Via Достоевский

Достоевский в "Преступлении и наказании", а еще лучше - в "Братьях Карамазовых" ставит "теоретический", но на деле самый обыденный и повседневный вопрос: можно ли переступить через "старушку" в достижении социального прогресса силами развитой личности? Или - можно ли через "слезинку ребенка"?

Эволюция взглядов самого автора имеет место: в первом из романов его Раскольников преступил и в конце концов считает, что идея правильная была, а Иван Карамазов хочет Богу билет в Царство Божие вернуть за страдания невинных детей в мире как таковом и, тем более, если это сознательно принесенные жертвы на алтарь социальной доктрины. Здесь для персонажа Достоевского социалисты и теократы - уже суть одно: и те, и другие оправдывают преступление. Но мир тогда еще спорил на эту тему, выбирал, сокрушался несовершенствам мира, где гибнут невинные жизни, а то и сознательно приносятся в жертву на том или ином социальном алтаре.

Ныне, похоже, мир или значительная часть его, решили, что можно преступить через жизнь мирных людей в достижении глобальных целей, создавать матрицу лжи и не замечать правду. Однако, во-первых, вопиющую к самому небу аморальность таких преступлений никто не отменял и, во-вторых, никто не доказал, что поставленные глобальные цели так уж объективны, а не просто выдуманы, скажем, интернационалом банкиров, что за однополярность или многополярность мира надо воевать, принося в жертву этих самых старушек и детишек, да и отроков юных, взыскующих истины, понятия которых намеренно искажаются дьявольской пропагандой, а известно, что грозит по Писанию "совратившим малых сих".

Вопросы из Достоевского уже не задаются - можно и лайнер сбить, чтобы создать противнику проблемы, можно и город сжечь - можно грязно играть в грязные игры - если победишь, то победителей не судят, даже если это победа "любой ценой". Все эти политтехнологи, видимо, обсуждают любые стратегии, кроме той, в основе которой лежит мораль. И Достоевский с его терзаниями о несовершенстве мира, видимо устарел? Его персонажи думали о том, как лучше любить конкретного человека - за его способности, нравственные дарования или за "тайну", за невидимые миру слезы и страдания, которые предстоят, за то, что скрыто под покровами. Сейчас уже не думают о таких тонкостях, о той святой любви, да и о всякой забыли, а рубят с плеча и - по покровам, и по головам. Закон больших чисел, дескать, против него не попрешь. Кто-то потом помучается разными "синдромами", а кто-то и не вспомнит.

Но вот что не приняли в расчет все эти новоявленные маккиавели. Вопрос Достоевского был отнюдь не идеалистический, а самый что ни на есть прагматический, в первую очередь, ибо не устоит строй, поддержание или расширение которого само по себе преступление. А выбор всегда есть - это та самая свобода, о которой так много говорят, и, в общем-то, нужно уметь остановиться даже после многих ошибок, потому что прощение все же возможно; остановиться и пойти на реформы, поменять само сознание принимающих решения, изменить качество политтехнологии.

Диалектика такова: "тварью дрожащей" становится преступник, сначала с пафосом сокрушающий невинные жизни, потому что боится быть привлеченным к ответу - на этом еще свете, а взыскующий правды имеет надежду на справедливость "после всего". Итог Достоевского вполне евангелический: попираемая в этом мире "тварь дрожащая" в Царстве Божьем "право имеет", а "право имеющий" дрожит за свои нечестивые приобретения уже на этом свете - и все войны его рук дело.


Рецензии
Спорный, по-моему, вопрос – а насколько совпадает позиция автора и его героев, например, Раскольникова или Ивана Карамазова?
Честное слово, порой я подозреваю, что звучат слова автора из уст "старого шута" Фёдора Павловича Карамазова – недаром ведь даёт Достоевский ему своё имя, да и ровесники они, старики?
"...Господи, подумать только о том, сколько отдал человек веры, сколько всяких сил даром на эту мечту, и это столько уж тысяч лет! Кто же это так смеется над человеком?..
...что б я после того сделал с тем, кто первый выдумал бога! Повесить его мало на горькой осине..."

Мария Гринберг   28.10.2014 13:18     Заявить о нарушении
Достоевский диалектичен. Насчет указанных слов Ф. Карамазова - да, наверное, здесь высказаны сомнения, которые терзают самого Ф.М. Достоевского, но они нарочито вложены в уста отталкивающего персонажа, которому "можно" это озвучить. Думаю, что Раскольников (показан полусумасшедшим) и И. Карамазов, в их высказываниях, - это тоже его собственные аргументы. Проблема теодицеи - главная, по-моему, у Достоевского. Да и вообще она главная - кто пройдет мимо этого, когда столько смертей вокруг, когда рождается больше, чем выживает, и все наполнено страданиями? Иван Карамазов на этом веру в справедливость Царства Божия потерял. Я тоже, признаюсь, как и многие, наверное, очень страдаю порой именно от невозможности помочь - принципиально. Не только людям, а всякой твари - кошкам брошенным, кому угодно. Человек слаб, везде не успеет, даже если захочет, да и смертен. Но вера в гармонию нам всем присуща, и мы думаем - или жизнь не такое уж благо для гармонии, или сами эти мучения - реально гибнущих и бессильных помочь, есть Его замысел.

Петр Лебедев   28.10.2014 17:42   Заявить о нарушении
Да, вот эта "вера в гармонию" – главное, пожалуй, чудо человеческой природы.
Вроде бы ежедневно тысячами примеров она опровергается, а всё не скудеет?
И на руинах любой рухнувшей пирамиды тут же начинает строится новая:
"Пока живут на свете дураки – обманывать нам, стало быть, с руки..." (с)

Мария Гринберг   29.10.2014 10:35   Заявить о нарушении
Не со всем согласен. Полагаю, что стремление найти Бога есть в душе каждого (или почти каждого) человека - это и есть попытка понять ход вещей, особенно нравственную его сторону, свой путь в мире, свои ошибки и границы человеческих возможностей. Здесь - в этой молитве - если она искренняя, не может быть посредников, разве что помощники, наставники - скромные служители добродетельной церкви. Но если что-то или кто-то впрямую ставит себя между человеком и Богом, то смысл обращения пропадает, это уже называется иначе, и тут много спекуляций, все эти секты, обрядоверия и тому подобное. В отношении последнего Ваши оценки вполне разделяю. Но верю в то, что есть и настоящее. Здесь по большому счету церковь внешняя не нужна.

Петр Лебедев   30.10.2014 06:34   Заявить о нарушении