НЮ в нашем творчестве
Всех натурщиц она считала проститутками и, рассказывая о жизни мужа, часто говорила: «Вано знал по именам всех проституток и трактирщиков Тифлиса». В этих словах мы можем увидеть и сферу его интересов, разумеется, не считая живописи. Короче говоря, Вано был вынужден отказаться от писания ню по причине ревности жены.
«Бабо», как я называл бабушку, бдительно следила за «целомудрием» мужа. Мне известен один случай, о котором рассказывали художники.
Как-то Бабо, проезжая на троллейбусе мимо Голубой Картинной галереи, заметила, как Вано любезно беседует с какой-то дамой. Как назло, именно перед галереей была остановка троллейбуса. Бабо не поленилась спрыгнуть с троллейбуса на ходу, подбежала к беседующей паре и авоськой с продуктами пару раз стукнула по голове даму, с которой беседовал Bано. Возможно Бабо приняла ее за натурщицу, проститутку или любовницу Вано. Женщина, как потом выяснилось, была одной известной художницей. Об этом случае потом узнали все местные художники и со смехом комментировали его.
А вот еще один эпизод из жизни Вано. Во время войны он писал картину на тему фашизма. Картина изображала сцену, как фашист ворвался в какой-то дом, там все перевернул, а на полу лежит полуобнаженная женщина с распущенными волосами, как видно до этого изнасилованная фашистом. Конечно, сцену изнасилования художник соцреализма изобразить не мог, принимая во внимание мораль того времени, даже если в качестве насильника выступал фашист, а вот в качестве модели для полуобнаженной женщины художник решил использовать соседку Шуру, у которой была красивая фигура и длинные пышные волосы. Во время сеанса, а он проводился дома у художника, в его мастерской, Бабо почему-то заревновала мужа к Шуре (которая, честно говоря, не давала ей повода для ревности, если не считать ее полуобнаженную фигуру), набросилась на нее и стала таскать за пышные волосы. Шура, полуголая, с криком убежала к себе домой, а Вано пришлось по памяти доканчивать женскую фигуру. Бабо с соседкой Шурой не разговаривали несколько лет.
В дальнейшем мой дедушка иногда писал обнаженные женские тела в композициях на тему «Купальщицы», но все фигуры были написаны наизусть, были непрочувствованны, и поэтому выглядели весьма неубедительно.
С этими мыслями и воспоминаниями я шел по вернисажу художников, где были выставлены картины на продажу в жанре ню современных грузинских художников и встретил знакомого коллегу, с которым собирался как-то пойти на этюды.
- Ну как, - спрашиваю его, - пойдем на этюды
- Пойдем, -отвечает коллега, - но сейчас я увлечен писанием обнаженной натуры.
- Где пишешь, дома? -спрашиваю я.
- Нет, снимаю квартиру. Там живу и пишу, - говорит он.
- А почему там живешь, а не дома.
- Я разошелся с женой, -говорит мне мой приятель.
- Разошелся, -удивляюсь я, зная как долго они прожили вместе, -а почему?
- Она мне не давала писать обнаженную натуру, - последовал ответ, - а сейчас я наконец свободен и могу писать то, что хочу.
«Да, - подумал я, - как говорится, искусство требует жертв, хотя и жертвам в лице художников требуется искусство».
Свидетельство о публикации №214072600570
Оксана Парзян 21.02.2018 10:45 Заявить о нарушении