В День признательности

Первое августа в нашем календаре отмечено как День тыла Вооружённых сил России. Это день  признательности тем, кто в годы войны в полях и цехах ковал Победу. В их числе – ветеран ВОВ, участник трудового фронта Зоя Прокофьевна Абакуменко.
- Родом я из Смоленской области, - рассказывает Зоя Прокофьевна, - семья многодетная, мама вела хозяйство, отец учительствовал. К началу войны я закончила два класса. Отец ушёл на фронт, старшая сестра – в  партизанский отряд. Для нас, мамы и двух моих братьев, настало время эвакуационных скитаний.
Товарный поезд увозил их на восток, вглубь Смоленской области и дальше.
- Вся наша эвакуация проходила на колёсах, мы уходили от наступающих фашистов, а затем возвращались вслед за нашими войсками. Однажды в  1943 году на вокзал, где мы ждали  свой эшелон, налетели немецкие бомбардировщики, и нашу маму  смертельно ранило. Дальше мы ехали с чужими людьми, у которых были свои боль и горе...
Так Зоя с братьями попала в село Замышье, где их приютили, а четырнадцатилетнему её брату дали надел картофельного поля.
- Картошку обрабатывал брат, а я помогала ему после занятий в школе, с этого надела и кормились. Училась я успешно, меня даже премировали красивым платьем. Когда возобновил работу детский дом, меня оформили туда, правда, была я там не долго. Однажды директор мне говорит: «Ты, Зоя, девочка смышленая, я тебя в очень хорошее место  устрою …». Так в сентябре 1944 года я попала в швейное училище города Мещовска, а параллельно, заочно,  закончила и технологический техникум. Практику мы проходили в мастерских швейной фабрики: шили для фронта бельё, гимнастёрки, галифе.
Зою как молодого специалиста направили на работу в Таганрог на швейную фабрику №10, назначили мастером участка. За сорок лет трудовой деятельности Зоя Прокофьевна руководила цехом, была сменным мастером, инженером по качеству, участвовала в общественной жизни фабрики, города. С уходом на заслуженный отдых ветеран труда З.П.Абакуменко не осталась в стороне от фабричных дел, с 1995 года она – председатель совета ветеранов швейной фабрики, опекает около двухсот ветеранов.
Недавно она отметила свой 82-ой день рождения, мы с признательностью желаем ей здоровья и активного долголетия.


Рецензии