Мой родной сердцу Гончаров

ОТ АВТОРА
Мой родной сердцу Гончаров.

6 июня 2009 года. Родительская суббота. С утра мы похоронили подругу Надежду Дмитриевну Храмову. Потом я съездила на Ишеевское кладбище на могилу к маме, а также посетила могилы родных и близких мне людей. Вернулась на час раньше, чем планировала. До начала работы в театре оставался целый час. Я решила пройтись по исторической части города.
С каким-то особым чувством я остановилась около бюста Александру Сергеевичу Пушкину, который установлен около Литературного музея, дома Языковых. Сегодня ведь нашему поэту исполнилось 210 лет. Как быстро летит время… Совсем недавно мы отмечали всей страной 200-й юбилей великого россиянина. Подошла к памятнику основателю нашего города Богдана Хитрово, сумевшего отстроить его за два года, что увековечило его имя на века.

Фотографии.

А теперь я стою около памятника моему любимому русскому писателю, Ивану Александровичу Гончарову. Надо и его помянуть сегодня, в родительскую субботу.

Фотография из книги. Стр. 125

Вдруг меня охватило внезапное чувство стыда перед гениальным романистом. Сколько лет я пишу об этом гении, и всё в стол. Изданы только три вещи, посвящённые великому симбирянину: рассказ «Феномен Гончарова, или букет ирисов», опубликованному в первом номере альманаха «Гончаровская беседка», статья о первом Обломовском фестивале, напечатанной в журнале «Аплодисменты», да статья «Гончаровский 130-й меридиан – новый  проект", размещённой в журнале «Спортшкола». А самые главные мои вещи, увидят ли они когда-нибудь свет?
Так неловко перед заведующей отделом менджмента краеведческого музея Ниной Михайловной Егоровой и директором музея Гончарова Антониной Васильевной Лобкарёвой. Я давно уже в их глазах выгляжу обманщицей и обещалкиной и пр., и пр.
На днях опять был разговор об этих ненапечатанных материалах с Ниной Михайловной Егоровой.
И вдруг я принимаю для себя совершенно неожиданное решение: «Позвоню сейчас Александру Васильевичу Качалину и попрошу к Дню рождения Ивана Александровича Гончарова напечатать книгу!» Александр Васильевич понял все мои душевные переживания и дал добро. Буду надеяться, что выполню обещание данное Ивану Александровичу, и книга будет напечатана к 18 июня 2009 года.
Когда тринадцатилетним ребёнком я приехала на постоянное жительство в Ульяновск я очень удивилась, узнав, что главная центральная улица этого города носит имя Ивана Александровича Гончарова, а не Ленина. Мой классный руководитель в 6-м «Е» 45-й средней школы, а также преподаватель русского языка и литературы Ирина Петровна провела со мной подробную беседу-лекцию, создав в моём подростковом сознании неизгладимый и гениальный образ русского писателя-романиста.
После этого разговора, осваивая историческую территорию моего ставшего мне очень родным города, я не удивлялась обилию названий мест, связанных с его именем.

«В 1893 году была открыта первая в провинции бесплатная народная библиотека-читальня. Ей дали имя И. А. Гончарова».
В 1907 году на средства купцов Юргенсов, … на перестроенном ими доме писателя была установлена мемориальная доска».
«6 июня 1912 года на Венце состоялась закладка Дома-памятника И. А. Гончарову, строительство которого завершилось в 1918 году. Автором проекта выступил Симбирский архитектор А. А. Щодэ.
В один день с закладкой Дома-памятника И. А. Гончарову в городе, 6 июня 1912 года в Киндьяковке-Винновке, на волжском обрыве, в тех местах, которые Гончаров описал в романе «Обрыв» заложили ещё один памятник писателю – Беседка-памятник И. А. Гончарову. Памятник построили на средства Е. М. Перси-Френч, последней из симбирского рода последней владетельницы Киндяковке-Виновки. Автор проекта Шодэ.
В 1912 году центральная улица города, на которой стоит Дом Гончарова, была переименована» в улицу Гончаровскую.
«В 1948 году … у здания» Дворец книги установили «бронзовый бюст-памятник писателю работы скульптора А. В. Ветрова.
В 1955 году Ульяновскому краеведческому музею … Указом Президиума Верховного совета СССР было присвоено имя И. А. Гончарова.
В 1965 году на углу улиц Гончарова и Ленина … появился ещё один памятник И. А. Гончарову, автор его – Л. М. Писаревский.
17 июня 1982 года … был торжественно открыт единственный в стране музей И. А. Гончарова.
… Ещё до открытия музея про сотрудников музея говорили Ванькины дети, с 1979 года в Ульяновске стали проводиться ежегодные Гончаровские праздники.
«В 1990 году Гончаровские праздники получили статус Всероссийских.
С 1990 года … 27 сентября … стали отмечать Дни  памяти И. А. Гончарова».
«В 2001 году постановлением Ульяновской городской думы  имя И. А. Гончарова было присвоено Центральной городской библиотеке. В библиотеке действует Гончаровская гостиная…
В 2003 году в г. Димитровграде Ульяновской области был установлен памятник И. А. Гончарову работы скульптора И. Л. Замедянского.
В 2005 году в Ульяновске в сквере на углу улиц Гончарова и Ленина был открыт памятный знак, посвящённый И. А. Гончарову и его герою его всемирно известного романа И. И. Обломову, - «Философский диван Обломова».
… В 2006 году в Гончаровском сквере у «Философского дивана Обломова» состоялось открытие первого «Обломовского фестиваля».   
Фотографии из книги.
    Стр.124.123,122, 114, моя фотография (115)

Почти все основные прототипы трёх знаменитых романов Гончарова практически списаны с симбирян.

Из книги «Гончаров и Симбирск» стр. 76-77 стр.82-94, 97, 100-109.

Даже только анализируя вступление к книге «Гончаров и Симбирск», чувствуешь: как прочно это имя связано с его родиной и как высоко ценится во всём мире.
«Уехав из Симбирска двадцатитрёхлетним юношей, Гончаров до конца оставался неразлучен с городом…»
«В Симбирске Гончаров работал над первой частью «Обломова», задумал роман «Обрыв», работал над ним в свой последний приезд в 1962 году. Очерки последних лет – «Поездка по Волге»,  «Уха» - родились на основе симбирских впечатлений писателя».
«Третий же роман Гончарова «Обрыв» стал самым «симбирским». Его действие разворачивается в имении бабушки Бережковой Малиновка, «рядом с городом С.». Под Малиновкой симбиряне сразу узнали Винновку, имение симбирских помещиков Киндяковых, расположенное на берегу Волги в пяти верстах южнее Симбирска. Как признался сам писатель, многие черты характера его матери Авдотьи Матвеевны легли в основу образа бабушки Татьяны Марковны Бережковой. В учителе Леонтии Козлове узнавали старшего брата Николая Александровича, который тридцать лет прослужил в Симбирской мужской классической гимназии. В Марке Волохове видели черты одного из племянников Гончарова – Владимира Михайловича Кирмалова. И таких примеров можно было привести немало».
Симбирску-Ульяновску очень повезло по нескольким причинам и обстоятельствам, что именно в этом городе в 1786 году возник один из старейших драматических театров России, и в 1812 году родился Иван Александрович Гончаров, и ещё тем, что в настоящее время руководит областью Сергей Иванович Морозов.

Фото театра.

Наш первый российский писатель-романист остался в истории государства Российского и памяти народной не только, как гениальный писатель, но и как выдающийся психоаналитик, философ, гуманист, путешественник, социолог, просветитель.
Начало XXI века. Мировая психология, социология, сексопатология только в начале пути по изучению вселенских законов любви, а наш великий земляк в своих романах «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» открывает закономерности возникновения, развития, достижения апогея и медленного угасания этого Божественного чувства. Он, на примере развития судеб художественных образов, объясняет неизбежность работы общечеловеческих законов для самого загадочного из чувств, дающих в жизни человека самые яркие ощущения и руководящих главными событиями его жизненного пути.
Так что же должен делать человек для сохранения важнейшего человеческого чувства на земле? Гончаров убеждён сам в необходимости развития и совершенствования этого чувства и призывает людей к главному самовоспитательному движению в психике и укладе нравственно-этических позиций и кредо в душе, сердце и разуме личности: «Возлюбите долг!!!» Человек, любящий долг, стремящийся всегда исполнить его до конца перед любимыми, родственниками, близкими, согражданами, государством, человечеством, а, главное Богом, должен возлюбить служение долгу всем сердцем и подчинять этому служению свой разум!» Чтобы каждый мужчина мог помнить: ища в женщине, мужчине, родных ответное чувство на его любовь, надо всегда прежде всего помнить о великой ответственности перед предметом своей любви.
«Один неверный шаг – разрушена и искалечена судьба», - предупреждает великий романист своих читателей.
Лучше ничего не делать, как Обломов, чем своей бестолковой деятельностью нести разрушение и горе в окружающий мир. Благоразумнее и благороднее радоваться счастью любимого человека рядом с ним в браке со своим другом. Чем сделать несостоятельной свою жизнь в неудачно созданном самим собой жизненном пространстве из-за невозможности и отсутствия внутренних сил для обеспечения счастья обожаемого человека. Всегда умей во время прекратить мучения человека, которые происходят по твоей вине, позволь любимому человеку быть счастливым без тебя и радуйся его счастью.
И судьба подарит тебе встречу с новой личностью, которая, возможно, и не спасёт тебя, но позволит дожить тебе свой век порядочным, высоконравственным человеком. Агафья Матвеевна стала в судьбе Обломова тем краеугольным камнем, который позволил Обломову внутренний покой. Именно, она помогла сохранить внутреннюю целостность характера Илье Ильичу, именно, она помогла сохранить ему внутреннюю гармонию в душе и ясность разума. Он умер от великого разочарования, невозможности изменить внешний мир, сохранив себя, свою гениальную сущность. Великая гуманистическая философия Обломова, как мыслителя, предупреждает человечество: лучше суметь достойно принять как должное облом в своей судьбе, чем разрушительный, никого не чадящий разлом, разрушение и деградацию своего внутреннего «Я». Иван Александрович Гончаров такими словами закончил гимн жизни-подвигу своему любимому герою:
«Честное, верное сердце? Это его невредимое золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности.
Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи».
Обломов и сейчас является одним из любимых литературных героев Западной Европы. Он просто-напросто очаровывает читателей своей добротой, чистотой помыслов и глубиной мыслительной деятельности, гениальной мечтательностью и созерцательностью. И, конечно стоит признать, что каждый российский гражданин и в XIX, и в XX, и в XXI веках – немного Обломов. И большинство ульяновцев также, как Иван Александрович Гончаров считают, что доброта спасёт мир, доброта разумная, идущая от сердца, доброта, которая и создаёт истинную красоту, льющаяся на лик человека из глубин его благородной в помыслах и поступках души. Не существует истинной красоты без доброты. На неофициальном открытии первого Обломовского фестиваля 9 сентября 2006 года в сквере у памятника Ивану Александровичу Гончарову произносились краткие содержательные речи губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым, заместителем губернатора Татьяной Морозовой, вице-президентом НО «Российский фонд культуры» Ларисой Назаровой, заместителем мэра города Ульяновска Татьяной Кабаковой, директором Ульяновского краеведческого музея им. И. А. Гончарова, построенного по подписке на народные средства в начале XX века, Юлией Володиной, прозвучала чётко одна и та же мысль, что каждый себя в душе считает немного Обломовым и старается бороться с ленью в своём характере, но часто порой бесполезно. И что именно это и сближает их, к сожалению, с истинно симбирским литературным героем. Но все без исключения подчёркивали, что очень хотели стать в душе такими же, как Илья Ильич, высоконравственными людьми. Ведь Илья Ильич Обломов прославил Россию в литературном мире тем, что является одним из восьми литературных психотипов, которые приняты всемирной литературной критикой.
С каждым годом интерес к творчеству Ивана Александровича возрастает, так как великий русский писатель нашёл ответы на многие вопросы, волнующие интеллектуально мыслящую общественность, в далёком XIX веке.
Нашему драматическому театру через два года исполняется 225 лет. Сезон 2010-2011 годов завершится в канун 200-летнего юбилея Гончарова. И наш театр обязательно в 226-м театральном сезоне сделает много театральных открытий, соприкасаясь с литературным творчеством И.А. Гончаровым.
Это очень символично, так как имя Гончарова тесно связано с театральным миром. И хочется обратиться к цитате очень точной и блестяще выражающей мысль о театральных корнях творчества Гончарова из вступительной статьи к книге «Гончаров и Симбирск»:
««Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» стали настоящей театральной классикой. Спектакли по этим романам И. А. Гончарова идут на сценах театров мира. Ульяновский областной театр им. И. А. Гончарова также неоднократно обращался к творчеству своего земляка. Наиболее значимыми в истории театра и культурной жизни города были постановки народного артиста БССР П. С. Молчанова, инсценировка Л. Браз, художник Я. В. Глинка (1941 г.), «Обрыв» в постановке Н.М. Генцлера, инсценировка М.А. Гершта и Н.И. Собольщикова-Самарина, художника Н.Г. Владимирова (1966-67 гг.); «Сны Обломова» в постановке А. Азаревича, художник А. Е. Климко (1976-77 г.г.); «Обыкновенная история» в постановке заслуженного деятеля искусств А. И. Попова, инсценировка лауреата государственных премий В. Розова, художник В. А. Копыловский (1987 г.); «Обрыв» (2000 г.). Художественный руководитель театра и постановщик Ю. Копылов, художик театра С. Шавловский и исполнительница  роли бабушки Бережковой народной артистка  К. Шадько за спектакль «Обрыв» (2000 г.) были удостоины Государственной премии Российской федерации в области литературы и искусства 2001 года.
В 2007 году в короткие сроки губернатором, правительством Ульяновской области, при активном участии учредительного совета драмтеатра, был сжатые сроки завершён ремонт большого зала и открытие малого зала. Новому отремонтированному театру дали имя И. А. Гончарова, в котором с большим успехом идут спектакли по романа Гончарова «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история».
Начиная с декабря 2007 года, в новом здании театра проведено уже два театральных фестиваля: «Герои Гончарова на современной сцене». Ульяновский областной драматический театр пользуется у земляков большой популярность. Аншлаги на спектаклях теперь очень привычное и приятное состояние в жизни ульяновской сцены. 

Стр. 134-137 «Гончаров и Симбирск» и стр. 21, 28, 35, 52 о театре       

В заключение моего обращения к читателю я прошу правильно расценить цель моих трудов и правильно оценить мою работу над представленным читателю материалом. Это – не научно-исследовательская деятельность. Это – оценка духовного состояния читателя, его земляка (я считаю Ульяновск - своей второй родиной), который живёт в XXI веке и восхищается, и вдохновляется, и учиться, читая его великие произведения. И в тоже время я хочу, чтобы читатель задумался о нескольких столь мучащих меня после знакомства с творчеством Гончарова вопросах. Почему гений революции Владимир Ильич Ленин, родившийся на одной территории с Иваном Александровичем Гончаровым, не понял всю глубину философии гения эволюции, раскрывшего за два века до ищущих добра и постепенной эволюцинизации народа всего мира современных философов, главных законов выживания гармоничной личности. Мало стать самому высоконравственным человеком для выживания человека как личности. Необходимо открыть законы сохранения высокой нравственности в своих детях. Гончаров требует от российских мужчин открытия тактики выживания человеческой особи. Как оставаться настоящим мужчиной и не бояться жизни, ощущая и понимая всей душой неотвратимость умирания любви в человеческом сердце и разуме. Как вырастить нормальное и жизнеспособное потомство, живя одновременно по законам джунглей и гармоничного созидания. Как мне превратится в Обломова, прячущего за спину Агафьи Матвеевны, которая несмотря на все тяготы жизни, сумела любить и исполнять главный закон христианства: «Возлюби ближнего как самого себя!». Она любит мужчину со всеми его слабостями и неразрешимыми проблемами, не превращаюсь в Елизавету Васильевну Адуеву. Она на сколько может, помогает мужчине сохранить хотя бы его животное состояние, не терзая испугавшийся всех реальных опасностей. Как и Маяковский, Гончаров чувствует проявление в XXI веке «не мужчины, а облака в штанах». Опасность появления этого индивида очень опасно для человечества в целом. Цель каждой семьи на большой планете вырастить такой тип мужчин, которые ради любимой женщины и семьи готовы без сожаления отдать всё и даже жизнь. Куда ушли солдаты, выстоявшие в неравных боях ради защиты Отечества и, без сожаления, отдавшие свои жизни ради прекрасного будущего своих и чужих детей? Неужели, как принято теперь считать, бессердечный Сталин и его окружение, сумели воспитать истинных мужчин.
Нам всем стоит задуматься, почему российский народ так высоко чтил память И. А. Гончарова и строил дом его памяти в тот момент, когда Россию раздирали революционные проблемы и мировая война. Неужели простые российские люди глубже основных политиков страны понимали, как важна Гармония в государстве и людях. Как они ценили страдания Обломова и Агафьи Матвеевне, которые пытались сохранить человеческие души в любых условия и не навредить ближнему.      
6.09.2009 г.


Рецензии
Литературный язык, стилизация речи, русский язык Гончарова - образец гармонии, правильности изложения, пожалуй, - даже эталон правильности и гармонии.
В этом его не превзошёл никто из русских писателей. Да! Никто!

С уважением к вашему творчеству и добрыми пожеланиями,

Светлана Саванкова   06.09.2020 11:02     Заявить о нарушении
Благодарю за солидарность. Согласна с каждым вашим словом.

Надежда Хисметова   07.09.2020 09:52   Заявить о нарушении