Знатный был рекламщик

Ростовчане,  более  старшего возраста, наверное, помнят: был такой яркий и громкий продавец «Вечернего Ростова»,  зычный голос  которого  «Последние  городские новости, главные события  Ростова, покупайте «Вечерку!»    оглашал городские окрестности от ЦУМа  до Соборной площади.  Спешащие в час пик по своим делам  прохожие обычно сперва слышали и потом только  имели удовольствие  лицезреть  эту забавную колоритную фигуру. Небольшого роста мужичок в нелепом тёмном пиджаке, с  чёрной  окладистой бородой-лопатой, огромной кипой газет  и сногшибательным, почти как у рок-монстра  Литл  Ричарда,  дискантом.  При этом он буквально буравил пронзительным  взглядом, а-ля персонаж агитационного плаката «А ты записался добровольцем?»,  встречный  людской поток, только вместо призывно вытянутого указательного перста  протягивал прохожим «Вечерний Ростов». 
В такие  минуты продавец   «Вечерки»  стопроцентно попадал в центр внимания публики, его оглушительное появление становилось самым заметным информационным событием в этом районе города, с весомым рекламным эффектом. Газетная кипа быстро уменьшалась в объёме, её содержимое резво разбегалась по рукам покупателей газеты. А за углом можно было наблюдать напарницу  продавца уже с новой порцией газет.
Конечно, такое необычное в те, по-советски приглаженные времена явление вызывало повышенную реакцию некоторой части, легко возбудимой по поводу и без повода публики.  Нередко продавца газеты задевали подвыпившие ребята или какие-нибудь не совсем адекватные личности. В результате, они получали на свои бедные головы мощный взрыв  обидных словосочетаний, порой трехэтажно нецензурных. Кого-то это развлекало, кого-то возмущало, но опять же с нужным для героя результатом – он надолго оставался в центре внимания, что и нужно было для его  маленького бизнеса. 
А однажды, я стал свидетелем  такой сцены. Кто-то из ребят из молодёжной  компании отпустил в адрес продавца очередную колкость. Мужичок резко обернулся в сторону обидчика для достойной отповеди, но, вдруг, передумал. Подошёл к самой симпатичной девушки и со словами: «Почитай своему другу хорошую газету, может, умнее станет» вручил ей новый номер «Вечерки».  Не знаю, стал ли кто из этих ребят постоянным читателем «Вечернего Ростова», но тот случай, наверное, стал одним из   первых примеров использования рекламного приёма бесплатной раздачи товара потребителям, типа «пробника». 
Словом, и дресс-код, и поведение, и темперамент этого продавца газеты указывали на его природные данные, как истинного рекламщика, задолго до расцвета этого вида деятельности уже в рыночных условиях.
Б. Конев. 


Рецензии