25. Раскол

После ухода редактора Николая Голикова, кстати, даже не
объяснившего коллективу свой поступок, журналисты тут же
разбежались по своим основным местам работы. Дело в том, что
в первые годы все, кроме редактора, приходили в ТДТ только по
вечерам, потому что днем каждый был занят на другом месте:
кто на радио, кто на телевидении, кто еще где-то - все
пользовались полученным наконец-то правом без всякого
ущерба совмещать разные виды трудовой деятельности,
старались подзаработать, коли появилась такая возможность.

Что поделаешь, многие фирмы лопались, как мыльные пузыри,
исчезали куда-то порой без следа: не успеешь написать про
нее, придешь через полгода, а ее и след простыл. Мало кому
без опыта удавалось выстоять, выжить в условиях
конкуренции и развиваться без скачков и спадов.

Но аналогическая ситуация с родным журналом (к тому
времени информационный бюллетень превратился в журнал),
естественно, кусала за сердце и печалила очень уж сильно. Я
помню пустые темные коридоры на Карла Либкнехта, 120,
ободранные стены, поломанные стулья, снятые кем-то
неоновые лампы, замусоренные комнаты, валявшиеся на полу
грязные и рваные журналы, сквозняки и вонь из туалетов -
гулявший по углам нежилой воздух опустевшего дома...

Мы прикидывали и так, и эдак, но никто не хотел брать на
себя нелегкий труд восстанавливать выпуск журнала - у
каждого своих проблем хватало. Время шло, и все понимали,
что чем дольше остановка, тем меньше шансов реанимировать
издание.

Появились желающие вложить деньги и наладить дело со
стороны, а это значило, что старую команду разгонят, а на ее
место придет новая. Один молодой предприниматель, собрав
остатки коллектива, так и заявил: все вы, мол, люди
обветшалые, пожившие, а делу нужна свежая, молодая кровь.
Может быть, это и послужило для нас толчком к действию.

Поднатужились сами (буквально вдвоем, втроем), материально
помог предприниматель Александр Попов (первый учредитель
издания, глава фирмы "Инфополис"), восстановили списки
рекламодателей - и каким-то чудом через полгода журнал начал
потихоньку оживать, в нем снова закипела жизнь, появились
люди.

Костяк старой команды удалось сохранить: вернулись
журналисты Комков, Чарушин, Михалев, Белькевич, корректор
Светлана Сырнева, активно начала писать Света Фай,
пришло несколько молодых журналистов. Михаил
Коковихин ушел в "Вятский наблюдатель", ссылаясь на то,
что ему нужен больший, чем у ТДТ, тираж. "Я хочу, чтобы
меня читали", - так он и заявил нам.

Во второе пришествие ТДТ на рынок СМИ (1996 год) все стало иначе.
На месте
главного редактора оказался Сергей Ухов. Выпускник МГУ, человек
интеллигентный, терпеливый, сдержанный и очень мягкий, он не
был способен по отношению к кому-либо, если требовалось, на
суровые и решительные меры.

Подгулявшего накануне и заночевавшего в редакции Олега
Чарушина, часа в два-три дня он по-отцовски журил и пытаясь
поднять с дивана, терпеливо уговаривал наконец очнуться и
сесть-таки за компьютер, чтобы дописать начатый еще вчера
материал в номер, из-за которого, мол, простой в работе.

Олег наконец поднимался, допивал - если было - остатки
вчерашнего, а кто неподалеку, а то и сам Ухов, ликвидировали
следы, говорящие о размерах проходившего "мероприятия". В
одном из кабинетов в старом помещении ТДТ была кладовка,
куда горизонтальными штабелями складывалась опустошенная
тара, - в иные времена эта кладовка заполнялась наполовину, а
то и выше. Местные бомжи благоденствовали, а сотрудники ТДТ,
если подсуетиться, имели стабильный приработок к зарплате.

Как-то раз, вечером, я привела с собой в редакцию актера
нашего облдрамтеатра Владимира Мочалова. Вначале в
кабинет зашел Олег Чарушин - угрюмый и абсолютно
молчаливый - что было плохим предвестником - и,
развернувшись, неуверенно вышел. Потом забежала
неестественно веселая и прилипчивая Света Фай, которая
утомила Мочалова. Наконец из любопытства заглянула еще
одна фигура в помятом костюме и покосившихся очках.

- Слушай, - всю дорогу обратно поражался заслуженный
артист, - вы же "Товар-деньги-товар"! Я же думал вы тут в
малиновых пиджаках ходите, как все новые русские. А вы?
Когда зашел этот, лысый, - это вообще занавес!". (Журналист в
подобном случае сказал бы: "Полный абзац!").

Ухов пытался издавать приказы, где оговаривал круг мер,
которые с его точки зрения, должны были укрепить  дисциплину
и наладить регулярный выпуск журнала (начались сбои в его
выходе), например, на полном серьезе не раз вводил в редакции
сухой закон, словно забыв, что ни одна подобная попытка даже
и в мировой истории не дала желанных результатов. Тогда
каждый начинал пить втихую, так сказать, из-под стола (кстати,
и сам редактор был в этом неоднократно замечен).

В отличие от Голикова, Сергей Ухов быстро установил пусть и
небольшую, но весьма заметную дистанцию между руководителем и
коллективом. Если при Голикове все были равны, то при Ухове появились
сотрудники, особо приближенные к редактору (или приближенные особы).
Возможно, ему необходима была, так сказать, группа поддержки, и он
ее создал, обеспечив ей при этом некоторые, однако не всем приятные,
льготы. Это и положило начало расколу в некогда монолитном и дружном
коллективе ТДТ.


Рецензии