Три маршала

Вячеслав СУХАНОВ
К Дню Советской Армии
ТРИ МАРШАЛА

С человеком, который рассказал мне эти истории, я познакомился несколько лет тому назад, лежа в военном госпитале на Ферме. Полковник в отставке, кандидат
технических наук, человек с огромным жизненным опытом -  Энгельс Михайлович
Новиков оказался, к нашему удовольствию, великолепным рассказчиком. Вся палата часами слушала его истории - и из биографии его отца, штурмовавшего с дивизией Блюхера Перекоп, и о том, как он сам служил в особом ракетном полку ПВО, прикрывавшем небо столицы. Как после окончания академии им. Ф.Э. Дзержинского он занимался наукой в НИИ на Ферме и познакомился со многими известными всей стране людьми - такими, как академик Харитон, авиаконструктор Туполев, конструктор крылатых ракет Селезнев. Довелось ему встречаться по роду службы и с крупными советскими военачальниками - с маршалами Говоровым, Соколовским, Чуйковым, Бойчуком, Толубко, многозвездными  генералами.
Несколько эпизодов из его воспоминаний я и предлагаю вниманию наших читателей
накануне Дня защитника Отечества…

Как маршал Соколовский свою инструкцию отменил

Служил я тогда в чине капитана старшим офицером пуска 1940-го полка Особого
назначения, входившего в 1-ю армию ПВО Особого назначения. Так называлась строго засекреченная армия ПВО, прикрывавшая Москву. Я тогда по роду своей деятельности был связан с подготовкой ракет и с их доставкой с заводов-изготовителей на специальную базу неподалеку от Москвы, где ракеты оснащались, начиная с заправки сжатым воздухом, окислителем, горючим и кончая пристыковкой боевых головных частей. Это было огромное сооружение. Для сравнения скажу, что оно по своим размерам превышало Дворец спорта в Лужниках. И таких сооружений вокруг Москвы было несколько. Кроме этого, мы же занимались доставкой уже оснащенных ракет с базы на
стартовые позиции полка.
Именно во время развертывания соединений ПВО - в середине 50-х годов - были
построены вокруг столицы два кольца железобетонных дорог. Это были наши дороги. По ним мы возили свои изделия.
Ракеты перевозились по ночам, по утвержденному графику. Выезжала колонна машин во главе со старшим колонны, назначенным из специально подготовленных и проверенных офицеров. В их распоряжении выделялись легковая машина и две машины с охраной,
одна из которых прикрывала колонну с техникой спереди, а другая - сзади.
Ну вот, как раз во время одного из таких маршей у меня произошла встреча с Маршалом Советского Союза Василием Даниловичем Соколовским, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил.
Я получил с вечера команду от командира полка на доставку ракет. После чего
проинструктировал своих подчиненных, поставил каждому задачу, а перед самым
отправлением в путь получил в секретной части пакет со спецдокументами. Он все время находился со мной в опечатанном чемоданчике под охраной двух автоматчиков.
Этот рейс был в сторону Долгопрудного. Приехал я на завод, получил свои десять ракет. Погрузил их, опечатал защитные тенты и, перед выездом с завода, вытянул колонну - выстроил походный порядок. И поехали.
Через определенное время доложил по рации, что вышел. А по дороге от завода до места назначения запланировано было несколько остановок. Потому что сзади идущий вездеход ГАЗ-63 с охраной шел зигзагом, мешая сзади идущим машинам. То есть, в момент движения колонны ни одна случайная машина, идущая за нами, колонну обогнать не могла. Такая была задача у командира этой машины. А это был татарин, страшный служака. И в определенных местах - в пяти специально оборудованных стоянках по нашему маршруту - я колонну принимал влево и пропускал машины, которые накопились сзади. И те, которые стояли на обочине спереди. Их заставляли съезжать специально расставленные впереди солдаты, а потом их забирала идущая в хвосте колонны машина.
Таков был утвержденный свыше порядок.
И вот на одном из перегонов случилось так, что сзади моей колонны, сзади машины охраны попалась машина Маршала Соколовского. Но поскольку у командира машины охраны, этого самого татарина, был железный приказ никого не пропускать, он никого и не пропустил. Это регламентировалось специальной Инструкцией, причем утвержденной самим начальником Генерального штаба. Вот огромный правительственный "ЗИЛ" Соколовского так и плелся за нами до очередной остановки.
Я еще ничего не знаю, поставил колонну на очередную стоянку, вышел из "Газика" и иду вдоль колонны, проверяю, как сцепка и так далее. И тут мне навстречу незнакомый подполковник. Ну, я отдал честь, представился.
- Почему не пропустили машину Маршала Советского Союза Соколовского? -
спрашивает.
- В соответствии с Инструкцией, утвержденной начальником Генерального штаба, - отвечаю (Причем я не подчеркиваю, что начальником Генштаба является сам
Соколовский. Это я знал). - В соответствии с этой Инструкцией можно пропускать сзади идущие машины только во время остановки колонны.
- Ну, идите к начальнику Генерального штаба.
Как докладывать, у меня все было отрепетировано. Ни одного лишнего слова. Иду к его лимузину, перешел на строевой шаг - все как положено - и в соответствии с выученным докладом я ему доложил.
А Маршал Соколовский жил на даче около Дмитровского шоссе. Эта его дача
обслуживалась нашей частью, и мы знали, кто там живет. Здесь у него стоял двухэтажный кирпичный дом, прямо на берегу огромного водохранилища, и он на этой даче жил практически круглый год. Каждый вечер туда приезжал. А наши солдаты ее обихаживали. Поэтому, когда подполковник мне сказал, что это Маршал Соколовский, я понял, что он едет домой.
Ну, я ему доложил. Поздоровались. И он очень вежливо со мной поговорил, не вылезая из автомобиля:
- Ну, хорошо. Раз в соответствии с Инструкцией, то все правильно. Тогда вот что сделаем.
Передайте командиру полка, чтобы он завтра в 10 часов утра с этой самой Инструкцией
был у меня в Генеральном штабе.
Я отдал ему честь, сказал: "Слушаюсь" и дал команду пропустить. И он поехал.
Вернувшись после окончания марша в часть я, как и положено по Инструкции, сразу
доложил командиру части, что колонна прибыла. Что во время движения происшествий
не случилось, но вот произошел такой случай - встреча с Маршалом Соколовским - и
передал его приказание.
Командир полка дает мне команду: передать в секретную часть и начальнику штаба,
чтобы завтра к 8 часам утра была подготовлена машина. А у командиров частей тогда
были персональные "ЗИМы" - значимость наших частей, прикрывавших небо столицы,
тогда была огромной.
- И вместе с вами, - говорит мне командир, - ждать у моего подъезда. И взять с собой
Инструкцию.
В 8 часов утра следующего дня я был у его подъезда. Он вышел, и мы поехали в Москву.
И ровно без пяти минут десять мы вошли в приемную начальника Генштаба, на
Фрунзенской набережной. Нас встретил дежурный адъютант, капитан. Он уже нас ждал.
Тут же расконвертовали пакет с секретной Инструкцией, который мы привезли, и с ним
прошли в кабинет Маршала Соколовского. Там у него сидели два милицейских
чиновника - генерал и полковник. Доложили начальнику Генерального штаба, что
прибыли, представились.
- Давайте Инструкцию.
Я подаю ему Инструкцию. На ней утверждающая подпись: Соколовский. И согласующие
подписи других учреждений и инстанций. Прочитал он все это дело. А там все именно
так и изложено, как я ему вчера ночью докладывал. Инструкцию он когда-то подписал, да
и забыл, что в ней написано. Да и мало ли бумаг начальник Генштаба по должности
обязан подписывать - все не упомнишь. Это подполковник, адъютант его вчерашний,
помнить о ней был обязан.
Милицейские - начальник областного УВД и начальник ГАИ города Москва - сидят,
слушают. Он задает вопрос:
- Что будем делать?
- У нас есть отработанные варианты, - отвечают.
Тут же сразу в Инструкцию вносятся изменения о том, что сопровождение колонны и
обеспечение беспрепятственного проезда через посты ГАИ осуществляет ГАИ города
Москва. И дописали, что с получением документа о транспортировке изделий делается
заявка по ВЧ-связи в ГАИ столицы. С указанием даты и времени прибытия милицейского
сопровождения. В виде двух мотоциклов: один должен следовать впереди, другой - сзади.
В оперативном отношении милиционеры подчиняются старшему колонны, а в плане
регулирования дорожного движения они действуют самостоятельно.
С той поры транспортирование ракет и было запрещено производить без сопровождения
ГАИ.
Вот так я волею судьбы столкнулся с Маршалом Советского Союза Соколовским...

Дача маршала Куликова

Как-то я лечился в военном санатории в Архангельском, где отдыхают обычно
генеральские чины. Это было в середине 1970-х годов. А рядом с санаторием, за
Успенским шоссе, расположились дачные участки всех Маршалов Советского Союза.
Имел там дачу и Маршал Виктор Григорьевич Куликов. Будучи начальником
Генерального штаба, он не стал селиться на одной из этих государственных дач, а решил
построиться отдельно, за ними. А рядом проходила протока Москвы-реки, и отдыхающие
- обычно генералы в отставке или в запасе, Герои Советского Союза - пожилые, в
основном, люди - сидя на берегу, по утрам рыбачили на этой протоке. Сзади них, вдоль
протоки и впритык к ней, шла заасфальтированная тропинка. Рыбаки удят рыбу, а все
лишние снасти и принадлежности кладут на асфальт.
А тут Куликов вздумал по утрам кататься на велосипеде. Причем по санаторным
прогулочным дорожкам - так называемым терренкурам. В том числе, как раз, и по этой
тропинке. В виде физзарядки. Куликов тогда молодой был.
Утро. Старички сидят, удочки на дорожке, и ждут, когда клев будет. И тут открываются
ворота куликовской дачи, и начальник Генерального щтаба, в спортивной форме, 
выезжает на своем велосипеде - и прямо по этим удочкам! Хрум-хрум! Удочки трещат,
старички кричат, матюгами его кроют. А Куликов, не обращая внимания, поколесил
дальше...
Старички всполошились, пошли жаловаться начальнику санатория: что это за
бесцеремонность?! А они уже узнали, что это Куликов проехал. Начальник санатория
обещал разобраться. Но к вечеру от самого Куликова пришла команда - рыбную ловлю по
протоке запретить! Чтобы дорожка для его утреннего променажа была свободна.
Так стареньких генералов лишили утренней рыбалки.
Это к вопросу о нескромности…

И второй случай. В Политбюро ЦК КПСС партконтролем заведовал Арвид Янович
Пельше. И ему как-то доложили, что Маршал Советского Союза Куликов размахнулся в
Архангельском строить огромную дачу. А в этот период проходила кампания по
воспитанию высоких начальников от нескромности. Вот Куликова и еще одного деятеля
вызвали к Пельше, чтобы получить объяснения. А дача, надо сказать, строилась просто
огромадная, многоэтажная и, кстати говоря, - неподалеку от дачи Брежнева. К тому же на
территории дачи возводились многочисленные подсобные постройки и спортивные
сооружения: волейбольная площадка, теннисный корт и так далее. Мы это сами видели.
А вот как себя повел Куликов у Пельше, рассказали уже работники Генштаба, с которыми
я отдыхал. Для того чтобы избежать этих неприятностей, Маршал вынужден был
представить все это строительство на своей даче, как сооружение одного из Запасных
командных пунктов начальника Генерального щтаба. Лихо придумал! И, надо сказать,
ему удалось ввести Пельше в заблуждение. В результате, начальник Генштаба получил
карт-бланш не только на завершение строительства, но и на его расширение. Мы сами
видели, как закипела работа. Стали подвозиться железобетонные тюбинги для возведения
подземных сооружений и так далее. Это мы наблюдали ежедневно на протяжении всего
нашего отдыха в санатории. Мы туда специально ходили смотреть, как закапывают в
землю народные денежки.
Вот вам пример вопиющей нескромности отдельных военных руководителей. Но не все
были такими. Обратный пример - Маршал Советского Союза В.И. Чуйков. О нем
следующий рассказ.

Колесо «Чайки» маршала Чуйкова

Имя известнейшего военачальника времен Великой Отечественной войны Маршала
Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова у меня ассоциировалось с высочайшей
дисциплиной, которую он поддерживал во вверенных ему войсках и учреждениях, и с
небывалой личной скромностью. Тому свидетель я сам.
Было это в 1968 году. Представители ЦФТИ (Сергиев Посад-7), в котором я к тому
времени служил, регулярно привлекались на учения Гражданской обороны на
предприятиях города Москвы. А начальником Гражданской обороны столицы в те
времена был Чуйков.
Обычно учения начинались с того, что нас приглашали в здание Моссовета и проводили
инструктаж. Собирались мы в Мраморном зале. Собиралось человек под двести - тут
были директора самых крупных столичных производств и организаций: ЗИЛа, "Серпа и
Молота", других заводов, аэродромов, железнодорожных станций и так далее.
Председательствовал обычно сам Василий Иванович. Рядом сидели его приближенные и
председатель Моссовета Промыслов. Инструктировали, каким образом мы должны
оказывать помощь директорам заводов с тем, чтобы правильно организовать работу
предприятий в процессе угрожаемого периода и ядерного нападения. Эти вопросы
отрабатывались на учениях, которые Чуйков регулярно проводил не только по стране, но
и в Москве. Потому что Москва и Подмосковье были буквально нашпигованы
стратегически важными объектами.
Зачастую подготовка к учениям продолжалась в Штабе ГО, который располагался за
Поклонной горой, на улице Ватутина. Мне запомнился один случай после одного из
таких инструктажей. Чуйков пришел в маршальской форме, в темно-синих брюках с
лампасами и зеленом кителе с бесконечными орденскими планками, а выглядел он и без
того солидно - был он роста высокого и голос под стать - бас. И требовательный он был,
строгий страшно. Дисциплина в Штабе ГО, где он дислоцировался, была одной из
высочайших. Жестокая дисциплина была. Возможно, он и готовил свою службу к таким
действиям, какими приходится заниматься сейчас Министерству по чрезвычайным
ситуациям. Беспрекословное подчинение и выполнение всех указаний начальников
строго по Уставу - точно и в срок. И пользовался Василий Иванович безоговорочным
авторитетом - и у подчиненных, и в своем кругу.
И вот один из таких случаев, когда мы воочию убедились в высочайшей дисциплине,
царившей в подведомственном ему учреждении. Выходим мы как-то из здания Штаба
ГО, а дежурный нас предупреждает, что сейчас будет выходить Маршал Чуйков: "Вы уж,
пожалуйста, не мешайте. Отойдите в сторонку".
Ну, мы вышли из здания и встали в сторонке, в скверике. Курим. Уже подошла "Чайка" -
он на "Чайке" ездил - из лимузина вышел водитель в гражданской форме одежды.
Прилично одетый: костюмчик, галстук - все, как положено. И мы слышим, как дежурный
кричит ему, что Чуйков спускается. Идет вниз по лестнице и дает кому-то указания по
ходу. Вот-вот выйдет.
И в это время водитель вдруг видит, что у его "Чайки" спустило заднее колесо. Тут он
матюгнулся вполголоса. Мы, видя такое дело, дернулись ему помочь, но он одним жестом
вернул нас на место: "Отойдите, не мешайте!" Ну, мы отошли. Стоим, наблюдаем и по
укоренившейся военной привычке засекли время.
Водитель Чуйкова поменял колесо за минуту с небольшим! Как сейчас меняют на гонках
"Формулы 1". Но здесь-то целая команда механиков работает, а он-то был один! У него
каждое движение было отработано, причем инструменты он нигде не искал - он просто
не глядя брал нужный!
Еще мгновение, и машина была готова. Он стоял около дверцы, безупречно чистый, и
спокойно ждал хозяина. Выходит Маршал Чуйков. Водитель открыл дверцу, Василий
Иванович садится, и они уехали.
Вот так работали подчиненные Василия Ивановича. Такая была выучка и дисциплина.

Теперь о скромности. Несмотря на жесточайшую дисциплину на службе, в обыденной
обстановке Чуйков был необычайно скромен. Я это и так слышал от людей, его знавших,
а однажды сам в этом убедился. Еду я как-то на своей машине по проспекту Мира. Встал
на светофоре. А тут правительственная "Чайка" рядом останавливается, окно в окно.
Вижу: сзади сидит Василий Иванович и ждет, когда тронемся дальше. Видимо, он ехал с
дачи на службу. А дача у него была где-то в районе Долгопрудного, рядом с дачей
Буденного.
А ведь его автомобиль, по положению, имел право идти по "нейтралке" - не по крайней
левой полосе, а там, где гаишники ходят. И регулировщики обязаны были давать его
машине "зеленую улицу". Продвижение правительственных машин ГАИ  отслеживала и
передавала вперед по своим постам, что едет такой-то.
Чуйков же, в обычное время, когда не было никакой спешки, давал указание своему
шоферу ехать в общем потоке, без "выкрутасов", так сказать. Я подъехал к светофору по
третьей полосе, а он по второй. И мы стояли рядом несколько минут, пока загорится
зеленый свет. Милиция вся вытянулась, ведь его все знали - начальник Гражданской
обороны, как никак. Чуйков же не пользовался привилегиями. Стоял и ждал. Как все.
Светофор переключился, и он поехал...

Еще один случай, произошедший несколькими годами раньше. Академия имени
Дзержинского, где я в тот момент учился, готовилась к параду на Красной площади.
Строились мы возле стадиона "Динамо". Со знаменами, в парадной форме - все, как
положено. Хотя это и репетиция была. А Маршал Чуйков, как заместитель Министра
обороны, руководил всеми этими тренировками. И вот он, чтобы не мешать нашим
построениям, чтобы не останавливать нас - академия уже идет парадным строем, съезжал
со своей "Чайкой" на тротуар и осторожно по тротуару нас обгонял. А ведь он мог и тут,
поскольку он Маршал Советского Союза, остановить движение - и академия встала бы и,
не моргнув, стояла бы. А он не мешал...
Вот вам еще один штрих, характеризующий его, как человека. Показывающий, насколько
он требователен был там, где это было необходимо, и настолько же скромным - там, где
дело касалось лично его. За это, скажу я вам, его и любили...

Вот такие три истории...


Рецензии