Поэт - философ

ЕГОРОВОЙ (КЛИМКО) НИНЕ МИХАЙЛОВНЕ

      Уже в первой публикации стихов Егоровой Н.М. «Я ухожу из памяти твоей…» в 2000 г в  газете «Районные вести»  видна принадлежность автора к российской философской поэзии, последователи которой на протяжении нескольких веков ищут ответы на вопросы о разладе  идеалов и действительности, о духовной опоре, о вечных нравственных ценностях, и основания для подлинной национальной гордости. У поэта такого плана всегда в основе творчества лежит интерес к месту человека во Вселенной, его связи с Космосом, к проблеме человека перед лицом Вечности; умонастроение и мироощущения, чутко воспринимающие трагический разрыв человека и природного мира; краткости жизни отдельного человека и безмерности его предназначения в историческом развитии человечества при осознании бессмысленности смерти и её неизбежности на фоне развития души в атмосфере всепоглощающей Любви. Хорошо сказал об этом наш великий земляк Николай Языков в стихотворении «Подражание псалму»:
                «Ему не нужен пир разврата;
                Он лишний гость на том пиру,
                Где брат обманывает брата,
                Сестра клевещет на сестру;
                Ему не нужен праздник шумный,
                Куда не входят стыд и честь,
                Где суесловят вольнодумно
                Хула, злословие и лесть».

     Всё творчество Егоровой Н.М. несёт призыв к постоянному истинному покаянию на пути любви и самосовершенствования. Автор призывает родственные души к слиянию и объединению с Господом.
В стихотворении «Неземные братья» поэт страстно призывает близких по духу людей объединиться для совершенствования своих душ и всего мироздания в целом:

                «Протяните мне свои объятья,
                Как жила без Вас душа моя,
                Вы мои, о, неземные братья,
                И вновь обретённая семья.

                Воспарим мы вместе над землёю,
                Мир в свои ладони заключив,
                Согревая всех своей душою
                И даря святой любви мотив.
                …………………………………
                Свято верю в неземное братство
                И  божественным  его стихам.
                Для меня нет большего богатства
                С Вами петь и поклоняться Вам».

      Философская поэзия не даёт окончательных решений и формул. Осмысление человека, мира и самого себя в стихах Нины Егоровой – это вечный поиск, это средоточие разноплановых, порой противоречивых суждений. Через произведения автора о месте и предназначении поэзии в жизни самого поэта и его читателя красной строкой проходит сократовская идея о мучительной дороге к истине, её рождении в споре и столкновении взаимоисключающих мнений.
                «Улетают стихи, улетают
                С ними часть отболевшей души.
                Оседают стихи, нежно тают
                В чьих-то душах и в звёздной тиши.
                Кто-то скажет: пустое томленье,
                Кто-то мир вдруг откроет иной,
                А кому-то придёт исцеленье,
                Долгожданный, душевный покой».
  Очень чётко и ясно излагает поэт своё отношение к творчеству и поэзии в целом в своих произведениях. Особенно ярко и открыто оно выражено в посвящении Г. Медведовскому:

                «Для Вас стихи – привычное занятье
                Глаголом недостатки бичевать.
                А для меня слов собственных распятье,
                Чтоб, возрождаясь, заново страдать.

                Рифмуются живительные строки,
                Судьбу мою взрывая, словно льды,
                И как святые, вещие пророки
                Всё ведают, что будет впереди.

                Звучат стихи священнее молитвы,
                Рождённые измученной душой.
                И предстоит им завтра поле битвы,
                Незримый и неравный с кем-то бой.

                Спасительная радужная сила
                Вершит своё святое ремесло –
                И воплотится все, о чём молила.
                И снова от меня отступит зло.

 И вечный, страшный, пугающий душу поэта вопрос:

               
                «Кому свою я душеньку вверяю,
                Взываю смело, страстно, горячо?
                Антихриста ль на помощь призываю
                Иль сам Господь подставит мне плечо?»

Для Нины Егоровой:

               «Поэзия, мой край родной,
                Твои божественные звуки,
                Твой голос дивный, неземной
                Дороже мне любовной муки.
 
                Как жду свидания с тобой,
                Минуты с трепетом считая,
                И музыке твоей святой,
                Как Богу самому, внимаю.
…………………………………………………………….
               Поэзия, страна моя,
               Мелодией твоей согрета
               Бываю счастлива лишь я
               Строкой рождённого сонета».

       В стихах «Страна любви» поэт указывает читателям место для высокой философии духа, пишет о «Волшебном мире, святых небесах»,  только в стране любви может жить, по мнению автора, истинная поэзия:
                «Небесный край, поэзии сродни,
                Здесь чувства оживают, словно звуки,
                Когда – нибудь и мы в святые дни,
                Протянем здесь друг другу нежно руки.

                Мой чудный рай, здесь хочется творить,
                Любовью всё своей преображая,
                Здесь хочется слова любви дарить,
                От счастья и блаженства замирая»

       Рождение любви для Нины Егоровой всегда полное и безраздельное соединение с Богом:

               «Он уже родился этот миг,
                Миг святого, дивного блаженства,
                Словно новой жизни первый крик,
                Вечности и мира совершенство».

     Путь поэта к любви – это, прежде всего путь к Богу:

               «Я всё ближе, Господи, к тебе
                Учащаю, убыстряю шаг.
                Приплываю на ладье-судьбе,
                Только с ней не справиться никак.
               
                Вот твоё дыханье у виска,
                Слышу шёпот чьих-то голосов.
                Вот твоя надёжная рука,
                Сколько сделать мне ещё шагов?»

  Автор понимает, как мучителен путь к любви, к Богу. Она искренне говорит:

            «Каждый шаг – пронзительная боль,
             Как по битому иду стеклу.
             Для чего отмечена тобой,
             Не тебя так страстно я люблю?»
      В тоже время она постоянно ощущает поддержку Господа на её пути к нему:
           «Ощущаю твой отцовский взор;
            Под покровом твоего крыла
            Жизни всей вершится мой узор,
            Но какой же я слепой была».

     Она прекрасно понимает финал Высшей Любви как земной, так и Божественной – это полное слияние – соединение с Богом.

         «Я всё ближе, Господи, к тебе
         Сокращаю, обрезаю путь.
         Приплываю на ладье-судьбе
         Навсегда к груди твоей прильнуть».

    Поэт постоянно ищет помощи и поддержки свыше, чтобы быстрее избавиться от земных проблем:

       «Помоги мне, Господи, забыться!
        Память помоги мне сжечь дотла!
        Буду я неистово молиться,
        Чтоб душа, как прежде зажила.

        Чтоб она голубкой сизокрылой
        Улетела в дальние края.
        И забыла, навсегда забыла,
        Как парили в небе ты и я»!

       Высокая духовная организация, глубокое знание философии и литературы, почти полное растворение в гончаровском творчестве, объективное и бескомпромиссное признание высоких философских и нравственных идеалов И.А.Гончарова и горький путь познания через страдания и судьбы его героев, помогают поэту писать, в полном смысле этого слова, спасительные для души читателей стихи в эпоху величайших потрясений, ломки вековых устоев. Она, как любимейший её литературный герой Илья Ильич Обломов, предпочитает в минуты горьких разочарований и потрясений не злиться на всё человечество в целом и на мироздание вообще, а просто отлежаться на диване и не мешать окружающим людям творить, созидать, летать на вдохновенном Пегасе: нельзя людям мешать быть счастливыми!!!
В стихотворении «В обломовском духе…» автор честно признаётся:
               
                «Нет никаких желаний. Сон души
                Меня подушкой нежной обнимает,
                И призраки из прошлого витают,
                И хочется забыть о них в тиши.

                Обломовский одет на мне халат,
                Как мухи сонные, роятся думы.
                Они печальны, холодны, угрюмы,
                И встречи с ними ты совсем не рад.

                Один диван мне друг сегодня, брат.
                На нём я постигаю мудрость жизни.
                И думать здесь о Боге, и о тризне,
                Об истине  приятней во сто крат.

                Покоем, сном мой мир души объят…

       Эти строчки так созвучны словам моих верлибров:
                «Не знаешь,
                Что делать,
                Остановись
                И
                Оглянись.
                Ничего не увидел,
                Жди,
                Когда позовут».

                «Не можешь
                Помочь,
                Не мешай, хотя бы».

                «Хочешь
                Дружить с мудрецами,
                Молчи,
                Когда
                Нечего сказать».

      Поэт прекрасно понимает, что просто необходимо взлететь над тёмной полосой и ждать светлой. В стихотворении «Минута слабости»
она успокаивает себя и читателя нежными, незатейливыми жизнеутверждающими строками:
                «Накатила вдруг минута слабости,
                Cердце плачет, слёз не удержать.
                Вспоминает все былые радости,
                О судьбе печалится опять.

                Плачет сердце, плачет, надрывается,
                Мне его сегодня не унять…
                Заново душа моя рождается,
                Чтобы самой сильной снова стать».

    Автор отлично понимает: если высшая Божественная любовь и поэзия очищают душу, то влюбленность – своего рода болезнь души и сердца. В стихотворении «Впечатление» поэтом чётко расставлены акценты и предупреждения о соприкосновении души со страстью.

                Вползает в душу впечатленье,
                Так нежно, тихо, как змея.
                Свершилось душ соединенье
                В безумном вихре бытия.

                Неотвратимое свиданье,
                Союз, назначенный судьбой,
                Сердец плененных замиранье,
                И трепет встречи роковой.

                Всё впереди ещё: страданья
                И бездны рая впереди…
                Отчаянье, непониманье
                И горечь первого: «Прости»!

                Вползает в душу впечатленье,
                Так осторожно, как змея,
                И судьбоносного знаменья
                Не избежишь ни ты, ни я.

    Этот мотив предупреждения о сложностях и противоречиях земной любви – так близок и понятен мне, созвучен одному из моих верлибров:
             «Влюбился –
              Значит
              Вылечили
              Тело,
              Чтобы
              Заболела
              Душа».

        Тотальное восприятие смертоносного наступления на уклад, быт, традиции семьи и жизни, связанные с природой, очень роднит философскую поэзию Нины Егоровой со смятением и даже какой-то обречённостью мироощущения в поэзии Есенина, Клюева, Мережковского, Иванова, Белого, Бальмонта, Блока, Цветаевой, Хлебникова, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Тарковского, Заболоцкого, Твардовского, Мартынова, Дудина, Ахмадулиной, Евтушенко, Козловой, Мельник, Кравченко.

        Поэтесса в полной растерянности: «Что пожелать дочери в День бракосочетания?»:
            
                « Как же была ты в тот миг хороша,
                Но почему так болела душа,
                И отчего все катилась слеза
                На складень венчальный, на образа.

                Для этой ли жизни тебя родила,
                Замуж тебя за того ль отдала?
                Не было в жизни мучительней дня,
                Боже Всевышний, простишь ли меня?»

      Нина Егорова очень много работает над формой, стилем и художественными приёмами и средствами самовыражения. За глубоким содержание текстов произведений скрывается постоянный поиск новых средств и приёмов для совершенствования форм и образов, что особо ярко выражено в стихах посвященных природе, где она очеловечена. Таково обращение к Осени в стихотворении «Подруга»:
                «Осень протянула мне объятья
                Рукавами проливных дождей.
                И в её заплаканное платье
                Я уткнулась горестью своей.

                Потоскуй со мной, подруга осень,
                Как и ты, сегодня я в слезах.
                Пламенем одним нас ввысь уносит,
                Тот же отблеск марева в очах».

      Нине Егоровой очень дорого искусство. Её строки, посвящённые музыке и творцам земного, восхищения красотой и чистотой мироздания, божественны:
                «Ваши песни – это божество,
                Царство чувств бездонных и дурмана.
                Ваши песни – это колдовство,
                Мир любви прекрасный до обмана».
        Она искренне восхищается творчеством поэтов, бардов, композиторов, художников, писателей, понимая все муки самосожжения и неистовых страданий на алтаре истинного творчества, которому они отдают все лучшие силы души и разума.
    Закончить анализ творчества поэта очень хочется на светлой ноте мелодии её судьбы, что даёт ей возможность верить в прекрасное будущее мироздания, стихотворением «Маленькое Солнышко», посвященным  Лере, внучке поэтессы:
               
                « Маленькое солнышко у меня живет,
                Плачет и смеется, и песенки поет,
                В куколки играет, сказки обожает,
                С дедушкой, бабушкой буквы изучает.

                Улыбнется солнышко - всем вокруг светло,
                Словно лучик ласковый заглянул в окно,
                Улыбайся Солнышко, внученька моя,
                Самая прекрасная, лучезарная».


     Нине Михайловне Егоровой-Климко очень близки идеалы совершенствования мироздания улучшением помыслов и чистоты своей души, что уже реально отразилось в её многогранном творчестве.



                Член Ульяновской организации Российского Союза
                профессиональных литераторов
                Надежда Фаткуловна Никищенкова


Рецензии