Лучших не увольняют

***

Утро понедельника. На предприятии № 1 совещание.

- Ну, что, коллеги? Вы снова не успеваете по срокам, - обратился к своим подчинённым директор Павел Борисович. – Николай Александрович, что вы можете сказать по этому поводу, как главный конструктор нашего предприятия?
- А я ничего не могу сказать, - нисколько не смутившись, ответил Николай Александрович. – Я курирую проект в целом, слежу, так сказать, за общей идеей. Сроки — это не по моей части. У нас кто непосредственно руководит конструкторами? Начальники отделов. Вот у них и нужно спрашивать.
- С вами ясно, - махнул рукой Павел Борисович. - Вы, как всегда, не причём.
- А что… - попытался его перебить главный конструктор.
- Спасибо, мы вас уже послушали. Сказать вам нечего, насколько я помню, - не дал слова директор. – Перейдём к начальникам отделов. Например, Владимир Антонович, почему ваш отдел не справляется с принятым графиком?
- Я, конечно, не спорю, сроки нам сообщают, - немного подумав, ответил Владимир Антонович. – И я довожу их до сведения работников. Но они считают сроки нереальными.
- Все так считают? – уточнил Павел Борисович.
- Не все, кто-то, конечно, успевает… - ответил начальник отдела.
- Ну, вот видите, - зажестикулировал директор. – Если есть те, кто успевает, значит сроки вполне реальные, не с потолка же их брали.
- Работа у каждого сотрудника разная. Одному хватает установленного времени, другому – нет, - попытался оправдать и себя, и сотрудников Владимир Антонович.
- Да при чём тут «разная»? Руководить нужно уметь, - обвинил в некомпетентности Павел Борисович и откинулся на спинку своего большого директорского кресла, сложив руки на груди.

В таком положении он просидел с полминуты, молча заглядывая в лица подчинённых, которые напротив пытались спрятать свои взгляды. Выбрав следующую жертву, директор наклонился вперёд, положил руки на стол, сложив пальцы в замок. Но далее в ходе разговора пальцы быстро расцепились, и руки начали угрожающе жестикулировать. Началась перепалка между директором и начальниками отделов, между самими начальниками отделов. Совещание так ни к чему и не привело, кроме того, что Павел Борисович умеет руководить, а начальники отделов нет, а главный конструктор, вообще, не понятно, зачем нужен.

***

Пока шло совещание на предприятии № 1, на предприятии № 2 Вася Ложкин принёс начальнику заявление об уходе:
- Вот моё заявление, Андрей Павлович. Не могу у вас работать, трудно.
- Работа не по плечу, стало быть? – спросил директор, рассматривая заявление. – Присаживайтесь.
- Да, не по плечу, - повторил слова начальника Вася и сел на стул.
- У нас ведь и курсы, и семинары, и тренинги проводятся. Научитесь ещё, Василий.
- Я ходил, занимался. Но чувствую, что не смогу здесь работать. Мне попроще бы чего-нибудь.
- Ну, смотрите. Место-то уже нашли, где работать будете?
- Да, есть несколько вариантов, - соврал Вася.
- Эх, зря-зря. Ну, дело ваше. Подписываю или всё-таки в мусор? – пошутил Андрей Павлович.
- Всё-таки подпишите, - улыбнулся Ложкин, до этого сидевший с виноватым лицом.

Вася получил увольнение и теперь мог идти туда, где не нужно быть постоянно в движении, осваивать новое и получать кучу новой информации.

***

Совещание на предприятии № 1 так ничем и не закончилось. Павел Борисович распустил подчинённых по своим местам, отрыл нараспашку окно и нервно закурил. Он понимал, что ему не избежать выговора от вышестоящего начальства из Москвы, но больше всего он боялся потерять своё место, потому что его предприятие уже далеко не первый раз не справляется со сроками.

«Нужно делать какой-то резкий поворот», - бурчал себе под нос директор, вглядываясь вдаль. И тут же он подумал про Николая Александровича, хотя и повздорил с ним сегодня. Павел Борисович часто шёл за советом к главному конструктору, поскольку он и старше на несколько лет, и работает на предприятии № 1 дольше, да и отношения приятельские у них давно уже сложились. Докурив сигарету, директор затушил окурок в пепельнице и лично пошёл в кабинет Николая Александровича, решив, что неправильно будет вызывать его к себе.

Постучавшись в дверь с табличкой «Н.А. Громов», Павел Борисович вошёл и закрыл за собой дверь:
- Ну, что, Николай Александрович? Проблему-то мы так и не решили, - начал директор, направляясь к стулу, чтобы сесть.
-  Не мы, а вы, - съехидничал главный конструктор.
- Ну, брось ты. Начальство из Москвы приедет, и я буду отвечать, и ты будешь, сам же знаешь. Тут уж твои «я не при чём» не пройдут.
- Допустим. Есть какие-то идеи по решению вопроса?
- Я надеялся твоё мнение услышать.
- А мне бояться нечего. По крайней мере, я, как ты, не трясусь, крепко в кресле сижу. Я здесь уже двадцать с лишним лет работаю.
- Да знаю я, сколько ты тут работаешь. Куприянов сам обещал приехать. Понимаешь?
- Куприянов? – задумчиво спросил Николай Александрович.
- Он самый.
- Да… В прошлый его приезд у нас тут всем места мало было.
- Вот то-то и оно. Что делать-то будем?
- Чертежи на новое изделие сделать не успеем, это к гадалке не ходи. А почему?
- Ты хочешь снова утренний разговор повторить? – уставился на собеседника Павел Борисович.
- Да ты не так меня понял. Нужно причину какую-то объективную придумать или создать, - у главного конструктора после фамилии Куприянов мозг активно принялся за работу. – Например, нехватка кадров.
- Какая ж нехватка? У нас полно народу, только работать ни черта не хотят.
- Значит нехватка квалифицированных работников. А если у нас избыток неквалифицированных работников…
- То нужно от него избавиться, - продолжил мысль директор.
- Да, нужно провести сокращение штата и набрать новых работников, которые будут соответствовать нашим требованиям. Глядишь, в этой суматохе нам всё с рук и сойдёт, - подытожил Николай Александрович.
- Саныч, ты, как всегда, хорошие идеи выдаёшь. Куда я без тебя?
- Вооот, - с удовольствием протянул главный конструктор. – А то заладил на совещании, что мне всё до лампочки.
- Ладно, ты же не обижаешься? Мне позвонили, что Куприянов приедет, я и делать не знал что, хоть под землю проваливайся.

***

Тем временем на предприятии № 2 шло занятие для работников, которые «общаются на Вы» с чертёжной программой N. Это в основном новые работники, которые до поступления на это предприятие чертили в других программах. Хотя люди здесь все новые и из разных отделов, но корпоративные мероприятия их уже сдружили. В учебном классе разговоры,  шутки, смех, но процесс быстрыми шагами идёт вперёд, в дружеской обстановке всё гораздо легче воспринимается, чем в томной тишине.

- Ну, что, коллеги? Время близится к десяти, пора бы заканчивать. Кому необходимо занятие на следующей неделе? Поднимите, пожалуйста, руки, - сказал высокий молодой человек, проводящий занятие. Моментально его просьба была исполнена. - Примерно две трети, - подвёл он итог. – Значит в следующий понедельник занятие ещё необходимо.
- Извините, Дмитрий Игоревич, я первый раз на занятии. А если у меня до понедельника вопросы возникнут, как мне работать? – спросил мужчина лет сорока.
- А всё никак, – улыбнулся Дмитрий Игоревич. – А вообще если какие-то вопросы, то в вашем отделе коллеги, думаю, подскажут. Но, если что, - он взял маркер и начал писать на доске, - вот мой номер, звоните. Или в кабинет сто сорок восемь подходите. Ещё может быть есть вопросы?

Вопросов не оказалось и инженеры вслед за Дмитрием Игоревичем разошлись по отделам.

***

Спустя неделю на предприятии № 1 был оглашён приказ о сокращении штата. В список вошли работники, не соответствующие требованиям предприятия. Уволены были в основном те, кому больше сорока лет, кому труднее воспринимать новое программное обеспечение, тем более все нововведения нужно осваивать самостоятельно.

После волны увольнений приехал тот самый Глеб Иванович Куприянов, который был очень не доволен работой предприятия № 1 и конкретно директором и главным конструктором. Но Павел Борисович и Николай Александрович уже не в первый раз смогли убедить Куприянова в своей невиновности.

В итоге Глеб Иванович дал добро на набор новых работников и укатил обратно в Москву. Газеты, интернет-сайты и бегущие строки известили о вакантных местах на предприятии № 1. Среди принятых на работу был и Вася Ложкин, ищущий работу, на которой не нужно постоянно обучаться новому.

***

Предприятие № 2 через полгода получило возможность расшириться и набрало сотрудников. В их число вошли и уволенные с предприятия № 1, которые помыкались по различным предприятиям и не нашли работы по душе. Большинство из них с удовольствием доработало до пенсии, не отсчитывая годы до заслуженного отдыха.


Рецензии