Время, когда цветёт Одолень-трава... Глава 8

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2014/07/27/1118


Вообще-то план у Вики был простым: переместиться по коридору времени и сорвать для бабушки хотя бы пару тех чудесных кувшинок, в которых было столько всего магического. Чем, собственно, она и поделилась с Димой, когда Таисия поспешила в коровник к вечернему надою, а Валентина с Володей зашли на некоторое время в дом. Дети же сидели на крыльце.

– А зачем срывать-то? Можно их попытаться с корнем вытянуть. А потом, возвратившись, попробовать их приживить в озере, – предложил мальчик.
 – Точно, Димка! – обрадовалась Вика. – Глядишь, и вправду приживутся. А через год-два разрастутся по всей озёрной глади. Вот было бы здорово!

– Это вы о чём тут, пионеры? – на веранде появился Володя и задорно им подмигнул.
– Дядь Володь, а сходим на озеро? – попросила его Вика.
– Сходим, – согласился тот. – А что у вас за интерес к нему?
– Говорят, там у вас кувшинки необычные, – подхватил Дима.
– Красивые очень, – девочка приподнялась со ступеньки и одёрнула сарафан.
– Да, необычные они у нас. И красивые, это верно.

В этот момент Валентина вышла из комнаты, приблизилась к Володе, и тот её приобнял.

– Я догадываюсь, что вы задумали, – улыбнулась она. – Скоро закат. Не боитесь?
– А чего мы должны испугаться? – Дима тоже поднялся.
– Ну, мало ли… Одолень-трава, это ведь ещё и русалочий цветок. А поскольку с закатом бутоны кувшинок, очень любящие солнце, закрываются и опускаются в воду, а наутро появляются, но лишь при ясной погоде, то возникло поверье, что ночью они превращаются в прекрасных русалок, а на свету – опять в цветы. Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище!
– Расскажите, интересно!
– Расскажу… Вот из глубины озера начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом ещё один, чуть подальше ещё... Удивительно то, что бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. Весь день их не найдешь в одном и том же положении. С утра и до вечера цветущие кувшинки следуют за движением солнца, поворачивая плавающие головки в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться, и цветок становится похож на нераспущенный бутон. И вот тут происходит интересное: закрывшиеся цветы кувшинки, начинают медленно погружаться в воду. Это плети-стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой. Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи, и они медленно начинают закрываться.    
 В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув чем-нибудь уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжёлые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи, а отвар его, говорят, возжигал пламя ответной любви. И символ у Одолень-травы был огненный, очищающий тело и душу.
– А у вас и русалки тут водятся? – поинтересовался Дима. – Вот уж поистине заповедное место.
– Водятся - не водятся, не знаю, но люди сказывают… Одну из июньских недель называют русальной,  – продолжила Валентина. – А в предпоследний день этой недели сбываются абсолютно все пророчества, заговоры обладают увеличенной силой, травы имеют особое магическое действие. Цветут кувшинки с мая по август.
Существует поверье, что именно в эти дни русалки из белоснежных лилий превращаются в «простоволосых дев» и водят хороводы возле рек. А девчата и парубки не смели ходить тогда купаться в одиночку, боясь, что русалки защекочут. Некоторые носили на себе стебли полыни, что должно было отпугнуть русалок. Особенно опасной считалась так называемая русальная пасха – четверг русальной недели. В этот день девчата и замужние женщины даже не работали, чтобы не прогневить русалок. А уж о том, чтоб в реке плескаться, не могло быть и речи.
Приносить же цветы кувшинок в дом было плохой приметой. Когда же кому-то приходилось ступить в воду, надо было обязательно бросить туда немного полыни.
– Чем-то сказки Гоголя напоминает, – задумчиво произнёс Дима.
– Однако полагали, что русалки не только опасны, – продолжила Валентина, – но и приносят пользу природе. Верили, что в тех местах, где русалки гуляли по ночам, лучше растёт трава и созревает хлеб. Благодаря этому поверью возник обряд проводов русалок из селенья в поле, во время которого девушку, одетую в русалку, всем селом людом за пределы деревни, а потом толкали в жито, после чего быстро возвращались обратно.
– Хорошо, что сейчас август, – облегчённо вздохнула Вика. – Пик их активности миновал.
– А вдруг вынырнет, и ка-а-ак схватит Вичку за бочок? – пошутил Володя и сделал руками жест, как будто хочет её поймать.
Вика взвизгнула, отскочила и засмеялась:
– Да ладно Вам, дядя Володь, страху-то нагонять.
– А я вот знаю, – добавил он, –  что кувшинки относятся к «цветочным часам». Около семи часов утра цветок выныривает из-под воды, раскрывается, весь день поворачивается за солнцем, в шесть вечера закрывается и около семи вечера уходит под воду. Так что, давайте, поторопимся.

Солнце уже начинало заходить на закат. Ещё достаточно сильно припекало, но уже ни сколько от него, сколько от разогретой за день земли. Озеро было на самом краю деревни. С трёх сторон заросло осокой и камышами, а с той, с которой к нему приближались, имело отмель и небольшую деревянную пристань. Даже лодка виднелась у берега.

– А вода здесь чистая, можно пить, – сказал Володя.  – На дне бьют родники.
– А воздух-то какой! – восхищённо заметила Вика.
– Да, у нас такого нет, – добавил Дима и понял, что чуть не проговорился.
– Где это у вас? – Володя уже снимал на ходу рубаху. – Эх, сейчас искупнуться бы – самое оно.
–  Ну… у нас, в городе, – отговорился мальчик.
– Вон они, видите? – показала рукой Валентина. – Наши красавицы.
– Вижу, – проговорила с восхищением Вика.

Большие цветки кувшинок приметны были издалека, но таких цветовых переливов дети ещё не видывали. А вблизи они казались ещё сказочнее. Однако же росли они на самой середине озера, до них надо было ещё доплыть.
– Давайте на лодке подплывём, – предложил Дима.
– Вы садитесь в лодку, а я вплавь до них доберусь, – Володя уже успел зайти в воду по колено. – Вёслами сможешь грести?
– Попробую.
Володя, усадив Валентину с Викой первыми в лодку, помог в неё забраться Диме и оттолкнул от берега. Сам же отправился вплавь.

Дима лишь однажды сидел за вёслами, когда отец дал ему погрести, взяв на прокат старую с осыпающейся краской лодчёнку на лодочной станции. Вначале у мальчика не получалось равномерно управлять вёслами, и он только сильно брызгал по воде. Но очень скоро приноровился. Также и сейчас, немного помешкав, стал чувствовать себя увереннее.
Минуты через две лодка мягко вошло в царство озёрных лилий. Круглые зелёные листья окружили её со всех сторон.
Володя подплыл поближе:
– Ну, какую вам сорвать?
Хотя они все были как на подбор.
– Дядя Володь, вот эти две… А можете их с корнем вытащить? – попросила Вика.
– Можно и с корнем. Сейчас поднырну.
– Только аккуратнее, – подмигнул Дима.
– А что такое?
– Мало ли там… русалки…

Володя улыбнулся, оценив шутливую подколку, и исчез на время под водой…


Продолжение: http://www.proza.ru/2014/07/27/1149


Рецензии
Это не просто сказка с интересным захватывающим сюжетом...Автор постарался, здесь можно почерпнуть для себя многое о старинных народных традициях и обычаях, о которых упомянуто в произведении. Большое спасибо за это от читателей!

Алёна Ромашка   23.12.2018 06:39     Заявить о нарушении