Эгоизм
знающий, что от его усилий будет лучше лишь ему одному –
вот кто эгоист! Что же тут неясного!
И напротив - если он болеет за общее дело, веря, что так будет
лучше всем, то его никак нельзя обвинить в эгоизме.
Так ли это на самом деле!?
Даже, начавший совершенствовать мир с себя, будет похож на
человека, вставшего до зари и отправившегося за сокровищами,
не спросив никого с вечера и не подготовившись толком, духовно
и физически.
Эгоисты ли Толстой и Достоевский?
В писательском труде – да, в духовной жизни – нет.
Разве они виноваты, что ветер времен раздувал именно их паруса,
будоражил и призывал к поиску их могучие умы! Будь они эгоистами,
они немедленно сложили бы паруса, наслаждаясь сиюминутным
штилем и светом своего ума. Но, в том то и состоит их гений, что
именно они, в числе немногих, уже видели бурю и те беды, что
идут вслед за солнцем, если оно светит и греет не для всех одинаково.
Эгоизм всегда произрастает на почве непонимания истины, нежелания
или непонимания правды.
И Толстой, и Достоевский желали правды, но не желали понимать
истины, которая предполагает всегда, чтобы зерна правды упали
на подготовленную почву, и она не была бы встречена в штыки
какой-либо частью общества. Далеко не все желали этой правды,
более того, она нарушала их привычный ход жизни, к которому они
приросли и который был так удобен им. Любая правда, истинна
только тогда, когда встречает энтузиазм у всех и желание взять её
на вооружение, для осуществления преобразований, которые будут
желанны и полезны всем.
Только лишь истина может превратить и человека, и общество в
вечный двигатель, питаемый любовью и пониманием всех членов
общества. Только она способна породить движение всех для всех.
Истина – это то, что своевременно, необходимо и желанно для всех.
Необходимо еще и время, которое, одно лишь, может подтвердить
истинность правды – либо взрастит и накормит всех, либо погубит
или унизит одну часть общества, ради несправедливого возвышения
другой части социума.
Никто не сеет озимую рожь зимой, когда уже поздно и надо ждать
конца лета, готовя почву, когда будет в самый раз. То, что есть
истина для поля, никогда не будет истиной для сада. И владелец
дворцов и фонтанов никогда не согласится быть изгнанным
добровольно, ради того, чтобы его фонтаны и дворцы были
разрушены или превращены в конюшни для лошадей, пашущих
поля, на месте вырубленных садов. Где логика и истина? –
Её здесь нет! Хотя истина поля торжествует – оно разрослось и
потучнело. Но, люди, строившие дворцы и садившие сады, ныне
работающие на поле – не кто иные, как рабы. Их заставили
заниматься чуждым для них трудом, привив им идеологию
покорности, не объясняя настоящей правды.
Тачать самому сапоги, косить и пахать, а также стремиться к тому,
чтобы тратить лишь то, что заработано личным трудом – разве
это не похвально и естественно!
Но разве правильно призывать к этому других, тем более всех,
превращая это в новую доктрину и идеологию?! Это может быть
приемлемо для одной части общества и непригодно и может даже
противоестественно для другой. Общество не может быть
однообразным – даже птицы прилетают и выводят потомство не в
одно время и не в одном месте.
Правильно и истинно звать на праздник и на труд всех, своевременно
и к месту – иначе, это и будет тот самый эгоизм, только скрытый
от себя и других. Не истинно призывать чужие жизни, ради своих
дел и идей, пусть даже и справедливых для какой-либо части
общества. Воплощение их в жизнь неминуемо приведет к разорению
одних, ради торжества других. Общество, при этом, неминуемо
пострадает, в целом. Для одних, рабство сменится на торжество,
а для других – наоборот. О едином поступательном движении
вперед всего общества говорить, в таком случае, не приходится.
Зло и ненависть будет перетекать от одних – к другим, тая в себе
будущие разрушения и вражду.
Не лучше ли честно и справедливо прожить свою жизнь, пусть и
не так громко и памятно! Ну, а если есть талант, то не лучше ли
применить его, как и излишки эгоизма и устремленности, на
службу этому таланту, показывая достойный пример и образец.
А коли нет таланта, то и сам эгоизм, по большому счету должен
быть противопоказан. Ибо, приведет он неминуемо к ошибкам и
горечи, для исправления которых уже потом будет призван чужой
героизм. Так что же делать? Искать истину! Либо силой гения,
либо надежностью опыта, который, как и история, пока ничему
не учит. Пока не учит, потому что, видать, еще не изжарился
тот петух, который и клюнет всех в одно место.
*****
За фото благодарен: zolotoi-roman.com
Свидетельство о публикации №214072600005