Учитель физкультуры

МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Когда говорят о Рязанщине, обычно вспоминают Сергея Есенина. Но выпускники 33-й школы Ульяновска в этот момент вспоминают вместе с ним ещё и своего любимого учителя физкультуры - Ивана Дмитриевича Балашова. Человека с очень интересной и сложной судьбой.
Судьба этого человека, которому 9 мая 2009 года исполнилось бы 85 лет, очень похожа на судьбы его сверстников, пришедших живыми с войны.
Помню, в канун 60-летия Победы над Германией и в День его рождения к Ивану Дмитриевичу пришло несколько журналистов. Кроме меня тогда у Балашова взяли интервью известные ульяновские журналисты: Россошанский и Ташлинский. 
18-летним пареньком в 1942-м году Иван Балашов попал в действующую армию. Служил на границе с Манжурией. И настоящего пороху понюхал только летом 1945-го, когда советские войска вступили в жестокие бои с милитаристической Японией.
Иван Дмитриевич несколько раз попадал в очень опасные переделки. Об одном из жутких случаев он рассказал журналистам:
- Тогда я был помощником начальника штаба по спецсвязи. Бои были ожесточенными. Один из них не забуду никогда. Я едва не попал в плен к японцам. Моя машина застряла в сыпучих песках. Сколько не старался, выбраться не удавалось. А японцы наступали со всех сторон. Подошли ко мне на расстояние два километра. Почти три часа проторчал в песке. За это время успел расшифровать и послать две телеграммы. Одна из них оказалась очень важной. Потом пришла подмога, меня вытащили. Так плена, к счастью, удалось избежать. За эту операция я получил медаль "За боевые заслуги".
Кроме неё в коллекции Балашова еще не мало правительственных наград - Орден Отечественной Войны 2-й степени, медали за Победу над Германией и Японией, орден Дружбы народов и многие другие.
Но главная награда для Ивана Дмитриевича - любовь учеников, бескорыстная светлая настоящая. Она пронизана благодарностью спортсмена-борца к учителю наставнику, который помог личности выковать характер в вечном состязании с самим собою в окружающем мире, полном препятствий, стартов и финишей. Если человек в душе спортсмен, он в жизни всегда взойдёт на свой личный пьедестал.
Свою педагогическую деятельность Балашов начал рядовым учителем в обычной школе. 
В Ульяновск Балашов приехал в 1948-м. Сначала работал учителем физкультуры в 24-й школе. Потом в 1955-м перешел в 33-ю в Засвияжье. Она тогда только открылась. Иван Дмитриевич начал с нуля и вывел школьную команду в лидеры. Его ученики были чемпионами района и города по баскетболу, выигрывали спартакиаду школьников, которая включала в себя 14 видов. Кроме того, шесть раз ученики 33-й побеждали в самом престижном соревновании учебного года - эстафете на призы газеты "Ульяновской правды". Правда, сам Иван Дмитриевич чаще вспоминает другие соревнования. Трижды мои ребята участвовали в финале всесоюзных соревнований "Старты надежд", - говорит Балашов.
- Соревнования проходили в самых знаменитых пионерских лагерях Советского Союза - "Артеке" и "Орлёнке". Об одном только участии в "Стартах" мечтали многие. И пусть мы не заняли призовых мест в общем зачете, но в отдельных видах мы все же достигли кое-каких успехов. В подтягивании Володя Белов был третьим, Алик Родионов даже вторым, а Оленька Ушакова также была третьей в плавании.
Несколько журналистов пришло взять интервью у Ивана Дмитриевича и в канун окончания войны с японскими милитаристами, которая началась 9 августа 1945 года, а закончилась 3 сентября 1945 года. В начале беседы он очень сокрушался: «Жаль только, что не будет моих однополчан-ульяновцев, с которыми я воевал в Манчжурии. Нас было двенадцать. Сегодня в живых - только я один. Обязательно помянем их за праздничным столом, выпьем боевые сто грамм. А подарков мне особо и не надо. Было бы только здоровье. Этого же я желаю и всем ветеранам».
Затем Иван Дмитриевич сделал обширную лекцию об истории этой короткой и очень тяжёлой войны.
Иван Дмитриевич подробно рассказал о потерях танкистов. Которые страдали от внезапных бросков воинов-камекадзе под машины, обвязанных гранатами, о жёстком и жестоком сопротивлении японских солдат при освобождении Манжурии, о том, как освобождённые советскими войсками территории тут же передавались под контроль Китайской Народно-освободительной Армии вместе с частью военной техники и большим количеством продовольствия. Иван Дмитриевич восхищался организацией для совместных действий трёх быстро организованных фронтов: Забайкальского, 1-го, 2-го Дальневосточных фронтов, - и Дальневосточного Океанского флота. О редкой мобильности и совершенной маневренности войск он рассказывал так подробно и с такой тактической обстоятельностью, что я поняла, как важны, события войны для каждого участника, как он каждой клеточкой своего тела и каждой стрункой своей души созвучен с этими великими и трагичными событиями. Иван Дмитриевич воевал в составе Забайкальского фронта. В их задачу входило как можно быстрее исключить из состояния войны Хайларский укрепленный район. Двигались с Юго-Востока в направлении Харбина на Чанчунь. Переходы по 50-60 км в сутки по перевалам с таинственными восточными названиями он произносил легко и просто, как названия улиц города Ульяновска. Очень свежо и образно он описывал эту местность, что невольно чувствуешь себя там.
Уже 3 сентября совместно с американскими войсками Советский Союз поставил условия капитуляции, что и было сделано. Вся Манжурия была  занята нашими войсками, вышли к океану, несмотря на то, что противник готовился к встрече с войсками. Наши войска в короткий срок заняли все крупные пункты, и квантунская армия капитулировала. Вслед за советскими войсками шла Восьмая Армия Китая под руководством Мао Дзэдуна, Джу Дэ. Первыми шли советские войска, поливая потом и кровью китайскую землю, следом шли китайцы. «Иначе  они бы долго воевали», - с печальным лицом сообщил нам забытые всеми истины Иван Дмитриевич. И продолжал дальше: «Очень трудным был переход через Хинган. Горная система высотой до 1949 метров. Было встречено такое жесткое сопротивление смертников. Несмотря на то, что Советский Союз был в состоянии войны более четырех лет, сумели оказать существенную и действенную помощь. Сдавая китайской армии, освобожденные населенные пункты оставляли часть военной техники и много продовольствия и для военных частей и для мирного населения. Китай был очень бедной страной. Первые годы была хорошая взаимосвязь».
Я задумалась: «Интересно помнит китайский народ обо всех жертвах советского народа? Но не решилась спросить. Сами-то мы помнит об этом? Уходят последние свидетели этой страшной войны, видевшие, сколько полегло народа после капитуляции, подписанной в мае 1945 года с фашистской Германией. Потом нас будут пичкать придуманной информацией, и мы будем сначала удивляться, а потом согласно кивать головами. Уходят последние свидетели, люди редкого мужества. Они пережили тяжелые годы восстановления послевоенных лет. Эти люди вырастили новое поколение и создали им все необходимое для счастья и творческой деятельности. Все стерпели, все снесли. Перенесли смерть близких, развал страны, перестройку. Но, главное они верят в светлое будущее страны и вселяют в нас надежду!»               
Да война всегда очень тяжела и незабываема. И я - очень счастливый человек, так как имела возможность беседовать с очевидцем этих жестоких, последних сражений второй Мировой войны. Война даже как-то символически связана с личностью Балашова. Он родился, как поэт-бард Булат Окуджава 9 мая 1924 года. В дальнейшем Булат Шавлович очень гордился, что он родился в День окончания войны, в которой он был активным участником. А Иван Дмитриевич ещё гордится тем, что он женился 3 сентября 1946 года в день окончания войны с Японией. Он задумчиво сказал мне: «Если, Бог даст, доживу, и на следующий год будет 60 лет, как мы живём очень дружно с моей милой Александрой Алексеевной…»
«К нам постоянно приходят ребята, - сказал мне в тот памятный вечер Иван Дмитриевич, - вчера приходили ребята из 3-его выпуска: Саша Приказчиков, Анатолий Сячин. На днях Слава Ташлинский приходил, обещал о страшной войне статью написать. Обещали Ларин с Краснобаевым зайти. В сентябре из Москвы приедут Саша и Стас Клецкины. Обещали пожить у меня. Какие все мои выпускники хорошие ребята, звонят постоянно и Юра Серегин, и Слава Андрианов. Дочери, жена так любят, когда они к нам приходят! Счастливый я человек! Жаль писать маслом картины, как прежде, не могу хорошо, а так хочется…»
Вчера было очень жарко. Иван Дмитриевич стал рассказывать мне о том, как, несмотря на жаркую погоду, он выходит каждое утро на прогулку и потом делает физические упражнения, наращивая изо дня в день нагрузку. « Часто думаю, как ребят гонял! Наверное, обижались?.. Себя гонять труднее», - виновато улыбаясь, закончил он свой рассказ.
Ученики не обижались. Они были влюблены и  в Ивана Дмитриевича, который всю жизнь писал стихи, и в Сергея Есенина и думали: «Неужели все рязанские мужчины такие красивые, голубоглазые, талантливые?..» Для многих из них образ Ивана Дмитриевича остался самым ярким воспоминанием из школьного периода жизни. Он человек из детства и юности, потому что преподаватель физкультуры, приобщая каждого ученика к спорту, учил его адаптироваться в жизни. Можно смело сказать, что 33-я школа была филиалом спортивной городской  школы в Засвияжье. И никому из выпускников этой школы не покажутся громкими слова: «Спортивная школа была для нас школой жизни!»
Никто никогда не забудет уроков самостоятельности, которые получил каждый в знаменитом турлагере «Салют». На берегу красивейшего волжского залива каждый год спортивный комплекс разбивали сами ребята во главе с бессменным директором этого палаточного городка. За несколько дней до открытия сезона приезжали старшие - самые умелые, самые дисциплинированные мальчишки школы, и своими руками создавали прямые и стройные улицы загадочного городка. Этот сказочный городок создавался из года в год более 20 лет. И человек, создавший его и руководивший им, столько же лет не имел отпуска.
Какое было счастье попасть в этот удивительный сказочный город спортсменов. Туда ездили лучшие из лучших. Надо было хорошо учиться, быть надёжным товарищем и обязательно иметь за плечами спортивные достижения, так как спортом в 33-й школе занимался каждый, а в турлагерь попадали самые-самые. Жизнь в лагере у каждого спортсмена была заполнена до предела мероприятиями: тренировки, соревнования, уборка в палатках и на территории лагеря, дежурство на кухне и по лагерю. Но никто не уставал: было так интересно и захватывающе всё организовано для ребячьих душ, что делалось с удовольствием. Но самое интересное было вечером: рыбалка, игры, песни, танцы, сражения в интеллектуальных способностях между членами отрядов в «Клубе веселых и находчивых».
Каждый заезд смены в турлагерь «Салют» заканчивался походом по Ульяновской области. Поход был сложным настоящим испытанием детских характеров. Затем последняя ночь у огромного сказочно красивого костра на берегу сохранившего свою первозданную красоту залива. Дни пребывания в турлагере сдружили ребят на всю жизнь. «Салют» был священным местом зарождения братства и необыкновенного духовного родства. Как удавалось скромному негромко говорящему человеку увлекать за собой столько ребячьих сердец - загадка…
30-го мая 2008 года моего учителя не стало…
Уже прошёл год, как его нет. Похоронили нашего любимого педагога около дороги, разделяющей старое и новое Ишеевское кладбище. И когда я иду к своим родителям, то обязательно забегаю к учителю. И это, наверное, делают все ребята. Очень удобное место выбрали для могилы. Да иначе и быть не могло. 
В этом человек было очень много удивительного: Иван Дмитриевич сочинял стихи. В 2004-м году выпустил книгу стихов и прозы «Дороги жизни». Ещё им написано маслом более 100 удивительных по красоте картин, которые раздаривались тут же своим ученикам. Одна из его картин, изображающая лодочный причал, некогда воспетый мною в одном из моих стихотворений, висит в зале, постоянно напоминая мне о милых сердцу места. На полотне также изображён остров, названный в честь моего друга Юрия Серёгина, Серёгин. Свернувшийся в знак вопроса кусочек, покрытый зелёной травой земли, как бы спрашивает постоянно меня: «Ну? Исполнились все твои планы и мечты, Надежда?» А, может быть, Иван Дмитриевич интересуется моим душевным состоянием и старается прекрасным видом на полотне порой призадуматься, порой порадоваться и порой просто насладиться этим удивительным островком-вопросом из моей прекрасной, удивительной и навсегда ушедшей в прошлое юности. И этой незабываемой и счастливой порой жизни я обязана Ивану Дмитриевичу Балашову и всем воинам-освободителям, вернувшимся с жестокой кровопролитной войны или навсегда оставшимся в земле страшных боёв и сражений за каждый маленький её клочок, ставшим им могилой, подарившей вечный и благородный покой.
Милый Иван Дмитриевич! Прекрасный порядочный человек. Учитель от Бога! Верный друг! Ты был прекрасным отцом, дедушкой и любящим верным мужем.
Так организовать человека, чтобы он мог всё успевать, способен только спорт. Спорт не терпит растяп, расхлябанных людей. Спорт напоминает нам: в жизни нет мелочей, будь всегда собран, организован и осторожен до предела во всём, и в тоже время живи раскованно и свободно. В спортсмене не должно быть никакой зажатости. Каждый спортсмен знает, что в спорте главная победа – победа над собой. В спорте существует только три призовых места, но каждый спортсмен всегда ещё борется за своё личное достижение. Он должен поднимать свою планку всё выше и выше и идти по жизни к своей личной заветной цели.
33-я школа гремела на всю страну. Многие ученики были членами сборных России и СССР: Лиля Захаркина, Володя Смирнов, Галя Варламова, Таня Дьяченко, Валера Андреев, Владислав Андрианов, Рая Смирнова, Братья Клецкины, - были не только гордостью школы, но и гордостью страны. А занимался этим огромным и неугомонным коллективом один человек. И этот человек успевал каждому всё объяснить и всё показать. Собранность и удивительная организованность помогали Ивану Дмитриевичу во всём и всегда.
Александр Александрович Краснобаев в интервью о Балашове, своём учителе и наставнике, с восхищением сказал: «Когда праздновали его 60-летний юбилей, то вместе с Иваном Дмитриевичем Балашовым зашли в спортзал нашей школы. Балашов подошёл к канату, снял пиджак с орденами и, держа ноги под углом 90 градусов, быстро и ловко перебирая руками, как кошка, добрался до потолка! Все были изумлены, увидев в 60-летнем возрасте такой уровень подготовки».
Но учитель физкультуры, несмотря на это, ровно в 60 лет ушёл на пенсию. Потому что считал, он должен уметь делать всё, что требует с учеников на уроке.
Такая скромность и самокритичность очень редка у людей в таком возрасте.
Краснобаев считает, что Иван Дмитриевич ещё более пяти лет мог выполнять на «отлично» всю программу по физкультуре в школе.
Но он не сидел без дела. Весь свой огромный опыт он долгие годы делил со своими учениками Александром Лариным, Александром Краснобаевым, Владиславом Андриановым и многими другими, работая консультантом в школе олимпийского резерва и методистом в физкультурном училище. Долгие годы избирался секретарём парторганизации школы и председателем городского комитета по физической культуре и спорту.
Когда на душе тяжело, бывало, прибежишь к Ивану Дмитриевичу и Александре Алексеевне в их уютную однокомнатную квартирку, которую они получили почти перед пенсией, расскажешь обо всех болях и становится легче. Родителей нет. Они оставались последней энергетической стеной в этом бушующем и беспощадном мире, уголком любви, счастья, тепла и покоя, несмотря на огромные потери, которые судьба сбросила на их плечи. В их доме всегда весна, которой нас потихоньку лишает природа. 

Почему не пахнет весной

Ивану Дмитриевичу Балашову

Весна очень строгая,
Весна вновь невешняя…
Пора зацвести вишням
Нежным с черешнями.

Опять холодает,
Опять холодает…
О чем же природа
Томится-страдает?

Страдает от памяти
Очень плохой.
Поэтому люди,
Не пахнет весной!

А вам в сорок пятом,
А вам в сорок пятом
                Весной только пахло,
Наверно, ребята?

В войне победили,
Весну разбудили,
Так Родину в сердце
До боли любили.

Так пусть же и нам
Свежий ветер, кудлатый,
Весну принесет,
Что была в сорок пятом.

9.05.2004г.
Но в этом году весна дружная и красивая. Пусть не очень тепло, но на душе светло и чисто. Видимо, мы всё ближе и ближе становимся к людям весны 45-го года. И я, обращаясь к читателю со словами надежды на возрождение России да всего мирового человечества, хочу сказать: «Умейте стать счастливыми наперекор любой судьбе, довольствуясь малым и отдавая всего себя людям!»

Судьбы забава
Ивану Дмитриевичу Балашову

Может быть, была судьбы забава!
Может быть, Господь две нити свёл…
Но родились рядом Окуджава
И учитель школьный Балашов…

Оба молодёжь для нас растили
И служили, сберегая дом.
Оба пели песни о России.
Оба под военным шли огнём.
9.05.2004 г.
Но, видимо, так было угодно Господу, что самое хорошее посвящение я написала своему учителю посмертно:

Ушёл мой последний солдат

Посвящается памяти Ивана Дмитриевича Балашова

Ушёл мой последний солдат…
Солдат, защитивший Россию,
Под тополя миф-листопад,
Под ливни плачевно косые.
И ветер рвёт кроны берёз.
И тополь листвой тихо шепчет:
«Не надо красивых слов слёз:
Господь дал судьбу, что нас лечит.
Когда над страной вечный зов,
Когда к коммунистам взывают,
И Гамлет задаст вновь вопрос,
Иван-коммунист понимает:
«Да кто же, ну, если не я,
Так кто же поможет Отчизне?
На нас золотая броня,
Но сердце стон Родины в тризне
Услышит, душою поймёт,
Что жилы ей страстью сорвало.
В почёте сейчас вор и жмот,
И им до сих пор всего мало!
Мы в нашей стране как резерв,
Который война сохранила.
И жить мы должны все за тех,
Кого пуля в битве сразила.
Служили стране как могли,
Детей на чужих не делили
И силы для Духа страны
Копили в потомстве, копили!!!
Копили в любви и в труде,
Стихи и картины писали,
Смеялись, любили за тех,
Кто травами мир устилали.
И Страшный нас суд пощадит,
Товарищи только б простили,
Что где-то свершён мелкий грех,
Что-то мы сделать забыли,
За вас долюбив и прожив,
Мы в чём-то вдруг дали слабинку:
Писали картины для тех,
Кто нынче в глубокой могилке.
Для тех, кто в Китае сражён
Иль взорван гранатой коварной.
Но зря камикадзе сквозь смех
Шёл в бой с русским братом тараном.
Пишите, пишите стихи,
Поэмы о грустных годинах:
Сегодня живущий – герой.
Он выстоял в бедах пучинных.
Он выстоял, Русь сохранил.
Он выиграл бой в перестройке.
И каждый из нас заслужил медаль –
Раз он жив! Раз он стойкий!»
Спасибо тебе, Балашов:
Готовил нас всех к испытаньям.
Спокойно из жизни ушёл
На Пасху, как Божий избранник.
7.06.2008 г.
Ещё один дорогой мне человек превратился в журавля и приобщился к летящему усталому клину птиц – благородных людей, которые не умели предавать, изменять, кривить душой. Им Господь и родители дали редкий дар любить долг, любить людей, любить Родину и жизнь во всех её проявлениях. Они навечно преданы всему тому, чему решили служить. Они – победители, отдающие свою победу близким, как и сердце, целиком, без остатка.

30.05.2009 г.
 


Рецензии