Сорок третий вопрос. Что меня тревожит?

Пошли мы сегодня гулять по Невскому проспекту. Невский похож на весеннюю реку: люди по нему идут потоками, сверху посмотреть – он так и бурлит, и водовороты в нем есть, и стремнины, и омуты. А по берегам, как таящие льдины, сидят и стоят продавцы с лотками, художники, экскурсоводы… И даже разные артисты, которые играют и поют свои песни, добавляя в шум весенней реки и свое журчание.
И вот видим мы: как большой корабль, плывет по этой реке яркая группа кришнаитов – в разноцветных, преимущественно желтых, одеждах, с барабанами, флейтами, бумажными гирляндами… И, словно песни, распевают свои мантры. А все вокруг расступаются, и шумная группа, словно ледокол, весело плывет по Невскому.
Сережа смотрит вслед шумному шествию и спрашивает:
– Интересно, а зачем они эти свои мантры непрерывно поют? В этом есть какой-то смысл?
– Еще какой! – отвечаю я. – Мантры, как считается веками, это самый короткий путь к медитации. А медитация – это уход в свое подсознание, к его безграничным возможностям.
– Почему самый короткий? – удивленно спрашивает  Сережа. – Вот я, когда еду куда-то в машине, сразу начинаю медитировать. Еще с детства привык. И никаких мантр мне для этого не нужно!
– Для того чтобы много людей одновременно могли погрузиться в медитацию, веками выработаны практики контроля и управления людьми. Причем в совершенно разных системах, не только в религиозных практиках. Можно с помощью более или менее жестких техник подавить «грецкие орешки», то есть сознание людей, заблокировать их сознательные оценки слов и событий, а можно, наоборот, заставить массы людей думать одинаково. Как, например, сделал Ходжа Насреддин, когда обещал вылечить жадного ростовщика Джафара от его горба, но при одном условии. Пока Насреддин будет читать молитвы, все родственники Джафара должны, сидя под большим покрывалом, эти молитвы за ним повторять и ни в коем случае не думать о белой обезьяне. И, конечно, все только об этой обезьяне и думали!
– Это, наверное, такие специальные техники, чтобы людьми управлять? Тогда получается, что против такого управления оценки «грецкого орешка» полезны, чтобы не принимать все, что кто-то говорит, бездумно!
– Вот как раз твоя личность, твое «я» (еще говорят – твое «эго») и состоит из системы твоих оценок и запретов.
– Значит, мое сознание охраняет, бережет это мое эго?
– Как раз наоборот. Твое эго, то есть твой сложившийся круг влияния, охраняет твое сознание.
– Наверное, прежде всего оно охраняет мое сознание от тумблера и состояния «изнутри наружу»!
– Верно. Но, с другой стороны, не будет твоего сознания, твоих сознательных оценок, что нравственно, а что безнравственно, что нищета, а что изобилие – тобой сможет кто угодно манипулировать, предлагая тебе новые безнравственные игры!
– Значит, мне нужна гармония между сознанием и подсознанием!
– А точнее – гармония между твоими двумя началами: мужским и женским,  духом-разрушителем и эго-хранителем.
– Ну и что же получается: когда кришнаиты поют свои мантры, они что, этой гармонии как раз и достигают?
– Хотят достигнуть. А на самом деле сознание, эго подавляют, а дух, подсознание поднимают. Стремятся не к гармонии, а к противоположной крайности.
– А все-таки, изначально, зачем обычные люди пользуются мантрами? Что они конкретно хотят в своем сознании подавить?
– Очень простой ответ, Сережа. Люди уходят в медитации ото всех своих тревог.
– Вот тебе и раз! Но ведь именно с тревоги, или с беспокойства, и начинается развитие в мире нищеты! Ведь если я не дам моему подсознанию с помощью моей тревоги команду решать задачу, я никакой цели никогда и не достигну! Тревога – начало цепочки мотивации! По крайней мере, в мире нищеты.
– Да, Сережа, мы с тобой об этом говорили, когда искали ответы на вопросы: почему ты хочешь и на что похожа жизнь.
– Мы тогда еще нашли ответ, что тревога = сравнение + намерение + унижение. Значит, медитации помогают уйти от сравнения и унижения? А как же намерение?
– Для начала вспомни всю цепочку мотивации в мире нищеты.
– Пожалуйста! Тревога (или беспокойство) – желание – цель – план – действие – результат – признание. Ничего не забыл?
– Забыл только добавить, что каждое из этих звеньев принадлежит миру нищеты. Мы ведь это доказали?
– Конечно, доказали! Когда искали ответ на вопрос «На что похожа жизнь?». А все-таки, папа, есть какая-то разница между тревогой и беспокойством?
– Хороший вопрос! Вообще-то никакой. С бытовой точки зрения. А с точки зрения начального элемента в цепочке мотивации тревога – это событие, а беспокойство – состояние. Все было спокойно, и вдруг раздался сигнал тревоги, и наступила тревога. А беспокойство в сигнале не нуждается.
– Вот теперь я понял! Никакого беспокойства в мире изобилия нет и быть не может! Оно может быть только в мире нищеты. Потому что это состояние «снаружи внутрь». А тревога – это внешнее событие, оно может быть и в мире изобилия. И совсем не обязательно это событие плохое. Просто повод для мотивации.
– Да, хорошая классификация! Значит, твою мотивацию в мире изобилия запускает внешнее событие?
– Может и внешнее, а может и внутреннее. В мире изобилия я ведь живу «изнутри наружу»! Папа, а как выглядит цепочка моей мотивации в мире изобилия? Мы с тобой давно об этом хотели поговорить!
– Хорошо, поговорим. Время пришло. Ты уже догадался, что, как и «Сердце Мироздания», эта цепочка состоит из семи шагов, и в мире нищеты мы все эти шаги с тобой определили. А в мире изобилия просто надо найти альтернативу каждому из этих шагов!
– «Сердце Мироздания» –  это две разных цепочки моих реакций. Обе они как раз на «ядро» и замыкаются. А мотивации тоже имеют общее окончание маршрута и сходятся в одной точке?
– Нет, не сходятся. Картинку мотиваций в мире нищеты и мире изобилия можно назвать «Легкими Мироздания» – окончания маршрутов у этих цепочек разные.
– А я понял, почему «Легкие Мироздания»! Потому что в мире нищеты человек живет «на выдохе» – сколько воздуха в легкие вошло, столько и может выдохнуть. А в мире изобилия – «на вдохе», потому что воздуха снаружи – сколько угодно!
– Вот теперь и посмотрим, как твоя мотивация устроена в мире изобилия! Итак, первое звено цепочки мотивации в мире нищеты – беспокойство. А какое событие взамен тревоги может произойти в мире изобилия, чтобы началась твоя мотивация?
– Раз это событие в мире изобилия, значит, причиной этого события должен быть не внешний мир, а я сам.
– Верно! И что же это может быть за событие?
– Наверное, событие, которое даст мне радость! А, я догадался! Когда я выберу тот вариант в будущем, который мне нравится больше других!
– Молодец! Вот с этого события и начинается мотивация в мире изобилия. И называется это событие – осознание.
– Так. Будущее я свое увидел, то есть осознал. А дальше в цепочке мотивации – желание. Но ведь, когда я сделаю выбор, для того, чтобы получить свободу, мне надо освободиться от своих желаний и превратить их в намерение?
– То есть, решить, какое семечко ты сажаешь в поле чистой потенциальности, и отдать его мирозданию, больше к нему не привязываясь.
– Значит, вместо желания у меня в мире изобилия будет решение?
– Решение – о твоем осознанном намерении! Его формула такая: «По-другому быть не может!». И это второе звено в цепочке мотивации. Скажи, чего тебе теперь не хватает для настоящей свободы?
– Выбор есть, намерение есть… Обязательства не хватает, конечно! Ответственности! Но ведь третье звено в цепочке мотиваций в мире нищеты – это цель. При чем же здесь ответственность?
– Сейчас увидишь. Цель в мире нищеты – это точка за пределами круга твоего влияния, к которой направлены твои желания. Так?
– Так. Точка.
– Когда ты для достижения этой цели, в том числе и в мире нищеты, приобретаешь новые знания, привычки и навыки, твой круг влияния расширяется концентрически, то есть равномерно во все стороны. Почему?
– Наверное, потому что эти З * П * Н могут потом и для других, самых разных целей пригодиться и сделать их потребностями.
– Совершенно верно! Но все эти точки целей, хоть их и изобилие, все равно принадлежат миру нищеты. Мы это доказали?
– Конечно, доказали!
– А в мире изобилия, представь себе, цель всего одна – зато универсальная для всех остальных целей! Достигая ее, ты последовательно можешь достичь любую точку за пределами твоего сегодняшнего круга влияния и превратить ее в потребность.
– Это что же за цель такая?
– А ты сейчас сам ответишь. Что получается в результате достижения очередной точечной цели?
– Расширение круга моего влияния. То есть развитие.
– Причем гармоничное, раз круг влияния у тебя расширяется концентрически. А что если переставить местами причину и следствие? И сделать целью само расширение круга влияния?
– Класс! Тогда все остальные цели будут достигаться как следствие моего развития!
– Получается, что в мире изобилия есть единственная цель – развитие. И она будет достигаться бесконечно.
– Ну и какая же это цель? Где же ее приблИженность?
– А вот приблИженность как раз и определяет третье звено цепочки мотивации в мире изобилия. Поэтому она так и формулируется: не дата достижения цели, а дата отказа от усилий по достижению цели, если к этой дате цель еще не достигнута.
– Получается, что вместо цели в мире нищеты в мире изобилия будет ответственность, что не позднее срока приблИженности мой круг влияния расширится до определенных размеров!
– И в него войдут вполне определенные З * П* Н до этой даты!
– И тогда первые три шага моей мотивации в мире изобилия (осознание – решение – ответственность) дадут мне свободу! В мире нищеты – свобода выбора, в мире изобилия – свобода! Все наши ответы срастаются в одно целое!
– Теперь четвертое звено цепочки. Что заменит план?
– Сейчас сообразим. План – это инструкция, список последовательных шагов или ступеней на пути к цели. Помнишь, как мы в Египте поднимались на гору Синай в полночь и у нас были в руке фонарики? Ничего не видно было вокруг, только три-четыре ступеньки под ногами.
– Вот как раз план и есть такой фонарик. С планом ясно, какие ступеньки будут следующими.
– Но саму-то гору не видно! Можно и не туда придти… А! Я догадался! В мире изобилия этот самый фонарик лежит на вершине горы, и мне оттуда всю дорогу освещает! Каждую ступеньку.
– И как же это называется, когда свет от цели тебе светит?
– Вера, конечно!
– Значит, четвертое звено в цепочке – это вера!
– А дальше понятно! В цепочке мира нищеты дальше идет действие. А главные мои действия, когда намерение уже посажено в поле чистой потенциальности – это радость! Все, что я делаю, на сто процентов правильно и ведет меня к цели, при условии, что эти действия меня радуют!
– Хороший труд в мире изобилия – радоваться! А шестое звено: результат?
– В мире нищеты, папа, результат один: когда цель достигнута. А в мире изобилия результатов должно быть тоже изобилие!
– А значит?
– А значит, каждый шаг, который я сделал в мире изобилия – это и есть результат!
– И как к этому шагу надо относиться?
– Конечно, благодарить его! Значит, шестое звено – это благодарность!
– И мы с тобой этот навык уже освоили! Помнишь? Прошлому – только благодарность, каждому сделанному шагу!
– Класс! И у нас осталось последнее звено: признание.
– Ну, Сережа, ты же прекрасно понимаешь, что признание в мире изобилия может быть в изобилии только от одного человека: от тебя самого! Помнишь, что писал об этом Пушкин?

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех выше оценить умеешь ты свой труд…

– Вот Пушкин уж точно жил в мире изобилия! А что же все-таки вместо признания?
– В мире нищеты люди стремятся к своей цели часто в большей степени из-за того, что хотят слышать аплодисменты и похвалы. А что хочет человек в мире изобилия? К чему он стремится? Что для него самая большая награда?
– Наверное, гармония?
– Конечно, гармония! И когда гармония достигнута, это мотивирует на новые осознания и развитие с еще большей скоростью!
– А гармония, кстати, это не победа над кем-то в соревновании! Ее-то хватит на всех! И значит, в мире изобилия все играют в игру, где нет проигравших!
– Теперь нам с тобой, Сережа, пора уже записать ответ на вопрос: что же тревожит тебя в мире изобилия?
– В мире изобилия меня ничего не тревожит, а мои тревоги сменяются осознаниями!
– А зачем тебе другая мотивация:
– Чтобы вся моя мотивация была мотивацией развития и изобилия!
– А зачем тебе нужна только такая мотивация?
– Так ведь мотивация в мире нищеты всегда идет через унижение! А когда я буду пользоваться мотивациями мира изобилия, у меня никогда не будет никаких унижений! Ура!
И теперь, конечно, пришло наконец-то время нашей ответной тетради:


Сорок третий вопрос:

ЧТО МЕНЯ ТРЕВОЖИТ В МИРЕ ИЗОБИЛИЯ?

Ответ:

В МИРЕ ИЗОБИЛИЯ МОИ ТРЕВОГИ СМЕНЯЮТСЯ ОСОЗНАНИЯМИ!

А зачем мне другая мотивация:

ЧТОБЫ ВСЯ МОЯ МОТИВАЦИЯ БЫЛА МОТИВАЦИЕЙ РАЗВИТИЯ И ИЗОБИЛИЯ!
 
Новая игра    Что меня тревожит
 в мире изобилия?
В мире изобилия мои тревоги сменяются осознаниями!

И вот теперь, когда  «Легкие Мироздания» в теории описаны, пора приниматься за практические действия!

– Мама, а ты можешь мне помочь перейти от конкретного беспокойства к осознанию?
– Конечно, могу! Но для этого нужна твоя вполне конкретная тревога.
– Пожалуйста! Я никак не могу в школе на физкультуре освоить на перекладине подъем переворотом. Все ребята уже делают, а у меня никак не получается! И это меня реально очень беспокоит. Причем постоянно.
– Ну, начнем! Скажи, Сережа, а как ты считаешь, ты вообще когда-нибудь в жизни освоишь подъем переворотом?
– Конечно, освою! Но вот когда?
– То есть, ты осознаешь, что в один прекрасный момент у тебя получится?
– Получится обязательно!
– Скажи, это произойдет до окончания школы или после?
– Мама, ты смеешься? Конечно, до! Уж это-то я точно знаю!
– Тебе до окончания школы осталось чуть больше четырех лет. Как ты думаешь, это произойдет позднее, чем через два года, или раньше?
– Ну, раньше, конечно.
– А раньше, чем через год, или позднее?
– Наверное, раньше…
– А раньше, чем через полгода, или позднее?
– Я думаю, что раньше.
– Хорошо: раньше, чем через три месяца, или позднее?
– Вот тут я не знаю. Может, и позднее.
– Стоп! Вот тебе и источник твоего беспокойства. Уж раз ты сомневаешься, что не позднее, чем через три месяца ты освоишь подъем переворотом, то значит, ты его и не освоишь! Можешь даже и не стараться.
– Да? Ну хорошо… Через три месяца я точно буду его делать!
– А раньше, чем через месяц, или позднее?
– Через месяц?.. А! Ты опять проверяешь, сомневаюсь я или нет! Хорошо, раньше, чем через месяц!
– А теперь скажи, раньше, чем через две недели, или позднее?
– Ну хорошо, раньше!
– А раньше, чем через неделю?
– Раньше!
– Раньше, чем через три дня, или позднее?
– Раньше! Раньше!
– Раньше, чем через день?
– Раньше!
– Раньше, чем через час?
– Раньше!!
– Раньше, чем через минуту?!!
– Раньше!!!
– Поздравляю! Вот это и есть осознание! В тот момент, когда ты разрешил событию произойти, тогда оно и происходит в твоем подсознании.
– Потому что подсознание не знает времени! Я понял! Сомневаться надо прекращать в эту самую секунду – а тогда событию ничего не остается, как произойти в ближайшем будущем! И вместо события тревога происходит событие осознание!
– Молодец, Сережа! Сегодняшний урок ты усвоил!
– А как же остальные звенья цепочки мотивации в мире изобилия?
– И до них черед дойдет. Мы в этом году снова едем в Грецию, и снова будем подниматься на гору Олимп.
– У нас будет обучение по программе «Звездного Олимпа»?
– Конечно. И там целых два дня будет посвящено тому, как от мотивации нищеты перейти к мотивации изобилия. По всем звеньям цепочки. Там ты со всеми вместе и освоишь «технологию парения».
– А что это за технология?
– А вот об этом мы поговорим в следующий раз. На сегодня тебе вполне достаточно!

Что правда, то правда! Даже одного навыка смены мотивации беспокойства на мотивацию осознания достаточно для того, чтобы начать привыкать жить по другим законам.
Законам мира изобилия.
 ______________
1. Леонид Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине»,

2. Александр Пушкин, «Поэту», http://ilibrary.ru/text/713/p.1/index.html.


Рецензии