Без памяти о прошлом нет будущего...

 
                ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ РОДИТЕЛЯМ               

     Сегодня 9 мая - 68-летие Победы в Великой Отечественной войне. За окном - 2013 год. В нашей семье на протяжении многих лет празднование этой знаменательной даты было традицией и будет сохраняться из поколения в поколение, пока жива память о тех, кому мы обязаны безоблачному мирному небу над головой, возможностью спокойно жить и растить своих детей, радоваться внукам. Земной поклон тем - погибшим, не вернувшимся с той войны и ныне живущим участникам войны, тем, кто уже ушёл в мир иной. Не стало моих родителей, и теперь в окружении моих повзрослевших дочерей и внучки, просматривая пожелтевшие от времени фотографии тех военных лет, ордена и медали за боевые заслуги моих родителей, моя старшая дочь сказала: «Мам, а ты напиши о них...»

     Наступил такой день, когда я начала с грустью осознавать, что я больше не дочка, особенно остро, когда прошлым летом не стало моего отца... Он прожил необыкновенно интересную и долгую жизнь, ему было почти девяносто пять лет, маму он пережил на 6 лет. Папа родился в декабре 1917 года в многодетной семье (семь детей) - он был  четвёртым ребенком - в городе Горьком, ныне Нижний Новгород. Мой отец в 1940 году в возрасте двадцати трёх лет закончил Московский институт народного хозяйства имени Плеханова по специальности «товароведение пищевых продуктов» и проходил военную службу в Прибалтике в городе Хаапсалу. Перед началом войны, в октябре 1939 года в районе этого города разместилась одна из наиболее крупных баз Красной Армии, вступившей в Эстонию по условиям советско-эстонского договора о взаимопомощи. В августе 1940 года вместе со всей Эстонией Хаапсалу вошел в состав СССР, который 9 июля 1941 года был оккупирован германскими войсками в освобождении которого и принял участие мой отец в чине командира сапёрного взвода. Само название «сапёр» говорит о многом, цена ошибки - жизнь... А дальше воевал на Северо-Западном, Волховском, Ленинградском фронтах. В одном из боёв мой отец был контужен и ранен осколками в голову и руку. Оглушённый и отброшенный в образовавшуюся от взрыва воронку он на какое-то время потерял сознание... Сколько прошло времени - неизвестно, только, вдруг слышит голоса рядом, кто-то из бойцов говорит: «Где-то здесь был наш командир взвода Темнов Коля?» Другой отвечает: "Так он убит..." Папа открыл глаза и сказал: «Как убит, мать вашу? Я живой!» - на что бойцы облечённо рассмеялись и сказали ему: «Ну, командир долго жить будешь, значит, и до Берлина дойдешь с Победой!», положили его на носилки и отправили в медсанбат. Он был награжден орденом Красной Звезды, имел правительственную награду «За оборону Ленинграда», принимал участие в переправе людей через озеро Ладога, в звании капитана дошел до самого Берлина. В военном билете моего отца - офицера запаса Вооруженных Сил СССР я с удивлением обнаружила запись: в 2000 году ему было присвоено звание майора, никогда не знала, что у меня такой легендарный папа, так как он всю жизнь был скромным, мало рассказывал о войне, и только за эти последние годы его жизни я потихоньку его расспрашивала об этом, то ли потому что всё время было некогда, суета сует круговерти нашей жизни, то ли я слишком стала взрослой, так захотелось поподробнее узнать обо всём, чего и не спрашивала раньше, слава Богу-успела!
     После окончания войны и в последующие годы отец работал экспертом, товароведом в Министерстве внешней торговли СССР, поднимал экономику нашей страны - налаживание и укрепление взаимовыгодных международных отношений по экспорту и импорту сырьевых товаров. Неоднократно в составе советских делегаций выезжал за границу. Принимал участие в торжественном открытии в 1954 году ВВЦ (ВДНХ), кстати мой папа, оказывается, был племянником Патоличеву Н.С., занимавшему высокий пост Министра МВТ СССР, то есть он был моему отцу двоюродным дядей. За всю свою жизнь папа никогда к нему не обращался ни с какими своими просьбами, настолько был скромным человеком.

     Оставаясь таким всю жизнь, он сам был очень отзывчивым по отношению к другим. Скольким людям, бывшим участникам войны (события прошедшей Великой Отечественной войны целых двадцать лет были в забвении, хотя 9 мая наш народ отмечал этот великий праздник Победы каждый год, и только в 1965 году  этот день советское правительство сделало наконец официальным) мой папа помогал восстанавливать документы, причем бескорыстно. Восстановление документов на боевые медали и награды участникам войны стало необходимым в связи с постепенным появлением льгот для этой категории людей. В течение очень многих лет он ездил из Москвы в Подольский Центральный военный архив, впоследствии люди улучшали свои жилищные условия, получали прибавку к пенсии, из-за подтверждающих документов на медали и ордена за боевые заслуги во время войны. 

     Работая в МВТ СССР с 1946 года, он впервые встретил голубоглазую блондинку двадцати четырёх лет от роду, Хохлову Анну, которая пришла туда работать в 1947 году, которая также прошла все ужасы и тяжелые испытания страшного лихолетья и о войне знала, как говорят не понаслышке, так как сама воевала, потерявшая в самом начале войны своего родного брата Николая, он был старше её на два года. В дом пришла повестка «Без вести пропавший»... По рассказам мамы, мой дядя погиб где-то в Прибалтике, там стояла военная часть в которой он служил. До сих пор неизвестно, где покоится его прах... Моя бабушка Хохлова Марфа Андреевна до конца своей жизни (умерла в 1951 году) ждала его возвращения и не верила, что тот погиб. И по сей день не могу читать без слёз её рукой написанные строки красным карандашом на обратной стороне фото её сына: "Коля, знай, я ждала тебя и страдала..."

      Мои родители поженились 26 декабря 1948 года, как мама рассказывала, под Новый год. Время было голодное, послевоенное, не до пышных свадеб. Папа, мама и её мама (моя бабушка) тихонько отметили это событие. Втроем, без отца моей матери Хохлова Василия Ивановича, так, как он умер в августе 1947 года.
     Её мать благословила их старинной иконой с изображением святого Николая-угодника, доставшейся ей от её родителей, и подарила Аннушке свою швейную ручную машинку «Зингер», которая до сих пор шьёт хотя ей уже больше ста лет, на которой моя мамочка до конца дней своих с удовольствием сама очень здорово шила
для нас, когда мы с братом были еще детьми, перешивала, латала. Бывает, я притрагиваюсь рукой к металлическому каркасу изгиба машинки и ощущаю тепло рук моей мамы и говорю: «Мамочка, как жаль, что тебя больше нет...»

     В 1949 году родился мой брат, к большому сожалению его не стало, в возрасте пятидесяти шести лет. Через полтора года, на восемьдесят третьем году жизни за ним следом в мир иной ушла и моя мамочка - не смогла этого пережить. Самое страшное горе на земле, когда родители переживают своих детей... Единственное, можно порадоваться за моих дорогих родителей от мысли, что они были счастливые люди, прожили вместе долгую жизнь. Сколько юбилеев, успев отметить - серебряную, золотую, платиновую, даже я была тогда уверена и шестьдесят лет - бриллиантовую осилили бы! А самое главное, их наследие - это мы, их дети, которым они дали продолжение себя, а мы подхватили эстафету Жизни - четверо внуков, двое правнуков!
     Когда моему брату было два года в мире опять «запахло» угрозой новой, уже «холодной» войны», которая вплотную стала приближаться к границам СССР на Дальнем Востоке. Назревала третья мировая между великими державами: США, КНДР, Япония, Китай. В октябре 1951 отец получил назначение и по июль 1953 года проходил службу в Дальневосточном Тихоокеанском флоте в чине капитан 1-го ранга (офицерский состав). На фотографии тех времен он в военной морской форме. Помню, в детстве я надевала папин белый толстый шерстяной свитер-водолазку и удивлялась, спрашивая его, почему он такой колючий, на что тот отвечал: «Такие колючие свитера выдают только на службе в Морфлоте, чтобы моряки не замерзали от холодных ветров и непогоды».

     В 1954 году появилась на свет я, чему мои родители были очень рады. Сколько себя помню, наверное, с самых пелёнок я была воспитана в духе патриотизма и рассказов о войне. Даже помню, когда мне было одиннадцать лет, впервые написала свои стихи, может быть, и наивные, но от души:
    
      Родина-это прекрасно звучит,
           сердце от волнения-стучит!
      Каждый скажет снова и снова:
          «Родина-это прекрасное слово»!
      Голубь Мира, лети в города и передай эти слова!».
    
      Или такие стихи, посвященные двадцатилетию со дня окончания войны:

      Прошло двадцать лет спустя, как окончилась война.
      Многие не вернулись с поля-боя.
               Для матерей это было горе.
      Но разве можно забыть бойцов, отважных,
               бесстрашных, родных нам сынов?!
      Эти люди ценою жизни приближали Победу,
                только - Вперёд!
      Нет, никогда этого не забудет наш Советский народ!

     Моя мама родилась в ноябре 1923 года недоношенным семимесячным ребенком. Анечка настолько была маленькой и слабенькой, что её мать всё время плакала над ней и молилась, чтобы она выжила, так как в Первую империалистическую войну уже потеряла свою первую семью - мужа и двоих детей. Она её выхаживала в картонной коробке, выложенной внутри ватой. Слава Богу, Анечка стала крепнуть и подрастать,к неимоверной радости своих родителей!

   Когда маме было четырнадцать лет, она занималась в танцевальном кружке. В 1937 году в Большом театре состоялось празднование, посвящённое двадцатилетию Октябрьской революции, на котором присутствовал сам Иосиф Сталин. Так Аня с такими же девчонками на сцене выступила с зажигательным танцем «Калинка». Зрителям так понравилось, что их потом ещё раз вызывали на бис... Впоследствии в газете «Правда» был опубликован фотоснимок, который у мамы наклеен в фотоальбоме. Под ним комментарий: «ГАБТ СССР - выступление детского хореографического ансамбля с танцем "Калинка". Мамочка этим гордилась и говорила, что и «её ножки станцевали на сцене знаменитого театра».

     Мама рассказывала, как-то летом через их двор, где она прогуливалась со своей мамой проходил цыганский табор, одна цыганка проходя мимо, вдруг сказала её матери: "Дай денежку - погадаю..." На что та, отмахнувшись от неё рукой, ответила: «Денег нет, и бесплатно не надо нам никаких гаданий», на что цыганка ответила: «Я тебе всё равно скажу. Вижу копоть и дым, земля в огне, вижу твою дочь, шагающую в кожаных сапогах, по чужеземным странам. Много горя будет...» Её мама заплакала, услыхав такое: «Да, что же ты такое говоришь? Какие кожаные сапоги, какие чужеземные страны?..» А та как бы не слыша её, продолжила: «Но ты не плачь. Она вернется к тебе живой...» Про её сына ничего не сказала...

     До начала войны оставалось совсем недолго. За это время уж и про цыганку забыли, и только вспомнили про её пророческое предсказание через много лет спустя...

     Не могу не процитировать слова известной украинской писательницы С.А.Алексиевич, так как более точного определения о пребывании женщины на войне я не смогла бы так точно сформулировать, как она: «У войны не женское лицо. Что может быть противоестественнее, чем сочетание слов "война" и "женщина". Женщина самой природой призвана давать жизнь, а не убивать. Но бывает такая мера опасности для Родины, когда женщина может и должна встать на её защиту».

А великолепные стихи о войне Юлии Друниной:
    
     Я ушла из детства в грязную теплушку,
     В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
     Дальние разрывы слушал и не слушал
     Ко всему привыкший сорок первый год.
     Я пришла из школы в блиндажи сырые,
     От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
     Потому что ближе, чем Россия не могла сыскать.

     После окончания школы в 1939 году, Анна Хохлова окончила двухгодичные курсы
стенографии и машинописи при Мосгороно.
     Началась война. В мае 1942 года Анна была призвана Дзержинским РВК г. Москвы. Являлась курсантом-связистом военно-подвижного узла связи при Военной Академии им. Подбельского в Москве, в дальнейшем проходила службу в рядах Советской Армии с мая 1942-1944 годы в воинском звании рядовой. По окончании войны, в августе 1945 в звании ефрейтора была демобилизована из рядов Советской Армии из немецкого города Химмельпфорт на Родину, в Москву. Имела две медали «За боевые заслуги, «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Была награждена почётными грамотами от имени товарища Сталина за освобождение городов Сухачев, Скорневицы, Ловач, Варшава, Селгаш, Штаргард, Альдамм; «За участие в прорыве обороны немцев и наступлении на Берлин» - от 23 апреля 1945г.

     В 1943 году мама была направлена в Павлоградские танковые лагеря, где формировалось крупное наступление, оттуда была  направлена связисткой в 75-й отдельный истребительный самоходный полк, которым командовал полковник Карпенко. Этот полк входил в состав 1-го Красноградского механизированного корпуса, которым командовал генерал С.М.Кривошеин, а корпус входил во 2-ю танковую Армию, командующим, которой был маршал бронетанковых войск С.И.Богданов.

     В газете «Труд» №76 от 9 мая 1992 года было напечатано: «20 апреля 1945 года Жуков, командующий 1-м Белорусским фронтом, даёт телеграмму-молнию командиру 2-й Танковой армии: "2-й Танковой армии поручается историческая задача первой ворваться в Берлин и водрузить знамя Победы. Лично Вам поручаю организовать исполнение. Пошлите от каждого корпуса по одной лучшей бригаде и поставьте им задачу - не позднее 4 часов утра 21 апреля 1945 года любой ценой прорваться на окраину Берлина"... От 1-го мехкорпуса в Берлин ворвалась 37-я танковая бригада, участницей событий которых была и моя мать!

     Зимой 1944 года моя мама, находясь в американской машине марки «Студебекер», которая выехала из польского города Жулехув на Брестское шоссе, попала под бомбежку немецких «мессершмиттов». Машина с высокой посадкой и балдахинным покрытием сверху перевернулась вместе со всеми военными и опрокинулась в отлогий кювет... В результате такой аварии у мамы были сломаны два ребра, деформация тазобедренного сустава, ушиб внутренних органов и головы... Как выжила - одному Богу известно. До конца жизни эти ранения её мучили, напоминая о той страшной войне, но спасибо Судьбе, что вернулась домой - живой!

     Наступило мирное время. Послевоенная Москва постепенно отстраивалась. Мама рассказывала, что в строительных работах были задействованы пленные немцы и как-то, когда она спешила утром на работу, пробегая мимо них, они улыбались и кричали ей, махая рукой «О, фройляйн! Гутен морген!», а мама в тот момент подумала: "Господи, какой же ужас, ведь недавно воевали друг с другом, и убивали, и ненавидели друг друга?!!"

     Нет больше моих дорогих родителей. Но остаётся память о том страшном времени и я с грустью и благоговением сегодня 9 мая 2013 года пришла, как всегда на Поклонную гору вместе со своими дочерями и внучкой, купив охапку красных гвоздик и, завидев вдали убелённых сединой участников Великой Отечественной войны в орденах и медалях, а их так мало осталось, вручаю каждому алый цветок с пожеланием здоровья и встретить семидесятилетие Победы!

     Вечная память погибшим и мирного неба всем живущим!



(Повесть опубликована в альманахе "Георгиевская лента" том 2 в 2015 году)
 


Рецензии
Дорогая Марианна! Спасибо за рассказ о Ваших героических родителях! Прошел через моё сердце! Вечная Слава им и Светлая память! А наши советские женщины на войне - это отдельная страница ВОВ.
Марианна! Я редактор-составитель Сборника памяти о войне. Я и сама написала несколько рассказов о военнопленных: наших и немецких. Можете почитать на моей странице. "Каравай хлеба", "История одного русского", "Картина", "Учитель рисования".
В личке напишу Вам условия публикации в нашем сборнике.
С теплом,
Надеюсь на наше сотрудничество.

Лариса Кеффель Наумова   31.05.2023 22:17     Заявить о нарушении
Лариса, сердечно благодарю Вас за отклик! С уважением, Марианна

Марианна 2   19.08.2023 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.