19. Дом Витберга

Я пытаюсь и не могу отгадать загадку магнетизма Дома Витберга.
Десять лет - с 1991 по 2001 год, пока его не закрыли на реконструкцию -
он работал как Дом творческих союзов, и все эти десять лет -
практически без простоев, причем, далеко не по "красным датам"
календаря, а по собственной программе.

Его зал был неизменно полным, всегда звучала живая музыка, обычно
вечер никто не регламентировал: кто сколько хотел, столько и сидел
(пел, танцевал), хоть до утра, а такое случалось частенько. Директор
Дома творческих союзов Татьяна Рясик мужественно терпела, да - что я
говорю? - вовсе не терпела, а сама с удовольствием проводила время с
гостями - ей было это интересно.

Во-первых, дом находился в самом центре города, а это значит, куда
бы ни шел, всегда по пути. Если свет горит, значит можно завернуть, и
совершенно неважно, какая идет программа. Отдельные личности
вначале спускались в буфет, а уж потом появлялись в зале. Вход был
открыт для всех, лишь изредка пускали по пригласительным. Денег же
никогда не драли.

Во-вторых, весьма демократичной была атмосфера: без излишнего
официоза, без высоких слов и длинных речей, все было просто, по-
домашнему, тепло и сердечно. Помнится, Лию Ахетжакову со
спектаклем "Персидская сирень", где она играла в паре с Жигаловым,
принимали 8 июля, накануне ее дня рождения. Но ей так все пришлось
по душе, что она завила: "Сдавайте билет, остаюсь, буду отмечать день
рождения в Вятке!". И осталась.

В-третьих, программы были разноообразными и поэтому притягивали
самых разных людей. Так например, художники знали, что в Доме
Витберга есть постоянно действующий вернисаж и считали за честь
выставить там свои работы. Так например, Николай Пименов сделал
тут свою первую персональную выставку.

При доме обитал ансамбль гитаристов "Лира", но гитара звучала под
крышей Дома Витберга постоянно - просто так, вне программы. Здесь
любил попеть романсы Евгений Останин или кто-нибудь из бывших
"инфарктовцев", а когда приходил Иван Глухов с компанией, то,
казалось, его мощный голос, слышавшийся уже на подходе к особняку,
сорвет крышу -  дом начинал ходить ходуном.

Были и тихие музыкальные вечера. За роялем импровировали Евгений
Деришев, Юрий Сибиряков, Наталья Поспелова, Дмитрий Лукьянов,
Игорь Беров (ныне перебравшийся в Израйль) и другие. Пели вне
всяких программ знаменитые вятские вокалисты Тамара Воробьева
и Валентин Герасимов, давали
концерты заезжие знаменитости - Нани Брегвадзе, Валентина
Пономарева (как-то ее с ног до головы случайно окатили шампанским),
русский эмигрант из Австралии Александр Шахматов и др. Однажды
в Старый Новый год сюрпризом для всех стала песня в исполнении
хозяйки Дома Витберга Тани Рясик.

Когда здесь отмечали 75-летний юбилей известного вятского
музыканта Соломона Сахара, он сказал: "Всю жизнь я устраивал
праздники людям, а сегодня первый раз устроили праздник мне...".
Редкий творческий вечер был посвящен историку и краеведу Анатолию
Тинскому - "вятскому академику Лихачеву", как называла его Рясик.

На втором этаже размещалось Вятское отделение Союза писателей -
Дом Витберга был родным для них. Здесь свой последний 75-й юбилей
отметил поэт Овидий Любовиков; тут презентовались все новые
издания: журнал "Вятка", "Энциклопедия земли Вятской", сборники
стихов "Страна равнин" Светланы Сырневой и "Детский мат" Михаила
Коковихина. Кстати, в этом же зале Света Сырнева впервые читала на
публике свою знаменитую поэму Глаголев", где под вымышленными
именами вывела многих своих друзей и знакомых.

А поскольку мероприятия проходили чуть ли не еженедельно,
журналисты практически из Дома Витберга не выбирались. Здесь
любили бывать и Бачинин, и Пятунин, и Комков, и Чуракова, и
Трофимова - да все, и газетчики, и телевизионщики, и радийщики. В
любой момент можно было отсесть в сторонку и взять интервью, а
фотограф без особого труда мог отловить нужного ему человека. Когда
в 1992 году проездом был "Караван культуры", который мощно
всколыхнул сонную Вятку, два дня Дом Витберга вообще не
закрывался...

Я помню Дом Витберга и в траурные дни - отсюда, например, 16
июня 1998 года провожали в последний путь художника Петра
Вершигорова. День был безумно жарким, зал набит до отказа, а люди
все шли и шли, несли цветы, не стесняясь плакали и горевали - все
вместе...

Долгое время Дом был закрыт – решали, что делать: реставрировать или отстраивать заново такой же в точности. Лет через десять отстроили, поставили бюст Александра Витберга перед фасадом и наконец открыли без особой помпы и шума – как-то втихаря.

Все в этом доме стало другим, в том числе и сменились хозяева, «ушли» Таню Рясик. Другие люди правят бал. И нет, нет теперь такого же второго, настолько же любимого и настолько же милого сердцу. Такого, где бы жили все музы сразу: литература, поэзия, музыка, живопись, кино, театр, куда можно было бы запросто забежать, поболтать, выпить чашку кофе с пирожным, узнать последние новости. 
 


Рецензии