без художественного вымысла

               ...без  художественного вымысла
                (Из цикла: «Было время»)

Начало семидесятых прошлого столетия-прекрасное
время на моей памяти. Беззаботное детство,школа,
тренировки,двор; кругом воспитательная работа,
нормативные акты. Правила поведения дома,правила
поведения в школе,на улице;кругом и везде сплошь и
рядом правила. Сколько их было ?!Не счесть! В стране
присутствовал определённый порядок-дисциплина,
социальные равенства и требования по исполнению,
этих правил. Ходили и правила хорошего тона,
 с которыми тесно переплеталось
 уважительное отношение-к людям ,старшего поколения.
И это безусловно замечательно и прекрасно,ибо старость
можно избежать только в одном случае(не пожелаю ни кому).
В школе ,дома, на улице-за бабушек и дедушек стояли горой.
Приветствовалось шефство над ними, ухаживания, любая помощь.
 Перевести через дорогу, было
 делом обыденным . Но главным требованием-правилом номер
один,это конечно: уступать им- старикам,в общественном транспорте,
место. Я вспоминаю,как мы вскакивали,словно ошпаренные-
со своих мест, едва завидев старика или старушку,беременную
женщину,или просто человека старше нашего возраста. Мало
кто из нас,в ту пору отважился бы сидеть-в присутствии ,
уже мной вышеперечисленных.
А если даже и случалось- нечто подобное, и кто- то из нас шёл,
 на смелый эксперимент, то поверьте,
 выгребал он неприятностей- по полной программе. Бедолаге
приходилось выслушивать в свой адрес много не лестного,
выносить на себе презрительные взгляды окружающей толпы,
а в исключительных случаях ,получать ,не безболезненные,
не безосновательные оплеухи.
 Автобус, на котором я ездил в ту пору, мне не забыть
никогда. И вот по каким причинам;во первых эта была первая
общественная иномарка,во- вторых,этот автобус напоминал
мне зло ревущее чудовище-с короткой базой и массой неудобств;
в третьих-это был первый «Икарус» из братской нам страны
Варшавского договора-Венгрии. А в четвёртых -история,
смахивающая на анекдот,которую и спешу я рассказать.
-Выход спереди,вход сзади!-железное правило для каждого
пассажира,не взирая весна это,лето, осень или...Зима,автобус,
мы  мальчишки на ногах стоя в хвосте. Если припоминаете-(обращаюсь
я к людям более зрелого возраста)
площадка без единого посадочного места. Там же рядом с нами,
на своих деревянных ящиках едут мужики-  любители зимнего
 рыболовства. От них пахнет рыбкою и слышатся анекдоты, остроумные
 и не очень,но без грубых  выражений. Остановка,другая и вот...бабка.
 Всё как положено с задних дверей. Зашла, билетиком обзавелась
 и давай головой на триста шестьдесят градусов
вертеть ,осматриваться значит. Щёчки красные,носик красненький,
пуховой  из Ангорской шерсти платок- на голове,воротник песцовый-
обносившейся местами, варежки... Мелюзги на вроде нас не видать.
 Все пассажиры-люди почтенного возраста.
 Ни кого не побеспокоишь,принудительно не поднимешь.
 Такие понятное дело,место своё не уступят,не за какие коврижки.
 С такими свяжись-рад не будешь!
 Выбрала она тогда самого молодого рыбачка
и давай его доставать. То авоськой своей хитроумно притрёт,то словом
недобрым помянет невзначай.  Донимала она его донимала
 намёками,а затем на весь автобус давай зло вещать,
 общественность настраивать,будоражить:
-Бессовестный ты,-говорит: «Старушка,с больными ногами стоит, мучается,
а ему хоть бы хны. Поглядите-ка сидит себе. Совести у тебя нет. Кто тебя
воспитал только такого? Гляньте на него люди добрые...бесстыдник!»
 Общественность оборачивается и видит
 следующую картину. Молодой человек,которому
вся эта несправедливость  и хамство со стороны- порядком поднадоели,
 не выдерживает ,и не без издёвки выдаёт обидчице:
-Садись бабка, присаживайся, думаешь места мне этого жалко!?
А вот и нет,не угадала! При этом
он  резко сдвигается в сторону,и вместе с собой
 сдвигает находящийся под ним ,свой деревянный ящик.
Надо было видеть мину той бабки,
которая ожидала заполучить отвоёванное ею кресло, а вместо этого
увидала неприглядно грязный пол. Весь автобус помню сотрясался от
смеха,а бабуля- красная как рак,ретировалась на ближайшей остановки.


Рецензии