Трудно не завидовать, когда очень хочется спросить

Девочке Лене родители в детстве купили телефон, что породило цепную реакцию зависти среди всех ее подруг.  Я была одной из них.  Когда я пришла к своей маме с просьбой подарить мне новомодный девайс «такой же, как у Лены», она погладила меня по голове и сказала: "Завидовать плохо. Просто порадуйся за Леночку. Тебе-то телефон не нужен".  И тут, Леночка, которая итак мне не особо нравилась,  оказалась совсем уж противной.

Зависть - это плохо. Так учила меня мама...и папа...и бабушка с дедушкой, а еще об этом есть что-то в Библии, книжках, журналах, блогах и везде, где люди складывают слова в предложения. В общем, мало того, что объект зависти для тебя недоступен (иначе, зачем тебе завидовать?), так еще и само чувство зависти оказывается запретным. Не слишком ли много "нет" для одного банального чувства?

Мама была права, говоря о материальном аспекте зависти. В то время, телефон из всего круга моих знакомых был исключительно только у Лены, и звонить по нему было чрезвычайно дорого. Мне данный аппарат был не нужен. И я понимала это, даже тогда, будучи маленькой девочкой. Но я завидовала Лене. И, если уж признаться честно, не только из-за ее телефона.

Потом я поняла, что завидовать бессмысленно. Со временем, я научилась не завидовать людям из-за вещей, а также различать необходимость и желаемое.  Логика проста: ты получаешь то, что ты заработал или то, что ты должен иметь. В детстве это тяжело понять лишь потому, что все приходящее тебе зависит во многом от твоей семьи. С возрастом ответственность за то, что тебя окружает ложиться на твои собственные плечи. И тут зависть не имеет значения, потому что при желании ты можешь добиться всего (этому нас учат примеры многих людей) или лишь того, с чем тебе комфортно. Тем не менее, есть аналоговое чувство зависти, которое я называю «это-должен-был-быть-я». Вот с ним, мне до сих пор тяжело смириться.

Взять, к примеру, работу, о которой ты мечтал и ради которой набирался опыта, учился и трудился не покладая рук несколько лет. Ты старался, но вакансия ушла у тебя из под носа к сыну владельца компании, даже при условии отсутствия в нем умений или даже интереса к профессии. А как вам двухминутная разминка в аэропорту со знаменитостью, которую ты обожаешь?  Или когда ты тренировался ради того, чтобы пробежать марафон, но за сутки до него ты заболеваешь гриппом.  Или когда мужчина твоей мечты приглашает тебя на свидание, а у тебя на носу именно в этот день вылезает прыщик.  Примеров неконтролируемых факторов, которые можно отнести к удаче или неудаче очень много. Не зря же существуют патологические везунчики и те, кому вечно не везет.

Можно ли завидовать тем, кому везет и чем утешать себя, когда непонятная сила рушит планы или, что еще хуже, отдает то, ради чего ты старался и готов продать душу, простому счастливчику, не приложившему ни грамма усилий к получению твоего сокровища? А еще более важный вопрос заключается в том, почему это происходит? Если от нас ничего не зависит, то является ли все это планом Бога или другой высшей силы, касающейся будущего или же это стечение обстоятельств?

Вот и получается, что фраза «Бог дает нам не то, что мы хотим, но  то, что нам нужно» объясняет происходящее, но снимает с нас ответственность за наше будущее. А вера то, что мы сами творим свою судьбу, вселяет недоумение и желание опустить руки, когда наши усилия не окупаются.  А тем временем, когда ты стремишься к чему-то, а они продолжают передвигать финишную линию,  можно ли завидовать тем, кто проехал твою дорогу на машине или тому, кому не пришлось бежать вовсе? 
 


Рецензии