Дети ревущего моря

Вид ревущего моря отрезвляет…




Вид ревущего моря приятно отрезвляет головы и напоминает нам о нашем подлинном месте в мироздании. Если бы не океан, мы чувствовали себя богами… и вскоре наверняка погубили себя.


Как хорошо что он есть… но жить от него лучше подальше.




ДРЕВНЯЯ МАТЬ


Древние верили, что Океан это бог… первое безначальное божество, породившее небо и землю, и всех богов что потом населили их… а вслед создавшее мириады видов существ, одними из которых оказались люди.


Юные боги, вышедшие из морской плоти, впоследствии повзрослели, и свергли своего Отца… впрочем, в некоторых версиях мифа это все-таки была Мать. Как бы там ни было, но они разорвали его и съели…


Гигантское тело первозданного существа, олицетворявшее дикую вселенную, а может быть людское бессознательное, было осознано и разделено, символически преобразившись в творческий разум.


Дерзкие стремительные существа, названные богами, а по сути своей наши мысли и чувства, сформировались и застыли, отщепив себя от изначальной аморфной массы… и вот уже тысячи лет правят нами.


Так мир обрел разум и осознал себя.




СВИРЕПЫЙ ОТЕЦ


Впоследствии, многократно исказившись, этот миф стал основанием для самой причудливой из книг доктора Фрейда «Тотем и табу»… где он выводил истоки нашей цивилизации из первичного убийства Отца.


Основоположник психоанализа предположил, что сознание зародилось как случайное и непреднамеренное следствие Первичного Убийства, став одновременной платой за кровь и победой людей над миром.


Восстание против тирании Отца, свирепого и безжалостного патриарха, гигантской первородной обезьяны, силой и бессознательной мощью удерживавшей власть над стаей, свершило необыкновенное чудо.


Стыд от убийства был столь силен, и съеденное тело отца жгло восставших детей изнутри... и от этого родилось сознание. Сознание, как отколовшаяся часть психики, новое «Я», не знавшее об убийстве…


Память о Первичном Грехе осталась похоронена в бессознательном, лишь изредка прорываясь в сознание в виде мифов, внезапных озарений и причудливых снов… но каждый мог жить без чувства вины.


Вследствие чего человек постепенно обрел свои современные способности, построил цивилизацию и создал сложное социальное устройство… но до сих пор с дрожью смотрит в море, вспоминая убитого Отца.


Хотя пожалуй это все-таки была Мать.




ВЛАСТНЫЙ СЫН


Как бы там ни было, с тех пор бессознательное символизирует море, а море напоминает о том, что не все в мире подвластно сознанию. Особенно в шторм, когда гигантские волны готовы вот-вот поглотить нас.


Тогда мы всматриваемся в почерневшую даль, и с тайным ужасом ждем, что сейчас придет Большая Волна… мать всех волн… беспощадная ревущая стена воды, от моря до самого синего неба.


Может поэтому политики и ученые не слишком жалуют море. Им так хочется верить в собственное всемогущество, и зримое напоминание о своем весьма незначительном месте для них нестерпимо.


Один из них, некогда великий царь, судил взбунтовавшееся против него море, признал виновным в непослушании, и приговорил к публичной порке. Море высекли на глазах у многих тысяч подданных…


А потом оно вновь утопило его корабли.




ВЛЮБЛЕННЫЙ


Наверно за это художники так любят море… особенно море бушующее, буйное, неподвластное нам. И вот, Далтон Портелла (Dalton Portella) из Нью-Йорка, с риском для жизни делает его удивительные снимки…


Мы смотрим на них, и словно древние боги вливаются в нас… тогда наш разум тонет, но это не страшно. Страх превращается в ужас, чтоб обернуться красотой…


И растворяет нас в волнах первозданной любви.


Нет ничего, лишь мы и море…


Море и мы…



Рецензии