Воспоминания о генерал-полковнике Цоколаеве Э. В

«Цоколаев Эльдар Вениаминович. Хотелось бы очень многое сказать в память об этом замечательном человеке, красивом душой и внешней обаятельностью, прекрасном собеседнике и мудром наставнике. Для меня он и был именно таким: великим жизнелюбом, веселым и неунывающим, как бы не била жизнь, душой любого коллектива, генератором множества идей и индивидуумом нестандартного мышления. Достаточно было пообщаться с ним несколько минут, и ты ощущал необъяснимую лёгкость в груди. Его теплота, спокойствие и уверенность передавались как бы сами по себе. С ним было легко и в официальной обстановке, и в неофициальной, на работе и в быту, в тяжелых ситуациях и в комических историях.

Но обо всём по-порядку…

Мне, тогда ещё молодому секретарю партийного комитета 236 авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (г.Чортков, Тернопольской обл. Украины), позвонили из штаба дивизии с указанием прибыть 6 марта 1978 года в г.Львов на закрытое заседание Военного Совета 14 Воздушной армии. Ни повестки дня заседания, ни причины вызова мне были не известны, да и для командования полка это было полной неожиданностью. Все терялись в догадках, особенно мучался я.

Собрав все какие можно справки по работе личного состава полка и особенно партийных организаций, я прибыл в приемную командующего 14 ВА генерал-лейтенанта авиации Цоколаева Эльдара Вениаминовича к строго назначенному времени (попробовал бы только опоздать!).

В приемной кроме меня находились ещё четыре офицера, все старше меня по воинскому званию (я был капитаном). Меня вызвали последним, после того,

как все офицеры по одному входили на 5-10 минут и выходили достаточно возбужденными, ни какой информацией с оставшимися не делясь. Волнение я испытывал жуткое!

Войдя в кабинет и представившись как положено, по уставу, я увидел во главе стола доброжелательно улыбающегося генерал-лейтенанта, и сразу понял, что это командующий Воздушной армией. Я чувствовал, как все присутствующие обратили своё внимание ко мне, но я видел только глаза Эльдара Вениаминовича и успокаивался под этим мягким взглядом. (Позднее я наблюдал в этом взгляде разное отражение его чувств и эмоций, но при этом всегда присутствовали ум, доброжелательность и понимание)

После короткого доклада начальника отдела кадров Воздушной армии по моим биографическим данным и прохождению службы командующий ВА без всяких ко мне вопросов обрисовал круг моих новых должностных обязанностей (видимо, всё было решено заранее) и назвал 9 марта днем вступления меня в новую должность, т.е. через 3 дня. Всё это было произнесено с военной краткостью, конкретно, категорично и одновременно уважительно, что я на вопрос командующего «Всё понятно?» тут же ответил «Так точно!», хотя в голове моей был сумбур. Секретарь военного совета! Что это? Я впервые слышал о такой должности и осторожно попытался уточнить некоторые детали, но командующий с лёгкой усмешкой и явным ко мне расположением ответил: «Всё остальное вам объяснит член Военного совет Доценко Виктор Михайлович. Свободны!»

В эти несколько минут у меня возникло чувство сильнейшей симпатии к этому удивительному человеку, и надеюсь, что в последующем оно было взаимным. Все пять лет, которые я прослужил под непосредственным руководством Эльдара Вениаминовича, это чувство только росло, крепло и не оставляло меня ни в каких ситуациях, какими бы они ни были. Он всегда был для меня непререкаемым авторитетом, мудрым начальником и красивой души человеком.

Через несколько дней после того, как я приступил к исполнению новых обязанностей, я неожиданно для себя получил нагоняй и не сразу понял за что. Эльдар Вениаминович поставил мне задачу по согласованию материалов Военного совета с руководством Прикарпатского военного округа, для чего необходимо было съездить в штаб ПрикВО, а по пути завести к нему домой какие-то документы для супруги Фатимы Темирбулатовны, которая преподавала тогда в одном из Львовских институтов. Подъехав к их дому, я послал водителя, прапорщика Федора передать эти документы, а сам остался в машине, полагая неудобным беспокоить семью. По возвращению я доложил о результатах согласования порученных вопросов с руководством штаба ПрикВО. Эльдар Вениаминович, поблагодарив меня за служебное рвение, внезапно строго отчитал. Оказалось, что я нанес ему личное оскорбление. Не вошёл в его дом и не познакомился с членами его семьи, а на Кавказе так не принято. Уже тогда я понял, насколько уважительно и с любовью он относится к супруге и детям Борису и Ольге. В этом я убеждался постоянно на

протяжении всех многих лет нашего общения. Для Эльдара Вениаминовича семья – это святое!

Работать с ним было легко. Задачи он ставил чётко, формулируя идею понятным русским языком, которым владел в совершенстве. Спрашивал строго, контролировал сроки исполнения, и не дай бог, если подчинённые об этих сроках забывали. Мне даже приходилось прятать от него журнал контроля исполнения указаний, когда некоторые офицеры и генералы в силу объективных обстоятельств не могли уложиться в установленные сроки, просили оттянуть доклад на 2-3 дня, а потом, только выполнив всё, винились перед командующим. Естественно, он был недоволен, доставалось и им, и мне, но был справедлив, если ему могли объяснить объективные причины столь позднего доклада. Мог даже дружелюбно высмеять, а затем пригласить в комнату отдыха на «рюмку чая», как он выражался. Так было с генерал-майором Бабченко Николаем Фёдоровичем, начальником штаба Воздушной армии, замечательным профессионалом своего дела. Так было с генерал-майором Доценко Виктором Михайловичем, членом военного совета, добрейшей души человеком, который прекрасно понимал, что Цоколаев Э.В. на две головы выше его и в лётной работе, и в партийно-политической как председатель Военного совета. Несмотря на это, генерал Доценко В.М. до конца своей жизни (он погиб в 1985 году в известной авиакатастрофе под Львовом в возрасте 56 лет) с глубоким уважением относился к Эльдару Вениаминовичу. Он лично мне за несколько дней до своей гибели, напутствуя перед моим убытием для прохождения дальнейшей службы в Группе советских войск в Германии, тепло и искренне отзывался о нашем, тогда уже бывшем командующем Цоколаеве Э.В.

Об уровне профессиональной подготовки и человеческих качествах Цоколаева Э.В. всегда высоко отзывался и бывший командующий войсками Прикарпатского военного округа генерал армии Варенников Валентин Иванович. Мне неоднократно приходилось встречаться с ним по службе в его кабинете в штабе округа во Львове и в Главном штабе сухопутных войск в Москве, и всегда я слышал только лестные высказывания в адрес Эльдара Вениаминовича. Беседуя со мной о делах 14 Воздушной армии, Варенников В.И. часто подчёркивал, что её успехи складываются в основном благодаря такому талантливому командующему, как Цоколаев Э.В. Передо мною Валентину Ивановичу не нужно было кривить душой, и он говорил искренно и честно. Особенно ему импонировал кавказский темперамент Эльдара Вениаминовича. Я хорошо помню, когда Варенников В.И., желая подчеркнуть своё уважение к Цоколаеву Э.В., спросил меня: «Наверное, жалко отпускать такого начальника из Львова в Улан-Удэ?». Я ответил не задумываясь: «Весь личный состав, товарищ Главнокомандующий, сожалеет по поводу его предстоящего перевода и в то же время рад его повышению по службе». Валентин Иванович с доброй улыбкой произнёс: «Да, такие полководцы просто необходимы Родине. Продолжайте радоваться за его успехи! Это ему поможет на новом месте»

Эльдар Вениаминович всегда был в работе. Хозяйство 14 Воздушной армии было огромным. Командующий постоянно перемещался из гарнизона в гарнизон, и мне часто приходилось его сопровождать. Летали на вертолёте Ми-8 или самолете Ан-26 со специально закреплёнными экипажами, в которые подбирался наиболее подготовленный лётный состав. Иногда в течение 10-12 часов облётывали по 5-6 аэродромов, а то и по двое-трое суток в каком-нибудь одном гарнизоне, где командующий требовал устранения выявленных недостатков в его присутствии и сам непосредственно участвовал в наведении порядка, помогая командирам, особенно молодым. Обучал Эльдар Вениаминович спокойно, без лишнего шума, но наглядно и очень доходчиво, с присущим ему юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией.

Если в соответствии с еженедельными планами он должен был работать в штабе 14 ВА на ул.Саксаганского,13, то с раннего утра в своем кабинете лично принимал доклады из подчиненных ему частей. Мне не раз приходилось слышать, как разговаривая с командиром полка или командиром дивизии, провинившимся накануне, командующий после серьёзного нагоняя мог с мягкой иронией подшутить над ним, ставя новые учебно-боевые задачи и давая понять, что командир прощен, и он нисколько не сомневается в его способностях. Подчиненных Цоколаев Э.В. уважал и никогда не позволял себе их унижать. Психологом он был от бога, как и лётчиком, как и руководителем. Нервозность прослеживалась у него иногда лишь на крупных командно-штабных или войсковых учениях в присутствии посредников, и то он умел сглаживать часто предвзятое отношение проверяющих. Все учения при нём проходили на высоком профессиональном уровне, при хорошей организации. Успехи личного состава 14 ВА по боевой и политической подготовке, качественному решению задач лётным составом и наземными службами достойно оценивались руководством Военно-Воздушных Сил страны. Поэтому не случайно Военная коллегия Министерства обороны СССР рекомендовала генерал-лейтенанта Цоколаева Э.В. к назначению на вышестоящую должность Командующего ВВС войск Дальнего Востока

Провожали Эльдара Вениаминовича к новому месту службы в гарнизоне Скнилов г.Львова. Прибыл весь руководящий состав Прикарпатского военного округа, 14 Воздушной армии, почти все командиры дивизий и авиаполков, руководство г. Львова и области. Очень тепло и трогательно все отзывались о совместной службе с Цоколаевым Э.В., желали ему дальнейших успехов и новых боевых друзей. Я, как и большинство присутствующих, испытывал щемящее чувство расставания с дорогим, ставшим уже близким и любимым человеком. Даже сверлила мысль: убыть из Украины в Улан-Удэ, тем более Эльдар Вениаминович предлагал неплохую должность. Но в Управлении кадров ВВС меня планировали в Группу советских войск в Германии, обещая в перспективе рассмотреть мою просьбу.

Вспоминая совместную службу с Эльдаром Вениаминовичем, не возможно не отметить его всегда внимательное и уважительное отношение к починённым, членам их семей, проявляемую

им заботу о них. Все жалобы на острые служебные и бытовые вопросы решались им мгновенно, справедливо, без лишней волокиты. Он всегда умел вникнуть в суть проблемы, правильно оценить кто прав, кто виноват и сделать,соответствующий вывод. На моей памяти практически нет недовольных его решением, так дипломатично он мог объяснить ход своих мыслей. В этом он был весь: мудрый, по кавказски рассудительный, умный и справедливый.

Лично у меня сложилась следующая ситуация. Моя родная сестра Людмила жила в Львове в гражданском браке, родила ребёнка, но отец ребёнка по надуманным причинам его не признал, повёл себя не по-мужски, выставил сестру на улицу. Сестра подала иск в суд, а его родственники начали обливать грязью и сестру, и меня, направив Цоколаеву Э.В. письмо с явной ложью и очевидно предвзятое. Эльдар Вениаминович не знал о наших семейных делах, просто я ещё не успел посвятить его в эти внезапно возникшие проблемы, а письмо он мне сразу не показал. Уже потом, когда лично написал ответ этим родственникам, он вызвал меня и объяснил, почему он на стороне ребенка и его матери и почему он не верит ни одному слову из полученного письма. Показал подписанный им лично ответ на это письмо, где с кавказской мудростью и очень тонко разъяснялись долг мужчины перед женщиной и необходимая степень её уважения. Меня лишь попросил отправить копию своего ответа в суд, глубоко убеждённый в своей правоте, и был чрезвычайно рад, когда суд на основании именно объективных доказательств признал того человека отцом ребёнка. Справедливость восторжествовала, и Эльдар Вениаминович сказал: «Всегда надо оставаться мужчиной, если ты от природы мужик! Так ему и передай» Потом долго ещё интересовался судьбой моей сестры, которая уехала в Новосибирск, вышла там замуж за хорошего человека, вырастила сына и дочь и очень счастлива… Большое Вам человеческое спасибо, дорогой Эльдар Вениаминович!

А вот ещё совсем не комическая ситуация из нашей совместной службы, которая могла иметь трагические последствия. Однажды Цоколаев Э.В. проводил совещание с руководящим составом 56 бомбардировочной авиационной дивизии в гарнизоне Черляны (30 км от Львова). Внезапно за окнами раздалась резкая пушечная стрельба явно из авиационной пушки ГШ-6-30, которая устанавливалась на самолётах Су-24 местного авиаполка. Не успел Цоколаев Э.В. пошутить: «Вы что, тренируетесь уже стрелять в гарнизоне, а не на полигоне?», как вбежал дежурный по части и доложил, что при наземном обслуживании самолётов Су-24 начальник группы вооружения случайно нажал боевую кнопку стрельбы и произвёл 10 выстрелов 30-мм снарядами, которые ушли в близлежащую за аэродромом деревню. Стало уже не до шуток. Эльдар Вениаминович приказал командиру полка немедленно разобраться в случившемся и доложить, а сам решил лично убыть вертолётом на место происшествие в обстрелянную деревню. Меня взял с собой. По дороге к вертолётной площадке мы проезжали тот злополучный самолёт, из пушки которого была произведена стрельба. Вышли из машины и увидели следующую картину. Самолёт находился на стоянке в обваловании. Вокруг него суетились

специалисты, но командующий не пошёл к ним, а видимо, представив возможную траекторию полёта снарядов, решительно направился к находящемуся метрах в 50-ти шлагбауму, через который нас только что пропустил постовой. Рядом со шлагбаумом с другой стороны от солдата стояла служебная полосатая будка для укрытия постового от дождя, ветра или снега. Она была простреляна насквозь, все снаряды кучно прошли через неё. Цоколаев Э.В. спросил поприветствовавшего его солдата: «Вы где были во время стрельбы? Явно не в будке?» До сих пор ничего не подозревавший солдатик оправдывающимся голосом ответил: «Так тепло же, товарищ генерал! Я был снаружи». - «А к будке подходили?» - «Нет, товарищ генерал». - «Подойдите».

И только тогда солдатик увидел, в каком состоянии находилась его будка, но своим спокойным ответом он нас поразил обоих: « Значит не судьба, товарищ генерал!» - «Молодец рядовой, будешь долго жить!» - похвалил его командующий, а водителю сказал: «Давай быстрее к вертолёту, неизвестно, что ещё там в деревне».

Через несколько минут мы уже были над этим населённым пунктом и сверху хорошо рассмотрели, что пострадало всего несколько домов, и к счастью незначительно. А вот людей не было видно вообще. Когда вертолёт завис в воздухе метрах в двух от земли у наиболее пострадавшего дома, появилось несколько человек. Цоколаев Э.В. приказал командиру вертолёта выбросить верёвочную лестницу и находиться в режиме висения.

Мы спустились на землю, и по лицам людей я заметил, что они очень напуганы. Эльдар Вениаминович спокойно, несмотря на шум вертолёта, который висел в воздухе, объяснил людям (среди них были и местные руководители) ситуацию и поинтересовался последствиями стрельбы. Никто, к счастью, не пострадал. Затем он много раз извинился, пообещал возместить ущерб в самое ближайшее время и слово своё сдержал. Попрощавшись, даже пошутил. Люди заулыбались и долго махали нам вслед.

Я убедился в дальновидности командующего, который ещё до всех официальных разборок сумел лично успокоить людей в деревне, и те его поняли правильно, по-крестьянски рассудительно и без лишних эмоций. А вот подчинённых, виновных в случившемся и проявивших такую беспечность, наказал самым строгим образом. Каждого по его «заслугам».

А однажды мы сами с ним были обстреляны. Как-то на полигоне Каменка-Бугская проводились ночные батальонные учения Прикво с привлечением авиации. Мы с командующим выехали на командный пункт, и в темноте наш водитель не обратил внимания на запрещающие знаки, а регулировщиков почему-то не было, и завёз нас в зону обстрела. Стреляли из стрелкового оружия трассирующими пулями. Светящиеся в ночном небе смертельно опасные «жучки» пролетали над нашими головами. Состояние было не из приятных. Цоколаев Э.В. мгновенно оценил обстановку и резко показал водителю направление движения. Тот резво рванул по ухабистой дороге полигона так, что нас кидало из стороны в сторону, но уже через несколько минут светящиеся трассы остались далеко, и можно было спокойно остановиться. Я чувствовал и свою вину перед командующим в данной

ситуации, поэтому несмело обернулся к нему, а он к моему удивлению улыбался. В темноте мне особенно хорошо были видны его смеющиеся глаза. И весело произнесённая им фраза «Будем жить!» меня окончательно успокоила.

Он не боялся риска, и как лётчик постоянно рисковал, но не любил бессмысленных и глупых рисковых ситуаций, в одной из которых мы оказались в данный момент то ли по своей вине, то ли по вине нерадивых начальников, которые не организовали оцепление в районе стрельб. Не знаю, докладывал ли он об этом случае командующему войсками округа, но с тех пор при каждой постановке задач на боевые учения он обязательно обращал внимание начальников соответствующих наземных служб на особый инструктаж личного состава оцепления в районе полигонов при боевой стрельбе.

Вот таким запомнился мне мой бывший командир и наставник Эльдар Вениаминович Цоколаев. Уволившись из Вооружённых Сил, мы продолжали поддерживать тёплые и доверительные отношения, и я премного благодарен ему за внимательное участие в моей судьбе уже в гражданских условиях. Думаю, общение было на пользу нам обоим, и надеюсь, что я смог оказать ему определённую помощь и в последние годы его жизни. Память об этом замечательном человеке я сохраню на всю оставшуюся жизнь. Без всякого сомнения, уверен в том, что его не забудут и все, кто имел возможность учиться у него жизнелюбию, мужеству, стойкости, умению преодолевать жизненные трудности, кто служил и работал рядом с ним, ценил, уважал и любил этого поистине великого человека и полководца».


Рецензии
Не все умеют доброе слово заслужить ,не многие могут сказать доброе слово.Спасибо вам,Евгений.Эльдар Вениаминович классный летчик,профессионал,настоящий мужчина,человек слова и дела. Мы во Львове с 1986 года и не пришлось моему мужу служить под его началом...но слышала о командующем воздушной армии только добрые слова.Удачи вам ...пишите ,вам есть о ком написать .Счастья в Новом году.

Ольга Дороженко   05.01.2016 15:05     Заявить о нарушении