Иен Лисицкий и Софи Кюпперс-Лисицкая

НА СНИМКЕ: Иен Лисицкий в молодости

О Йене Лисицком я немного писал раньше в ЖЖ, когда публиковал свои воспоминания о выставке его отца художника Эль Лисицкого в Доме учёных новосибирского Академгородка. Тогда я не был знаком с воспоминаниями В.Э. Грицюк о нём. Теперь я публикую эти воспоминания, присланные мне А.Г. Раппопортом:

"В 1956 году Коля вернулся из мастерской и взволнованно, возбуждённо (что, вообще, было ему несвойственно) рассказал мне, что он сегодня познакомился с очень интересным человеком, он кинооператор, а главное – это сын Эль Лисицкого, того самого, о котором мы совсем недавно читали в журнале «Архитектура СССР».

- Ты помнишь его удивительные Проуны, которые можно было и так, и эдак поворачивать, и они смотрелись интересно?

В то время у нас никакой больше информации об Эль Лисицком не было, и мы запомнили это имя. И вдруг такое счастье – познакомиться с сыном этого великого, разносторонне одарённого человека: он и архитектор, он и фотограф, он и плакатист, и оформитель первых (20-30-е годы) советских зарубежных выставок.

Интересен отец, но и сын оказался очень интересным эрудированным человеком, общение с которым – одно удовольствие. Вот такой панегирик отцу и сыну я услышала. Боря (так мы его называли) во время этого знакомства ещё работал на Дальнем Востоке, но в Новосибирске появлялся довольно часто – и по делам, и потому, что здесь жила его мама – Софи Кюпперс-Лисицкая, вдова Эль Лисицкого.

Моё общение с Борей началось несколько позже, наверное, когда Боря уже осел в Новосибирске. Помню, что разговоры с ним всегда были увлекательны, информативны, вообще, общение с борей было всегда приятным. Но разве вспомнишь хотя бы один из разговоров?! – столько времени прошло.

В Новосибирске Боря работал фотокорреспондентом газеты №Советская Сибирь» и кинооператором. Я видела на большом экране его документальный фильм об ансамбле Игоря Моисеева «Вечное движение» - фильм эмоциональный, темпераментный, точно выверенный, наверное, так и нужно снимать танцы. Лучшего фильма о танцах я не знаю.

Однажды Боря пригласил нас с Колей к его маме.

О ней особый разговор. Софи Лисицкая (её постигла печальная участь ссыльной) была искусствоведом и в своё время общалась и устраивала выставки художников, которых мы знали только по репродукциям: Мондриан, Клее, Курт Швиттерс, Кристиан Рольфс… Она была женой и помощницей в работе Эль Лисицкого и стала для нас источником сведений о нём самом и других художниках.

И, конечно, встреча с ней – это ещё один подарок. Опять нет возможности возобновить разговор, то, что рассказывала Софи, достойно было записи в дневнике, но ни один из нас дневников не вёл. Теперь можно только вздыхать и сожалеть. Слушая рассказ Софи, я, как модельер, не могла оторвать глаз от её выразительного лица и тёмного платья, украшенного невиданным нигде ранее и после изящнейшим кружевом, которое оказалось её работой! Удивительная женщина! Но коля, очевидно, бывал у Софи Кюпперс-Лисицкой и без Бори.

Мне хочется выразить Боре безмерную благодарность за пронзительно психологические великолепные фотопортреты Коли, точно передающих Колино состояние – печали и отрешённости. Портреты сделаны за две недели до смерти Грицюка.

Я рада возобновлению нашей дружбы – в декабре 2003 года Боря «прорезался» звонком из далёкой Испании…

Меня глубоко взволновал его голос через двадцать лет, голос, который так часто звучал в нашем доме после Колиной смерти. Никто чаще, чем Боря, в эти трудные дни у нас дома не бывал. И казалось, пришёл Боря, придёт скоро и Коля, но чудес не бывает…". (с. 181-183 книги Замиры Ибрагимовой).

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2014/07/29/452


Рецензии