Поэт - философ
Уже в первой публикации стихов Егоровой Н.М. «Я ухожу из памяти твоей…» в 2000 г в газете «Районные вести» видна принадлежность автора к российской философской поэзии, последователи которой на протяжении нескольких веков ищут ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности, о духовной опоре, о вечных нравственных ценностях, и основания для подлинной национальной гордости. У поэта такого плана всегда в основе творчества лежит интерес к месту человека во Вселенной, его связи с Космосом, к проблеме человека перед лицом Вечности; умонастроение и мироощущения, чутко воспринимающие трагический разрыв человека и природного мира; краткости жизни отдельного человека и безмерности его предназначения в историческом развитии человечества при осознании бессмысленности смерти и её неизбежности на фоне развития души в атмосфере всепоглощающей Любви. Хорошо сказал об этом наш великий земляк Николай Языков в стихотворении «Подражание псалму»:
«Ему не нужен пир разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злословие и лесть».
Всё творчество Егоровой Н.М. несёт призыв к постоянному истинному покаянию на пути любви и самосовершенствования. Автор призывает родственные души к слиянию и объединению с Господом.
В стихотворении «Неземные братья» поэт страстно призывает близких по духу людей объединиться для совершенствования своих душ и всего мироздания в целом:
«Протяните мне свои объятья,
Как жила без Вас душа моя,
Вы мои, о, неземные братья,
И вновь обретённая семья.
Воспарим мы вместе над землёю,
Мир в свои ладони заключив,
Согревая всех своей душою
И даря святой любви мотив.
…………………………………
Свято верю в неземное братство
И божественным его стихам.
Для меня нет большего богатства
С Вами петь и поклоняться Вам».
Философская поэзия не даёт окончательных решений и формул. Осмысление человека, мира и самого себя в стихах Нины Егоровой – это вечный поиск, это средоточие разноплановых, порой противоречивых суждений. Через произведения автора о месте и предназначении поэзии в жизни самого поэта и его читателя красной строкой проходит сократовская идея о мучительной дороге к истине, её рождении в споре и столкновении взаимоисключающих мнений.
«Улетают стихи, улетают
С ними часть отболевшей души.
Оседают стихи, нежно тают
В чьих-то душах и в звёздной тиши.
Кто-то скажет: пустое томленье,
Кто-то мир вдруг откроет иной,
А кому-то придёт исцеленье,
Долгожданный, душевный покой».
Очень чётко и ясно излагает поэт своё отношение к творчеству и поэзии в целом в своих произведениях. Особенно ярко и открыто оно выражено в посвящении Г. Медведовскому:
«Для Вас стихи – привычное занятье
Глаголом недостатки бичевать.
А для меня слов собственных распятье,
Чтоб, возрождаясь, заново страдать.
Рифмуются живительные строки,
Судьбу мою взрывая, словно льды,
И как святые, вещие пророки
Всё ведают, что будет впереди.
Звучат стихи священнее молитвы,
Рождённые измученной душой.
И предстоит им завтра поле битвы,
Незримый и неравный с кем-то бой.
Спасительная радужная сила
Вершит своё святое ремесло –
И воплотится все, о чём молила.
И снова от меня отступит зло.
И вечный, страшный, пугающий душу поэта вопрос:
«Кому свою я душеньку вверяю,
Взываю смело, страстно, горячо?
Антихриста ль на помощь призываю
Иль сам Господь подставит мне плечо?»
Для Нины Егоровой:
«Поэзия, мой край родной,
Твои божественные звуки,
Твой голос дивный, неземной
Дороже мне любовной муки.
Как жду свидания с тобой,
Минуты с трепетом считая,
И музыке твоей святой,
Как Богу самому, внимаю.
…………………………………………………………….
Поэзия, страна моя,
Мелодией твоей согрета
Бываю счастлива лишь я
Строкой рождённого сонета».
В стихах «Страна любви» поэт указывает читателям место для высокой философии духа, пишет о «Волшебном мире, святых небесах», только в стране любви может жить, по мнению автора, истинная поэзия:
«Небесный край, поэзии сродни,
Здесь чувства оживают, словно звуки,
Когда – нибудь и мы в святые дни,
Протянем здесь друг другу нежно руки.
Мой чудный рай, здесь хочется творить,
Любовью всё своей преображая,
Здесь хочется слова любви дарить,
От счастья и блаженства замирая»
Рождение любви для Нины Егоровой всегда полное и безраздельное соединение с Богом:
«Он уже родился этот миг,
Миг святого, дивного блаженства,
Словно новой жизни первый крик,
Вечности и мира совершенство».
Путь поэта к любви – это, прежде всего путь к Богу:
«Я всё ближе, Господи, к тебе
Учащаю, убыстряю шаг.
Приплываю на ладье-судьбе,
Только с ней не справиться никак.
Вот твоё дыханье у виска,
Слышу шёпот чьих-то голосов.
Вот твоя надёжная рука,
Сколько сделать мне ещё шагов?»
Автор понимает, как мучителен путь к любви, к Богу. Она искренне говорит:
«Каждый шаг – пронзительная боль,
Как по битому иду стеклу.
Для чего отмечена тобой,
Не тебя так страстно я люблю?»
В тоже время она постоянно ощущает поддержку Господа на её пути к нему:
«Ощущаю твой отцовский взор;
Под покровом твоего крыла
Жизни всей вершится мой узор,
Но какой же я слепой была».
Она прекрасно понимает финал Высшей Любви как земной, так и Божественной – это полное слияние – соединение с Богом.
«Я всё ближе, Господи, к тебе
Сокращаю, обрезаю путь.
Приплываю на ладье-судьбе
Навсегда к груди твоей прильнуть».
Поэт постоянно ищет помощи и поддержки свыше, чтобы быстрее избавиться от земных проблем:
«Помоги мне, Господи, забыться!
Память помоги мне сжечь дотла!
Буду я неистово молиться,
Чтоб душа, как прежде зажила.
Чтоб она голубкой сизокрылой
Улетела в дальние края.
И забыла, навсегда забыла,
Как парили в небе ты и я»!
Высокая духовная организация, глубокое знание философии и литературы, почти полное растворение в гончаровском творчестве, объективное и бескомпромиссное признание высоких философских и нравственных идеалов И.А.Гончарова и горький путь познания через страдания и судьбы его героев, помогают поэту писать, в полном смысле этого слова, спасительные для души читателей стихи в эпоху величайших потрясений, ломки вековых устоев. Она, как любимейший её литературный герой Илья Ильич Обломов, предпочитает в минуты горьких разочарований и потрясений не злиться на всё человечество в целом и на мироздание вообще, а просто отлежаться на диване и не мешать окружающим людям творить, созидать, летать на вдохновенном Пегасе: нельзя людям мешать быть счастливыми!!!
В стихотворении «В обломовском духе…» автор честно признаётся:
«Нет никаких желаний. Сон души
Меня подушкой нежной обнимает,
И призраки из прошлого витают,
И хочется забыть о них в тиши.
Обломовский одет на мне халат,
Как мухи сонные, роятся думы.
Они печальны, холодны, угрюмы,
И встречи с ними ты совсем не рад.
Один диван мне друг сегодня, брат.
На нём я постигаю мудрость жизни.
И думать здесь о Боге, и о тризне,
Об истине приятней во сто крат.
Покоем, сном мой мир души объят…
Эти строчки так созвучны словам моих верлибров:
«Не знаешь,
Что делать,
Остановись
И
Оглянись.
Ничего не увидел,
Жди,
Когда позовут».
«Не можешь
Помочь,
Не мешай, хотя бы».
«Хочешь
Дружить с мудрецами,
Молчи,
Когда
Нечего сказать».
Поэт прекрасно понимает, что просто необходимо взлететь над тёмной полосой и ждать светлой. В стихотворении «Минута слабости»
она успокаивает себя и читателя нежными, незатейливыми жизнеутверждающими строками:
«Накатила вдруг минута слабости,
Cердце плачет, слёз не удержать.
Вспоминает все былые радости,
О судьбе печалится опять.
Плачет сердце, плачет, надрывается,
Мне его сегодня не унять…
Заново душа моя рождается,
Чтобы самой сильной снова стать».
Автор отлично понимает: если высшая Божественная любовь и поэзия очищают душу, то влюбленность – своего рода болезнь души и сердца. В стихотворении «Впечатление» поэтом чётко расставлены акценты и предупреждения о соприкосновении души со страстью.
Вползает в душу впечатленье,
Так нежно, тихо, как змея.
Свершилось душ соединенье
В безумном вихре бытия.
Неотвратимое свиданье,
Союз, назначенный судьбой,
Сердец плененных замиранье,
И трепет встречи роковой.
Всё впереди ещё: страданья
И бездны рая впереди…
Отчаянье, непониманье
И горечь первого: «Прости»!
Вползает в душу впечатленье,
Так осторожно, как змея,
И судьбоносного знаменья
Не избежишь ни ты, ни я.
Этот мотив предупреждения о сложностях и противоречиях земной любви – так близок и понятен мне, созвучен одному из моих верлибров:
«Влюбился –
Значит
Вылечили
Тело,
Чтобы
Заболела
Душа».
Тотальное восприятие смертоносного наступления на уклад, быт, традиции семьи и жизни, связанные с природой, очень роднит философскую поэзию Нины Егоровой со смятением и даже какой-то обречённостью мироощущения в поэзии Есенина, Клюева, Мережковского, Иванова, Белого, Бальмонта, Блока, Цветаевой, Хлебникова, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Тарковского, Заболоцкого, Твардовского, Мартынова, Дудина, Ахмадулиной, Евтушенко, Козловой, Мельник, Кравченко.
Поэтесса в полной растерянности: «Что пожелать дочери в День бракосочетания?»:
« Как же была ты в тот миг хороша,
Но почему так болела душа,
И отчего все катилась слеза
На складень венчальный, на образа.
Для этой ли жизни тебя родила,
Замуж тебя за того ль отдала?
Не было в жизни мучительней дня,
Боже Всевышний, простишь ли меня?»
Нина Егорова очень много работает над формой, стилем и художественными приёмами и средствами самовыражения. За глубоким содержание текстов произведений скрывается постоянный поиск новых средств и приёмов для совершенствования форм и образов, что особо ярко выражено в стихах посвященных природе, где она очеловечена. Таково обращение к Осени в стихотворении «Подруга»:
«Осень протянула мне объятья
Рукавами проливных дождей.
И в её заплаканное платье
Я уткнулась горестью своей.
Потоскуй со мной, подруга осень,
Как и ты, сегодня я в слезах.
Пламенем одним нас ввысь уносит,
Тот же отблеск марева в очах».
Нине Егоровой очень дорого искусство. Её строки, посвящённые музыке и творцам земного, восхищения красотой и чистотой мироздания, божественны:
«Ваши песни – это божество,
Царство чувств бездонных и дурмана.
Ваши песни – это колдовство,
Мир любви прекрасный до обмана».
Она искренне восхищается творчеством поэтов, бардов, композиторов, художников, писателей, понимая все муки самосожжения и неистовых страданий на алтаре истинного творчества, которому они отдают все лучшие силы души и разума.
Закончить анализ творчества поэта очень хочется на светлой ноте мелодии её судьбы, что даёт ей возможность верить в прекрасное будущее мироздания, стихотворением «Маленькое Солнышко», посвященным Лере, внучке поэтессы:
« Маленькое солнышко у меня живет,
Плачет и смеется, и песенки поет,
В куколки играет, сказки обожает,
С дедушкой, бабушкой буквы изучает.
Улыбнется солнышко - всем вокруг светло,
Словно лучик ласковый заглянул в окно,
Улыбайся Солнышко, внученька моя,
Самая прекрасная, лучезарная».
Нине Михайловне Егоровой-Климко очень близки идеалы совершенствования мироздания улучшением помыслов и чистоты своей души, что уже реально отразилось в её многогранном творчестве.
Член Ульяновской организации Российского Союза
профессиональных литераторов
Надежда Фаткуловна Никищенкова
Свидетельство о публикации №214072500662