед сигналом «отбой», транслировать «Лили Марлен». Песню услышали британские солдаты, воевавшие против Роммеля, она была переведена на английский язык. Первыми её запели солдаты британской 8 армии в Северной Африке, затем французы. И вскоре песня «Лили Марлен» стала любимой песней солдат по разную сторону всех фронтов мировой войны. В 1944 в США был снят фильм «Лили Марлен», а в 1961 году песня прозвучала в фильме «Нюрнбергский процесс».
Но особую любовь эта песня получила именно у диверсантов, не зависимо от их принадлежности к армиям мира. Звучащая вечером, спокойная мелодия как нельзя лучше расслабляет уставшее тело и успокаивает напряженные нервы. Я был свидетелем и участником боя, в котором мой прапорщик, приданный мне с РДГ, военнослужащий витебской десантной дивизии поливал из пулемета наступающих душманов и мурлыкал «Лили». Правда, это все чередовалось матом, и непонятно было, к кому он относится: то ли к духам, то ли, к дочери бакалейщика и медсестре, жившим в Берлине в 1915 году. Пожалуй, я был свидетелем уникальнейшего исполнения этого произведения, которое прозвучало в потрясающем зале природы, где стены были из Памира, а потолок из синего афганского неба.
-  У ворот казармы… трах-тиби-тах-, фонарный столб…растудыт твою мать!…наш силуэт… а-а-а!!! Суки бородатые !!! – и уж совсем торжествующее – Лили Марлен! Лили Марлен!!!! …
Самой знаменитой исполнительницей «Лили Марлен» стала, конечно, Марлен Дитрих . Во время войны с этой песней, неизменной в её репертуаре, она объехала все фронты, выступала перед американскими и британскими войсками, пела и для пленных немцев. Маршевая тональность удивительно подходила её хрипловатому негромкому голосу.
Впрочем, вы можете сравнить два исполнения на немецком языке. Первоначальный, 1939 года, вариант Лале Андерсен — это действительно марш. Песня в исполнении Марлен Дитрихснова становится нежной и лиричной. Если же говорить об английском языке, то хочется обратить ваше внимание на пение Веры Линн. Именно в её исполнении песня транслировалась по БиБиСи на войска союзников в Европе.
Прошло время и многое подзабылось. Но вот неожиданное известие. После каждой операции РДГ повстанцев Новороссии, на сайт АТО приходит ссылка на эту песню, как привет  украинской армии от диверсантов армий непризнанных республик. Я сам лично читал про это в интернете. Говорят, штабисты сильно недолюбливают этот шлягер. Особенно если учесть  потери ВСУ от действий РДГ повстанцев.
Живет песня! Снова появилась среди бойцов специального назначения, успокаивая им нервы и расслабляя натруженные мышцы.
Удивителен феномен этой вроде бы незатейливой песенки! Она о том, что объединяет людей, а не разъединяет их. Но ведь о том же самом написано множество песен, хороших и разных. Так в чём же притягательная сила именно «Лили Марлен»? Почему же эту песню знают, помнят и любят?.. Недавно в Германии проводилась единственная в своём роде выставка, посвящённая песне. Песне «Лили Марлен». Название выставки звучит так: «Лили Марлен. Шлягер делает историю». За неполные два месяца работы эта выставка приняла сорок тысяч посетителей! Среди экспонатов — оригинальная рукопись Ганса Ляйпа, солдатские письма, военная форма Марлен Дитрих, в которой она пела «Лили Марлен» на фронте, костюмы и личные вещи Лале Андерсен, а также живой экспонат: розы сорта «Лили Марлен». И конечно полное отсутствие благодарных записей диверсантов всего мира в книге почетных гостей. Думается, что целостность выставки и отсутствие на ней правонарушений, говорит самое за себя: выставку "парши" (1) посетили негласно.
Вот такая это песня, вот такая это история.



В парке, перед казармой,
помнится, всякий раз
свет разливался фонарный.
Льётся он и сейчас,
давний свидетель свиданий, измен.
Будем стоять у казарменных стен,
как прежде с Лили Марлен.

Под фонарем мы застыли,
слились в единую тень.
Всё, что мы прежде любили,
с нами и по сей день.
В тысячах взоров запечатлен
наш силуэт у казарменных стен —
ты помнишь, Лили Марлен?

Горна рассветной дрожью
кличет дневальный беду.
«Через три дня — не позже! —
вновь к тебе я приду», —
так мы шептали друг другу взамен
слов, обращающих память во тлен,
с тобою, Лили Марлен.

В мире из стона и стали,
в средостенье огня
бёдра твои трепетали,
обманывая, маня.
Под фонарём у казарменных стен
кого завлекла ты в свой сладостный плен
сегодня, Лили Марлен?

Из сокровенного края,
из сердцевины земли,
сон наяву повторяя,
тянутся губы твои.
Я сквозь туманных сумерек тлен
бреду к фонарю у казарменных стен
один, без Лили Марлен.

* В миниатюре использованы материалы статьи Валентина Антонова «Лили Марлен»
(1) - "парши" - разговорное прозвище парашютистов-диверсантов в среде контразведки "Смерш" в годы Великой Отечественной войны.


Рецензии