Как религия помогла эволюции Homo sapiens

      Если  эта  статья   или  её  отдельные  положения  окажутся  непонятными,  то    это  возможно  из  за  того,  что взята  из  раздела,  в   котором  мои  статьи  лежат  в  произвольном  порядке.Нельзя  читать  книгу  с  середины. Возможно,  что  статья  еще  не  в  окончательной  редакции  и  уже  в  настоящее  время  несколько  пересмотрена.  Последовательное  изложение  концепции  социобиологии    я  постарался  дать  здесь.     http://www.proza.ru/avtor/indeks07&book=3#3
  В  сборнике    «МЭМы – новый  взгляд».               



 О РАССЕЛЕНИИ  HOMO SAPIENS

 Схема эволюции гоминин приведена  на сайте Smithsonian Institution.
 На схеме показано 18 видов гоминин, относящихся к 6 родам. То есть мы видим, что гоминины были довольно разнообразной группой приматов.  Начало  этой  группы  положено  примерно  6  млн.лет  назад. Homo  sapiens является  одним  из  видов  этой  группы.

 В последние 15 лет произошел настоящий «прорыв» в палеоантропологии. Был открыт целый ряд новых ветвей эволюционного древа гоминин, которое оказалось гораздо более разветвленным, чем считалось ранее. За последние 15 лет число описанных видов гоминин увеличилось вдвое.
 
 Стало ясно, что эволюция гоминин вовсе не была линейной, она была скорее кустообразной. Во многих случаях одновременно существовало по три, четыре вида гоминин и может быть даже больше, в том числе на одной и той же территории. Нынешняя ситуация, когда существует только один вид Homo sapiens не является типичной. Она сложилась сравнительно недавно. Например, еще 40-50 тысяч лет назад на земле одновременно существовало, по-видимому, целых четыре вида людей: современный человек, неандерталец, реликтовые эректусы в Восточной Азии и карликовые люди с острова Флорес. Есть основания полагать, что сокращение разнообразия гоминин было связано с конкурентным вытеснением архаичных видов более продвинутыми, и в первую очередь современным человеком.

Сравнительный анализ митохондриальной ДНК и Y-хромосом современных людей показал, что человечество происходит от небольшой популяции, жившей в восточной Африке 160-200 тыс лет назад. Homo sapiens оказался молодым видом с очень низким уровнем генетического полиморфизма; генетические различия между расами оказались меньше, чем между разными особями шимпанзе из одной популяции (это результат «бутылочных горлышек» в ранней истории человечества).
И очень интересно, что самые древние ископаемые остатки анатомически современных людей обнаружены как раз в этом районе и имеют как раз примерно такой возраст. Они были открыты в 1967 г на юге Эфиопии Ричардом Лики, однако возраст этих костей удалось точно определить лишь недавно. Оказалось, что этим черепам 195 тысяч лет.

На основе генетических и археологических данных удалось восстановить пути расселения Homo sapiens и примерную хронологию событий.   Предковая популяция нашего вида, судя по результатам анализа мтДНК, жила в Восточной Африке более 160 000 лет назад.  ( http://evolbiol.ru/human.htm )
Каменные  орудия  и  огонь  к  моменту  появления  HS   уже  были  известны.

Выход из  Африки и освоение  других  континентов во времени приведено на карте
( http://www.bradshawfoundation.com/journey/ )
фрагмент которой  перед  статьёй.


                ДВА ПЕРИОДА  РАЗВИТИЯ  ВИДА

   В  эволюции  вида  Homosapiens(HS), был   период,  который  разделил  эту  эволюцию  на 2  совершенно разных   сегмента.  Первый  период    от момента  возникновения,  характерен  тем,  что  эволюция  вида  происходила  по тем  же  Дарвиновским  законам  естественного отбора,  как до сих  пор  происходит  у  других  видов.

Второй  период (6-10тыс.лет  назад)  с  момента  появления  городов  и  перехода  к  социальной  жизни  и  вплоть  до  наших дней.  В этот  период   основным  руслом  эволюционного  развития  становится  путь  культурной  эволюции.  Давление  Дарвиновского  отбора на  человека  мало помалу  уменьшается.  Уменьшается  потому, что  человек  находит  способы  защиты  от  него,создавая  искуственную  среду  обитания  для  себя  и  расширяя  экологическую  нишу,  пригодную  для  своего  обитания.

 Изготовление  каменных  орудий и  другая деятельность способствовали  дальнейшему  развитию  разума.   При этом  повышалась  результативность  этой  деятельности. Возникает  положительная  обратная  связь  между  результатом  работы  и функциональным развитием самого мозга (увеличением разума).

 Суть  длительного  периода  развития (180тыс  лет) состоит в  появлении  сознания, способности  к  осуществлению  культурных, образных восприятий  действительности,  развитию  языка, появлению  предметов искусства (рисунки  на камне,  созданию  примитивных  верований).

   Эволюция  сознания    сделала  возможным    переход  к жизни  социальными  сообществами, где  регулирование  отношений  происходит  в  значительной  мере  на основе  усвоенных моделей  поведения.  Таким  образом,  от  бессознательного,  инстинктивного, генетически задаваемого  поведение  становится  постепенно  осознаным  и  управлемым на  основе  опыта и научения.   Но  чтобы  перейти  от  родоплеменного общества  к жизни  крупными  поселениями  надо  было  преодолеть  генетическую  адаптацию  выработанную  еще  предками  гоминин,  заставляющую  жить HS  именно  племенами.

Большой  вопрос  заключается в том,  почему  стал  возможным  в некоторый  момент  времени  переход  от  Жизни  родовыми  племенами  к  жизни  большими  поселениями?  Этот  вопрос  распадается на  два:
1.Какие  преимущества  мог  сулить  такой  метаморфоз.
2.Какие  причины  ранее  сдерживали  этот  процесс.

  Никакие  млекопитающие  не  сбиваются  для  совместного  проживании  в  сверхбольшие  скопления.  Лёжка  тюленей,  других  животных  это  только  эпизод  их  жизни,  они  в  этот  период  не  живут  совместно,  они  отдыхают.  Для  совместного  проживания и  выполнения  действий  по  обеспечению  всего  жизненного  процесса  нужен  другой  тип  управления  большим  сообществом, отличный  от  простой  иерархии. 

Иерархия  в  племенах  охотников  и  собирателей  позволяла  структурировать  сообщество  численностью  до  150  членов. Такая численность  объясняется  тем,  что  не  мог средний    первобытный  человек  запомнить больше   индивидуальных  членов, а  без  этого  запоминания  иерархия  невозможна.   Поэтому  должны  быть  видимые  преимущества  жизни  большими  поселениями,  которые  оправдывали  бы  построение  новой  неизвестной  доселе  структуры  управления  большим  сообществом.   Такие  преимущества  конечно  есть, ибо  с  тех  пор  человечество  продолжает  жить  большими  сообществами,  которые  называются  ныне  государствами.

                ПРИЧИНЫ  СОЦИАЛИЗАЦИИ

Первоначально  таким  преимуществом  могла  быть  большая  степень  защиты,  как  от  природных  условий,  так  и  от  нападения  диких  племен.
Вторым  привлекательным  фактором  могла  бы  быть  возможность  большего разделения  труда  в  большом  поселении. 

Великий экономист  А. Смит  впервые  установил  в  своем  знаменитом  исследовании  «Богатство  народов»,  что разделение  труда,  возможное  в  больших  поселениях  приводит к многократному  росту  производительности труда,  по  сравнению с натуральным  хозяйством. 

 Правильное  разделение  труда означает,  что Архимед  думает,  Геракл  совершает  подвиги, Македонский завоевывает  Индию,  Абрам  и Иосиф  как самые  умудрённые,  сочиняют  религиозные  тексты, которые  продиктованы  якобы сверху,  а  простой  человек  усердно трудится в соответствие  со своей квалификацией.  И  всё  начинает  быстро развиваться  из  за  кооперации  усилий.
В  большом  сообществе  больше  умных одарённых  людей.  И  если  один из  них изобретает  колесо,  идея колеса  становится   общим достоянием  и сегодня весь  мир  уже на  колесах. А  ведь  был  кто  то первый, который  придумал.  Это свойство  ИДЕЙ(знаний,инноваций)  при  делении  ими  с  другими  людьми  не  делиться,  а  умножаться  служит  весомым аргументом  в  пользу  жизни  большими  сообществами.   Ведь  когда  ты  делишься приобретенным опытом  с другом, ты  не  становишься  беднее, а  он  приобретает  новое  знание, чтобы  в  другой  раз  поделиться  с  тобой,  открытым  им  знанием. От  такого  поведения  всем  становится  легче  жить.
Но  чтобы  делиться  знаниями  нужен  развитый  язяк  общения,  а  деления  знаниями  требует дальнейшего развития языка. Образуется  положительная  обратная  связь  между  развитием  языка  и  степенью  коммуникаций,  дальнейшим  разделением  труда,  увеличением  его  эффективности.

Разделение  труда  стимулирует  торговлю,  освоение  водных  путей, земледелие  и скотоводство,  изменение  социальных отношений в обществе,  поскольку иерархическая  система  управления  в большом  обществе  не  возможна   в  прежнем  виде.  Взаимоотношения  людей  начинают  строиться  в  соответствие  с  выработанными  правилами (законами). Фоном  при выработке  правил  являлись  религиозные  представления. Но и сами  эти представления  тоже  неправильно считать  застывшими.  Они  подстраивались  под  ментальность  людей  с учетом  их  политического веса.


                ПРЕОДОЛЕНИЕ  ИНСТИНКТА

Есть  одна  главная  причина  сдерживавшая  процесс  социализации.  Дело  в  том,  что  в  течение  миллионов  лет  до  указанного  события  далёкие  предки  гоминин  жили  родовыми  племенами.  Каждое  племя   имело  свою  территорию,  обеспечивающую  пропитание.  Так,   например,  в Африке  до  сих пор  прайдами  живут  львы,  помечая  свою   территорию.  Всякий  лев,  вторгшийся  на  эту  территорию,  рассматривается  вожаком  прайда  как  враг, который  должен  быть  изгнан  или уничтожен.   Точно  также  древние  охотники - собиратели  считали  врагом  всякого HS находящегося на  их  территории, не  принадлежащего  их  роду.

 Надо  понимать,  что  такое  поведение  было  закреплено  в  геноме,  иначе  говоря,  это  есть  генетическая  адаптация,  которая  сидит  еще  и  в  наших  генах,  может   быть несколько  в  смягченном  виде.  Адаптация  проявляется  как  инстинкт.  Но  у  человека  сегодня   ментальность определяется  не  только  инстинктами,  а и культурной  составляющей, т.е.  усвоенными  моделями  поведения  в  разных  ситуациях.  (О формировании  ментальности http://www.proza.ru/2014/07/02/1443 )   Но  это  сейчас,   а  тогда?

Преодолеть  этот   инстинкт ненависти  к  иноплеменнику  по  моему  личному  представлению помогла  религия,  выработанная  к тому  времени и культура, способствующая  пластичности сознания.

Религии  присуще  несколько  свойств,  позволяющих  выполнить  эту  функцию. 
1. Унификация  приобретённых  свойств  личности  на  основе  усвоения  единых  религиозных  понятий  и  моделей поведения.    Эта  унификация  облегчает общение. Что то похожее  наблюдается в армейской  службе.

2. Внушение  некоторых  моральных  норм  и правил  поведения  в  различных  ситуациях.  Без  этих  правил, как  показывает опыт, отношения  оказывались  запредельно жестокими  и ни о каком  сотрудничестве  речи идти не могло.

 Примитивные  первобытные  люди  не только  умерщвляли  своих  врагов, но делали  это с особой  жестокостью-закапывали живыми,  снимали  скальпы и прочее. Делали это без  всякой  видимой  необходимости  по  приказу своего    первобытного  инстинкта.
Хищник же  просто нападает  на жертву,  душит её,  удовлетворяет  свой  аппетит  без   всякой  жестокости.

Бог  или  боги  присутствуют  во всех  религиях,  но не они  составляют  сущность религий.   Их  надо рассматривать как  способ доведении  религиозных  знаний  откуда то  сверху,   от культовой  фигуры, чтобы у  верующих не возникало   даже   мысли  их  оспаривать  или модернизировать.

С  помощью  внедрения  в  сознание  религиозных  правил  поведения,  ограничивавших  агрессию,  предусматривающих  кары  за  нарушения  предписаний,   видимо,  и удалось  в значительной  мере  обуздать эту  генетическую  адаптацию.   Заметьте, не  уничтожить,  а  именно  обуздать. Она  еще  внутри  нас  клокочет,  а  выход  для  неё  перекрыт  моральными  запретами.

Развитие  мозга  вызывало у HS много  вопросов   по окружающей  среде  в отличие  от животных, которые  воспринимают всё  как данность.  Развивался язык  общения,  появлялись  примитивные  религии.  Наиболее  умные HS формулировали  некоторые  ответы,  которые  становились  общим  достоянием,  т.е. распостранялись  в головах.  Естественно,     они  были  далеки  от истины  или даже  противоположны  ей,  но  были  привлекательны  для  усвоения  и  способствовали  социализации.  Когда  некоторые  представления  распостраняются  во многих  головах,  это уже  есть  религия,  т.е. вера.

В   смысле  репродукционного  успеха,  эти иллюзии видимо были нейтральны  к  отбору, но  сохранялись в популяции  и развивались,   так как  не  приносили  и   вреда.  Результатом  усиления  деятельности мозга  было не  только  создание  религий,  но и появление  украшений,  найденных в раскопках  датируемых  возрастом 50тыс  лет.  Это  говорит  о  возникновении  у  H.S.  взгляда  на себя  со стороны  (саморефлексия), говорит,  что деятельность HS носит уже не  чисто утилитарный  характер,  а  в ней  появляется  культурная  составляющая
 http://evolbiol.ru/culture/culture.htm
 
 Это  важная  примета  развития  функциональных  возможностей мозга.


                ПРЕВРАЩЕНИЕ  HS   В  ЧЕЛОВЕКА


Социализация  Homosapiens  превращает    его   в человека.    Это  по  существу  разные  виды.  Нет,  морфологически  они идентичны,  но  эволюционный  вектор  у них  разный,  разный  потому,  что ментальность начинает  определяться не только генетикой,  но и в  значительной  мере  культурной  составляющей.
  Я  хочу  сказать,  что  HS  выходит  понемногу  из  под  пресса  естественного  отбора,   превращаясь  в  человека.  С  этого момента начинается  постепенная  передача  управления, выбор  траектории  дальнейшего  развития  от генетически  заданных  инстинктов к  выработаным  при  помощи  разума  правилам  поведения.  Этот  процесс  передачи  управления   поведением  в  некоторых отдельных  местностях  и  некоторых популяциях  еще  не  закончен. По  биологическим  часам  процесс  происходит  мгновенно, но  по  нашим  житейским  занимает тысячелетия.

 Итак,  начинается  социальная  эволюция.   Что  это  именно  так,   подтверждает  тот  факт,  что  основной  показатель  успешности  в  биологической  эволюции    репродукционный  успех  вида  налицо.  Численность  популяции  человека  изменяется  совсем  не  так  как  всех  других  млекопетающих.   Рост численности  человечества  уже  не  подчиняется  закону, который  характерен  для  других видов  над  которыми  довлеет  Естественный  отбор.
Базовой моделью, хорошо описывающей динамику популяции животных, является логистическая модель, предложенная Ферхюльстом .
Логистическая  кривая, являющаяся  решением  уравнения Ферхюльстома  указывает  на  быстрый  рост  в  начале  и  замедление  при  выходе  на  потолок  экологической  ниши.  Т.е.пока  есть  ресурсы, данный  вид  быстро  растет, а  по мере  заполнения  ниши, кормовые  ресурсы  вызывают  ограничение  дальнейшего  роста. Рост  останавливается.
 Человеческая  популяция  не подчиняется  этому  закону, хотя  мы по  морфологии  типичные  обезьяны,  резко  выбивается  из  него,  и  математикам  пришлось  для  человека  изобретать  свои уравнения,  описывающие  демографический  процесс.
(О  моделях  роста популяций смотри
http://www.keldysh.ru/papers/2005/prep13/prep2005_13.html )

Это говорит  о  том,  что  под  видом HS  появилось  нечто  совсем  другое,  которое  размножается  по законам  социальной  эволюции.

 С.П. Капица  пытался  проигнорировать  это обстоятельство  в  своих последних  работах  посвященных  демографии.  Но  у  него это получилось  весьма  криво.  Да  иначе  и быть не  могло, если   вы  не возьмете  в  толк  в  самом  начале,  что человек  свернул  с траектории  Дарвиновского  отбора.
Сравните  способы  эволюции:
Численность всех  живых  существ  растет  вместе  с  ростом  занимаемой территории.  Численность же  людей  растет  путем  увеличения  плотности населения.
Критерием  успешности  вида  в биологии  является  репродуктивный  успех.
  Отбор  в социальном  обществе и  критерии  успешности  устанавливаются  правилами,  изобретенными  представителями  самого  сообщества.    Этот путь  можно назвать САМОСЕЛЕКЦИЕЙ.  В  настоящее  время  для  этого процесса  принят термин культурная  или социальная  эволюция.  На  этой  траектории  развития  человек,  как биологический  вид оказался  весьма  успешен, ведь за 300  последних  лет  увеличил  численность в 11раз.

                ПОПРАВКА  К   ДОКИНЗУ

Этот  вывод  позволяет    не согласиться  с уважаемым  мной  Р. Докинзом.   Он  считает,  что «может оказаться, что рассматриваемый феномен (в данном случае религия) не имеет собственной ценности для выживания, а является побочным продуктом другого, важного для выживания феномена.»
  В  рамках  "расширенного  фенотипа"   Р. Докинза  можно  религию,  распостраняющуюся  в  головах HS  считать аналогом  вируса, который  внедрившись  в  организм  хозяина  вызывает  изменение  его  поведения, заставляет  перейти  на  новую  траекторию  развития, т.е.совершает  манипуляцию  поведением.

 Но  именно  благодаря  этому  вирусу  и  проделанной  им  манипуляции  мы  смогли  вступить  на  путь  социальной (культурной)  эволюции. Так  что  религию  неправильно  считать  побочным  продуктом, не  имеющим  ценности  для  выживания  вида. Она  позволила,  преодолев  генетическую  адаптацию HS  стать  человеком,  изменить  его  эволюционный  вектор,  стать  по  существу  другим  видом  новой  социальной  эволюции.


                КАКИЕ  ЖЕ  ВЫВОДЫ

В конце XIX века среди многих богатых промышленников Европы и Америки стали популярны взгляды английского философа Герберта Спенсера. Он использовал концепцию естественного отбора, как этическое основание принципа свободного предпринимательства. Социальный дарвинизм Спенсера использовался для оправдания эксплуатации бедноты. Многие фабриканты того времени с готовностью приняли эту теорию, считая ее научным доказательством своего образа жизни и действий.

Марксисты также называли себя социальными дарвинистами, отожествляя  борьбу за существование в природе и с борьбой рабочего класса.    Сам  Дарвин, считал  что  это  неправомерно, отказавшись  от  посвяшения  ему  первого  тома  Капитала Маркса. Здесь  любовь  была  односторонняя. Но  влюблённые  фанаты  так  просто  не  отстают  от  своих  кумиров.
 Немецкий эволюционист Эрнст Геккель считал, что в своих действиях люди должны быть подобны природе и неважно, насколько они при этом безжалостны.(Геккель  был хороший  эволюционист,  сторонник  Дарвина,  но он не заметил,  что  человеческое  сообщество  встало на  путь  самоселекции  или  сооциальной эволюции,  подменив  естественный  отбор  искуственными  правилами).

Через несколько лет после смерти Геккеля   Адольф   Гитлер и его последователи-нацисты сделали эту извращенную точку зрения частью официальной государственной политики, направленной на уничтожение «неприспособленных» рас.
(А  кто собственно  степень  приспособленности  проверял?  При  естественном  отборе  все  происходит  автоматически -  кто выжил, тот и приспособлен). В  некоторых  аспектах  умные и даже  выдающиеся люди  оказываются на  редкость тупы.  Гитлер говорил: «Природа жестока, поэтому и я жесток».

По  поводу  этого можно сказать  одно.  Человек  вступив  на путь  социальной  эволюции  ответственность за  её  результаты  взял  на  себя,  установив  свои  правила. Измените  правила,  чтобы  они  были  более гуманными,  добейтесь  их  выполнения  вот  и ответ. Неча  на  Дарвина  пенять  раз  решили заняться  САМОСЕЛЕКЦИЕЙ.   Дарвин в  своих  трудах   писал только о  естественном  отборе,  но  не  о  селекции  и  тем  более  не  о  самоселекции.

Редактировано 9.10.2014

                PS


Я  недостаточно  отразил в статье  масштаб  произошедшего  события -  возникновение  социальной   эволюции.
 Во  всей  биологической  эволюции  это  третье  по  значимости  событие. Оно  произошло  сравнительно  недавно  и  мы  все  еще  не  осознаём  масштаб  произошедшего.  Во  всех  эволюционных изменениях  участвовали  ДНК  и РНК.
Они  записывали  полезные  адаптации,  полученные в ходе  эволюции.
  В  социальной  эволюции  для  этих  целей  используется  мозг,  а  для  передачи  опыта  в  новые  генерации  используются печатные  издания, базы  данных, СМИ,  интернет.
Только  обособление места хранения  наследственной  информации,  превратило первоначальные прокариотические  клетки  в  клетки  эукариотические,  из  которых  построены  все  сложные  организмы.  Значит,  по  аналогии  с  этим,  мы  вправе  расчитывать  на  глубокие  преобразования  с  появлением  новой  ветви  эволюции,  ветви  социальной  эволюции.  Если  конечно  удастся  уберечься  от  соблазнов.

 Согласно ученому и  популяризатору доктору биологических  наук  Александру Маркову появление эукариотической клетки является вторым по значимости (после зарождения самой жизни) событием биологической эволюции. Эукариотические  клетки  это  клетки  существенно  большего  размеры с  выделенным  ядром с ДНК  внутри него.
 Прокариотические  клетки (как бактерии)  не  имеют  выделенного  ядра.



Важнейшее отличие эукариотических организмов от прокариотических состоит в более совершенной системе регуляции генома (именно в этом смысл появления клеточного ядра: область активного метаболизма – цитоплазма – отделилась от области хранения, считывания, репликации генетической информации и, главное, регуляции транскрипции и посттранскрипционных модификаций РНК). Благодаря этому резко возросла приспособляемость одноклеточных организмов, их способность адаптироваться к меняющимся условиям  БЕЗ   внесения наследственных изменений в геном, т.е. оставаясь "САМИМИ  СОБОЙ".


27.10.2014


         


Рецензии
А не пора ли перестать врать самим себе и прямо сказать что человеческий индивид рождается обезьяной,безшерстным приматом,а становится человеком только пройдя систему человеческого воспитания в обществе. Это воспитание представляет собой насильственное идеологическое воздействие, формирующее разум. У младенца разума нет. Разум появляется у взрослой особи, но не всегда. А значит должна быть правовая норма различающая людей разумных и нелюдей лишённых разума.

Вячеслав Бикташев   19.04.2015 23:52     Заявить о нарушении
"становится человеком только пройдя систему человеческого воспитания в обществе" С этим вроде можно согласиться. НО, человек рождается таким приматом, который способен в человека развиться. Генетически отличным от обезьяны. Возьмите в семью, обезьяну в самом маленьком возрасте, воспитывайте и человека не получите. Но некоторые и люди не достигают этого статуса. Тут есть проблема.

Виктор Ефременко   20.04.2015 06:40   Заявить о нарушении
"У младенца разума нет." Это неправильно. Разум есть, но проявляется позже. О формировании разума я писал в других статьях

Виктор Ефременко   20.04.2015 06:43   Заявить о нарушении
Надо сначала дать определение разума,условиться что считать разумом. Например маньяк Чикотило,которого признали вменяемым,может считаться разумным человеком или нет, он недочеловек.лишённый разума. Или младенец играющий со спичками и поджигающий дом. Разумен ли он.

Вячеслав Бикташев   20.04.2015 12:58   Заявить о нарушении
У Чикотило разум есть. Но направление этого разума специфическое. Направление Разума это есть ментальность. Она формируется в процессе воспитания и жизни и врожденных инстинктов.

Виктор Ефременко   21.04.2015 08:24   Заявить о нарушении
Читая ваши статьи я кажется со всем был согласен,но оказывается ваше представление о человеке не совсем похоже на моё. По моему, поведение человека определяется двумя силами сознания:разумом и природным инстинктом.Такова диалектика человека. Единство и борьба этих двух сил определяет личность. В зависимости от соотношения этих сил суть личности может меняться в диапазоне от чисто природной (обезьяны)до идеально человеческой (человека чистого разума без природных инстинктов).В случае Чикотило инстинкт его был во много раз сильнее разума чем у обычных индивидов. Вот и всё объяснение феномена Чикотило и др.маньяков.

Вячеслав Бикташев   21.04.2015 14:18   Заявить о нарушении
Хотя и Вы кажется о том же.

Вячеслав Бикташев   21.04.2015 14:23   Заявить о нарушении
Что вы привязались к чикатило и другим маньякам. Есть у них разум или нет у них разума.
То что они маньяки никакого отношения к проблеме разума не имеет. Они (маньяки) убивают людей, но делают это не в силу того, что им кушать хочется, или у них инстинкт размножения так работает.
Просто тормозящие сигналы по ряду причин не работают, а возбуждающие в отсутствие компенсации побуждают к причинению вреда людям (а также животным и пр.).
В противном случае любое побуждение, переводимое в действие мы будем считать признаком отсутствия разума (побегать там захотелось или спариться).
Человека нельзя считать видом (чтобы кто чего не говорил) не биологическим. Все его поступки опосредованы биологическими постулатами, например еда, секс, доминирование).
То есть человек это пока обезьяна, но обезьяна с разумом.

Бивер Ольгерд   19.06.2015 18:25   Заявить о нарушении
Никто не утверждает, что это вид не биологический, но это новый вид, поскольку имеет другую траекторию развития. Вид отличающийся не морфологически, а по наличию функционально значимого разума. Этот новый вид защитился в значительной мере от Дарвиновского отбора, который все другие виды подчиняет своему влиянию. Говорить что человек это просто обезьяна с разумом это значит игнорировать наличие культурной(социальной) эволюции. И тогда нельзя объяснить многие факты.

Виктор Ефременко   22.10.2015 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.