16. Уроки Кировской

Первые журналистские шаги яделала в "Кировской правде". Когда-то редакция "Кировской правды" находилась в самом центре города, на улице Карла Маркса, 84. Она занимала два этажа с лишком, наверху обитало "Комсомольское племя", а внизу размещалось Волго-Вятское книжное издательство. Куда ни пойдешь, всегда по пути, все двери гостеприимно открыты, все рады каждому новому автору.

Поначалу редактор "Кировского шинника" Н.В.Макарова привела меня в отдел промышленности к Юрию Михайловичу Смолину, которому я принесла свою первую публикацию. Смолин отнесся ко мне по-отцовски и преподал несколько уроков.Я стала публиковаться у него.

Потом интересы поменялись, я увлеклась кино и театром, а следовательно, было
не миновать отдела культуры, где тогда работали Феликс Фридман и Лида Смирнова. Моей первой театральной рецензией был отклик на спектакль  ТЮЗа "Снегурочка" в постановке Александра Клокова (1983).

Я побывала на премьере, мне многое не понравилось и прежде всего сама
Снегурочка (Вера Беляева). Как могла, я изложила первые впечатления. "Так,
вложи им как следует, - посоветовал Фридман. - Детский театр должен работать
для детей, а Клоков этот всегда сморозит что-нибудь этакое - не очень детское".

Журналисты отдела культуры были стреляными воробьями и решили меня проверить. Через пару дней мы пошли на премьеру "Снегурочки" на пару с Лидией Васильевной Смирновой. Снегурочку играла Татьяна Махнева, которая переставила все акценты,и в результате спектакль получился совсем другим.

- Ничего не понимаю, - зашептала я Смирновой после первых же минут просмотра, - сегодня мне все нравится. Что с рецензией-то делать?

- Так случается, - поучала меня в антракте опытная рецензентка, - нужно
обязательно смотреть оба состава исполнителей, а уже потом делать выводы.
Кроме того, бывают, так сказать, парадный вариант спектакля, когда играют
лучшие актеры, причем, в полную силу, и вариант повседневный, как правило,
более слабый...

Я намотала это на ус и засела переписывать рецензию, где сравнивала игру
Веры Беляевой и Татьяны Махневой и - как результат - два варианта спектакля.
Рецензия называлась "Правдивая сказка о любви" и к моему великому удовольствию заняла чуть ли не полполосы. Потом я взяла себе за правило смотреть оба состава исполнителей, а уже после этого делать выводы.

Должность первого театрального рецензента Вятки долгое время оставалось за
Лидией Смирновой. Я же много лет писала и в "Кировскую", и в "Комсомольское
племя", но главным образом о кино - и в жанре информации, и в жанре кинорецензии.
 
Хотя не упускала случая, чтобы при какой-то возможности отрецензировать тот или иной спектакль. Почему? Да потому что мне это просто интересно. А писать
рецензии "в стол", хотя и полезно для общего развития, но не доставляет
удовлетворения, поскольку критику нужна обратная связь со зрителями-читателями и с теми, кто делал спектакль.

Когда же мне отдали на откуп отдел культуры журанал ТДТ, вот тут уж я насладилась полной свободой рецензировать любые фильмы и спектакли, и по сей день рецензия остается моим любимым жанром.
 
Сегодня жанр рецензии в Вятке практически вымирает: старики уходят, а из молодых мало кто владеет им профессионально. Меж тем и фильмы, и спектакли нуждаются не только в грамотном анонсе и комментарии, но и в осмыслении их после просмотра.






 


Рецензии