C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Академик Роальд Сагдеев

НА СНИМКЕ: Роальд Сагдеев (в центре) с женой Тэмой и новосибирским художником Леонидом Огибениным. 1962 г. Фото из книги Замиры Ибрагимовой "Я ПИШУ НАСТРОЕНИЯ" Николай Грицюк и его живопись" ХАРМЕНС, Новосибирск, 2005 г..


Одним из близких друзей Николая Грицюка был молодой учёный из Института ядерной физики Роальд Сагдеев.

Предлагаю моему читателю прочесть очерк о нём А.Г. Раппопорта, помещённый в блоге ЖЖ 17 июня, 2006 в 18:14 под заголовком «Парни из нашего города. Физик». Этот очерк я взял потому, что в нём есть одна фраза, которая и привлекла моё внимание:

Роальд Сагдеев « … тесной и трогательной дружбой был связан со «скандальным» тогда художником Н.Д. Грицюком, с огромными букетами прибегал на открытия его вернисажей».

Привожу этот очерк с минимальными сокращениями:

«Вахтёры в Институте ядерной физики принимали его за студента и требовали пропуск, а личное удостоверение завлаба он имел обыкновение забывать дома. Да что там – его и в институтскую столовую пытались не пускать – уж больно непрезентабельный вид был у этого юного очкарика с косым соломенным чубчиком… Кто-нибудь звонил в приёмную директора ИЯФа Г.И. Будкера и со смехом просил помочь: «Там опять Ролика не пускают!..».

Очкариком был Роальд Зиннурович Сагдеев. Скупой на похвалы Л.Д. Ландау, внимательно следивший за своим учеником, на защите его кандидатской диссертации изрёк:

«Этот человек лучше всех знает плазму!»

Старший Капица недовольно пробурчал что-то о том, что надо было ещё пару месяцев поработать и защищать сразу докторскую, не заставляя всех собираться дважды…

А другой легендарный физик И.Е. Тамм – лауреат Нобелевской премии и человек, чью фамилию в учёной среде употребляли как эталон порядочности – «один тамм», лично прилетел в новосибирский Академгородок на защиту Р. Сагдеевым докторской [Впрочем, как и трижды Герой социалистического труда академик Я.Б. Зельдович. МК].

В 32 – он член-корреспондент, в 35 – самый молодой в стране академик…

При этом он увлекался живописью, успевал рисовать сам и позировать новосибирскому художнику Л. Огибенину для картины «Физики», тесной и трогательной дружбой был связан со «скандальным» тогда художником Н.Д. Грицюком, с огромными букетами прибегал на открытия его вернисажей.

А потом Роальда Сагдеева опять попытались «держать и не пущать», - шутка ли: он, к тому времени один из сильнейших советских физиков-ядерщиков, директор Института космических исследований, лауреат Ленинской премии и Герой Социалистического Труда, советник президента СССР М.С. Горбачёва, собрался покинуть страну и перебраться в США!

За ним и за его новой возлюбленной следили агенты КГБ, потом Р.З. Сагдеев рассказывал, что они затылками ощущали свет фар от преследующих их машин. Но они всё-таки уехали. Потому, что его избранница Сьюзен была не просто американкой, а ещё и внучкой бывшего президента США Д. Эйзенхауэра.

М.С. Горбачёв получил от Р.З. Сагдеева письмо, в котором бывший его советник просил не считать его перебежчиком и сохранить за ним российское гражданство и ряд прежних обязанностей.

А в Академгородке продолжает жить и работать академик, лауреат Ленинской премии, директор Международного томографического центра ... Р.З. Сагдеев – Ренад Зиннурович, младший брат Роальда».

Как пишет мне в письме А.Г. Раппопорт, при работе над очерком им был использован рассказ Владимира Ивановича Немировского о том, «Как Ролика не пускали в столовую ИЯФ».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/26/226


Рецензии