Мойша

    Миша родился и 7 лет прожил в Киеве, но настоящим моментом своего рождения считает день Бар-мицвы, в Бруклине.

    Два киевских еврея подружились во время восстановления синагоги и практически насильно заставили своих детей пожениться. Так появился на свет ребенок, которого  назвали Михаилом. Уезжать мишины родители не хотели, но потом все же решились. С собой везли главную ценность: Мишину родословную чуть ли от  Царя Давида, со свидетельствами о рождении и обрезании, выданными раввинами по всей Европе.
     Приехали как еврейские религиозные беженцы, поселились в Бруклине рядом с ортодоксами, но жизнь так и не наладилась: родители развелись. Девятилетнего Мишу, уже давно ставшего Мойшей, временно отдали жить в большую семью одного из раввинов. Мойша легко взял языки, усердно и с удовольствием учил Тору. Жили не богато (мягко говоря), но очень весело.
     Бар-мицву праздновали в огромном ресторане, сразу для нескольких десятков мальчиков. В соседнем зале была еврейская, но не кошерная свадьба: женщины танцевали вместе с мужчинами, многие были в коротких юбках... В тот день Мойша впервые столкнулся с реальным миром.

    Несколько лет Мойша помогал в синагоге, числился там на какой-то должности и получал небольшие деньги. Усиленно учился на раввина.
    В 20 лет Мойша женился. С Деброй он познакомился на про-Израильском митинге, потом был период ухаживаний, подробности которого невозможно понять человеку, далекому от жизни ортодоксальных хасидов. Родословная у Дебры была поскромнее, но семья по-богаче. Приемный отец Мойши договорился с родителями Дебры и они организовали свадьбу. Биологические родители на свадьбу не приехали, из родственников со стороны жениха был один из киевских дедов.
     Молодоженам выделили комнатку внутри синагоги, но после рождения близнецов стало понятно, что так жить нельзя. Старший сын опекуна уже несколько лет работал раввином синагоги в маленьком городке в Техасе. Он пригласил Мойшу к себе помощником: община решила, что достаточно для этого богата.

    Мойша твердо знал, что евреи живут в Израиле и в Бруклине. Слышал, что есть общины в Лос Анджелесе и во Флориде. Его жизненным планом было стать раввином и он понимал, что в Нью Йорке этой мечте не суждено сбыться. Но Техас? Разве там живут евреи?
     Решались долго, собирались быстро. Мойша взял папку с родословной, родители Дебры подарили подержанный микроавтобус, набитый кошерными продуктами, посудой и прочими предметами, которые невозможно достать посреди пустынного Техаса.
      Автомобиль жрал много бензина, первая заправка была еще в Нью Йорке. Там на семейство никто особого внимания не обратил. Следующая заправка была в Песильвании. Мойша был уверен, что несколько десятков людей впервые видят ортодоксального хасида с беременной женой и двумя малышами. Они погуляли вокруг машины, но расслабляться было нельзя: кошерное место для ночевки было еще далеко.
    Мойша свято верил своему GPS. Еще в Нью Йорке, развозя посылки из синагоги по еврейским домам, он часто спорил с прибором: "Врешь ты все, я знаю дорогу покороче". Потом оказывался в тупике. В конце концов он принял решение, что люди, сделавшие GPS, не дурней тех раввинов, которые пишут комментарии к Торе. Он же не осмеливается спорить с комментаторами, хотя и не всегда с ними согласен. Вот придет время, думал Мойша, я таки стану авторитетным раввином, тогда и смогу спорить с GPS и прочими премудростями.
     GPS не подвел и в положенное время привел Мойшу и Дебру к небольшому, всего четыре спальни, домику посреди Техаса. Община была не самая богатая, но очень гостеприимная. Аренда была оплачена на год вперед, мебель стояла во всех комнатах и была рассчитана на 5 детей. Два холодильника ломились от продуктов: все было кошерное!
     Месяц ушел на акклиматизацию, потом Мойша приступил к выполнению обязанностей директора школы подготовки к Бар(бат)-мицве.

     Прошло пять лет. Мойша набрал вес и авторитет, все кровати заполнились детьми и как только Дебра забеременела в очередной раз, Мойша понял, что пора двигаться дальше. Дебра успела родить, пока он нашел работу раввина в синагоге возле Лос Анжелеса.
      Почти всю мебель оставили в доме, который община к тому времени выкупила, проводы организовали в доме (больше похожем на дворец) одного из столпов местного общества. Там и встретились Вася и Мойша.
        Вася - совершенно русский человек, в синагогу не ходил, но знакомые евреи у него были - как же без этого? Вот его и затащили на проводы: познакомиться с "русским" раввином. Васю обманули: русский язык Михаил почти забыл и на момент встречи с Васей успел осушить большую бутылку водки "Grey Goose": каждый член общины считал своим долгом сказать ребе "Лехаим!" Так что знакомство не получилось, но Васе было очень интересно посмотреть на дом богатых еврeев: увешаный фотографиями родственников из разных стран и сувенирами из Израиля.

    Через несколько дней огромный RV (дом на колесах), который Мойша арендовал для переезда, выехал в сторону Калифорнии. GPS уверенно показывал дорогу вперед.


Рецензии