12. Наш Тарковский

Кировский клуб любителей искусства, созданный студентами пединститута в
1975 году, поначалу назывался "Кадр", а в 1979-м по инициативе
журналиста Михаила Коковихина его переименовали в "Сталкер", в
честь одноименного, нового фильма Тарковского.

Сталкер у Тарковского - имя собственное, это проводник в зону,
где исполняются желания. Киноклуб "Сталкер" - тоже проводник,
только в зону киноискусства, где исполняются желания увидеть
редкий, более нигде недоступный фильм.

Андрей Тарковский никогда не был в "Сталкере". Когда у нас
появилась возможность пригласить его и принять должным
образом, он выехал в Италию на съемки фильма
"Ностальгия".

Этот его шаг правительство расценило как
предательство Родины, фильмы режиссера были сняты с
экранов, запрещены для показа, в прессе организованы
осуждающие статьи о нем и его фильмах.

Помню, в "Советском экране" Тарковского поливал грязью
художник Илья Глазунов: и Россия, мол, в его фильмах
грязная и темная, и в ней всегда идут дожди и дуют ветры -
не любит, мол, он ее, потому и предал. Было больно: ну,
зачем же этому, известному, плясать под чужую дуду -
неужели ради денег или, может, ради наград?

А Тарковский в то время писал в письме к отцу: "Я не диссидент,
я художник, который внес свою лепту в сокровищницу славы советcкого
кино. И не последний, как я догадываюсь. И денег (валюты) я заработал
своему государству больше всех Бондарчуков, вместе взятых... Я не
верю в несправедливое и бесчеловечное к себе отношение. Я как остался
советским художником, так им и буду, чего бы ни говорили сейчас
виноватые, выталкивающие меня за границу...".

Городские власти потребовали изменить название киноклуба, но мы
не стали этого делать, став называться просто клубом любителей
киноискусства, потому что верили в то, что правда восторжествует.
Большинство все-таки понимало, что ни Галич, ни Нуриев, ни Барышников,
ни Растопович и многие другие, кто хотел, но не мог работать в СССР,
никакие не предатели. Просто они хотят свободы творить, которой на
родине не было.

В 1986 году, после прихода Горбачева к власти, за несколько
месяцев до своей смерти, Андрей Тарковский был реабилитирован,
фильмокопии разрешили достать из хранилищ и выпустить на экраны.

... Перед нами предстало жалкое зрелище. Мы знали, что фильмы
Тарковского были отправлены в самые худшие боксы Кировского
фильмохранилища, туда, где по весне стояла вода, зимой было
холодно, а летом сухо и жарко. Руководители кинопроката
несколько раз порывались сдать кинопленку (для них фильмы
Тарковского были просто кинопленкой) для переработки на серебро
- за это прокатным организациям "Госкино" платило какие-то деньги.

Каждый раз мы то прятали фильмы подальше, в более сухое
место, то скандалили с начальством, которому сложно было
доказать, что фильмы Тарковского надо бережно хранить,
а не уничтожать.

Конечно, за три года копии сильно пострадали, но мы все же добились
того, чтобы пленка была отреставрирована по всем правилам и на
сороковой день после смерти режиссера в малом зале кинотеатра "Мир"
открыли первую в Вятке ретроспективу его фильмов.

Помню, что я волновалась, как никогда. Не могла найти слов, чтобы
сказать, как велик этот художник и как ничтожны люди, унижавшие его.
Для меня он навсегда останется Бориской - героем его новеллы "Колокол"
из "Андрея Рублева", который в своей работе шел интуитивно, на ощупь,
сомневался, выбивался из сил, но все-таки каждый раз побеждал.

Вторая ретроспектива прошла в марте 1992 года и была
посвящена 60- летию со дня его рождения. В ней участвовали
председатель фонда Тарковского Паола Волкова, сестра режиссера
Марина Тарковская, актер Юрий Назаров, снимавшийся в "Андрее Рублеве"
и "Зеркале", кинокритик Виктор Божович, директор фильма "Андрей Рублев"
и исполнительница ряда ролей Тамара Огородникова.

"Клубу "Сталкер", прокладывающему тропы к подлинной
культуре", - написала тогда Марина Тарковская на книге "Мир
и фильмы Андрея Тарковского", вышедшей к его юбилею. Она оказалась
милой, добросердечной, скромной женщиной и много рассказывала нам
о брате.
 
"Долгих лет творческой жизни под покровительством Андрея
Тарковского в день открытия фестиваля его фильмов", -
пожелала Паола Волкова. "Желаю вам сохранить ваш
энтузиазм и просто выжить в это трудное время", - добавил
Виктор Божович и - как в воду глядел, ибо вскоре у клуба
действительно начались проблемы.

Ход фестиваля широко освещала газета "Выбор". Мой сын, Сергей,
который тогда работал в клубе, поэтапно сделал множество фотоснимков,
а Михаил Коковихин давал информацию, репортажи и интервью с гостями.
Я добилась, чтобы репертуар фестиваля был опубликован во всех
средствах массовой информации. Благодаря нашим усилиям, на каждом
сеансе были полные залы, и ретроспектива действительно стала событием в
культурной жизни нашего города.
 


Рецензии