18. Порнография или эротика?

Однако советская идеология без боя не сдалась.
Цензура, которая в советские времена активно
шерстила и безжалостно кромсала журналистику,
литературу, поэзию, театр, кино, быстренько взяла
под прицел и младшего киношного брата - видео.

Как только появились первые зарубежные
видеокассеты (начало 80-х), тут как тут вынырнули
стукачи (это правдиво изображено в фильме
Владимира Меньшова "Зависть богов", где хозяева
показывают гостям "Последнее танго в Париже"
Бертолуччи, а потом попадают под облаву КГБ),
открылись первые уголовные дела на
пропагандистов порнографии, а следовательно, кто-
то должен был решать, что есть порнография, а что
нет.

Во многих городах в такие комиссии
партработники намеренно включали людей
консервативно мыслящих и далеких от кино, дабы
решать только однозначно (порнография) и таким
образом ставить заслон "чуждому нам буржуазному
искусству". Так некоторые безобидные любители
кино отсидели в тюрьме или получили условно ни
за что, ни про что - исключительно из-за
некомпетентности мнимых специалистов.

У нас в Вятке в одну из первых таких комиссий
вошли молодой прокурор, молодой сексопатолог,
старший научный сотрудник художественного
музея и я (в ту редактор облкинопроката и
новоиспеченная студентка ВГИКа) - два мужчины
и две женщины. Фильмы, затертые до дыр (всякие
пятые копии), мы смотрели в затемненном кабинете
прокуратуры, в полной и весьма напряженной
тишине, а также в обстановке абсолютной
засекреченности.

Когда же стали составлять
заключение, разгорелся жаркий спор по поводу фильма
"Однажды в Америке" Серджо Леоне. Трое (из-за
длинной сцены насилия главным героем своей
возлюбленной в автомобиле) в один голос утверждали,
что фильм является порнографическим, я же
придерживалась противоположной точки зрения, не
имея, однако возможности доказать свою правоту.

Вернее, я ее доказывала, но не было тогда нужной и
авторитетной бумажки, в которую можно было ткнуть
пальцем в качестве неоспоримого аргумента. Кто же
знал, что через десяток лет этот фильм будут крутить не
только в наших кинотеатрах, но и по Центральному
телевидению?

Что такое эротика или порнография, секс или имитация
секса на экране, художественное изображение любви
или грубый документализм с ненужными
подробностями - дело сугубо и только киноведческое.
Рядовой зритель не мог внятно все это разграничить -
слишком уж необычной для нашего бесполого кино
была тогда импортная эротическая видеопродукция.

Даже если совершенно безобидным был
изобразительный ряд, как в названном эпизоде в
фильме "Однажды в Америке", то сбивали с толку
охи, ахи, вздохи, стоны, то есть звуковой ряд.
Известен же случай, когда французская песня <Я тебя
люблю, а ты меня  -нет> в исполнении Джейн Биркин
(или Бриджит Бардо) и Сержа Гинзбурга именно
за сладострастные вздохи была проклята Ватиканом.

Первые появившиеся владельцы официальных
городских видеозалов (Виктор Баженов, Юрий
Шихов) справедливо осторожничали,
подстраховывались от подобных ситуаций, создавали
худсоветы и проводили предварительный просмотр и
отбор картин для массового показа. С ними я
просмотрела весь первый поток зарубежного видео.

К их чести надо сказать, что они приобретали и
показывали все лучшее, что было в американском
кино, и даже практиковали совместные показы с
киноклубом "Сталкер". То есть формировали
вкусы.

Интерес к первым зарубежным видеофильмам был
бешеный. Запретный в советском кино плод был
для зрителя, в особенности молодого, очень сладок.
Огромным спросом пользовались боевики, эротика,
"ужастики", фантастика и проч. Как-то раз я
выходила из видеозала с закрытого просмотра, и
чуть не была раздавлена толпой солдат, подростков
и пэтэушников, рвущихся навстречу.

Спустя лет десять, некоторые владельцы
видеокамер в России смекнули, что можно самим
делать порнографические фильмы по заказам
богатых клиентов. Сеть производства, обмена и
продажи была очень широкой.

Вновь привлеченная соответствующими
органами, я отсмотрела и этот поток так
называемых фильмов - убогой видеопродукции,
снятой неумело, непрофессионально, безвкусно,
пошло, отвратительно (особенно там, где была
использована педофилия), с моделями, взятыми с
улицы или с домашней кухни.

Здесь я привлекла все имеющиеся официальные
формулировки порнографии (уже появившиеся к
тому времени) и обошлась с изготовителями
подпольного порнобизнеса самым жестоким
образом, а как журналист не могла не написать об
этом статью. Естественно, в "Товар-деньги-
товар"!


Рецензии