В. Ерофеев Москва - Петушки скрытый текст. Начало

Сагит Фаизов

В. Ерофеев Москва – Петушки: скрытый текст. Начало

В статье рассматриваются наиболее важные фрагменты скрытого текста начала повести («поэмы»), сопровождающего обычный текст.

Название повести.

В нем 13 букв*. Числовые ряды слов названия: 472221 и 853428 (буква «ш» не имеет числового значения). Сумма числовых значений букв именования Москва – 18, аналогичный показатель у именования Петушки – 30 [1]. Сумма 18 и 30 равна 48. Если показатель количества букв принять за 4 (сумма 1 и 3), и прибавить 4 к 48, получится 52. Писатель умер на 52 году жизни. Если 48 свести к конечному значению, то есть к 3, сумма 4 и 3, равная 7, войдет в тождественное отношение с суммой 5 и 2. Числа 2 3 4 5 образуют прогрессирующий простой числовой ряд. Вполне вероятно, что писатель в названии своего главного произведения отразил постигнутую им таинственным образом границу своей земной жизни.

Выбор станции Петушки как цели путешествия своего героя В. Ерофеев, обладавший феноменальной эрудицией, осуществил, скорее всего, отталкиваясь от слова «питухи», которое было в ходу на Руси в XVI – XVII веках и употреблялось как эквивалент слова «пьяницы» (пьяницу называли «питух»). Таким образом, за Петушками уместно видеть другой топоним – «Питушки».

Генерированные названием повести числа 4, 3 и 9 писатель неоднократно использует в вербально-числовых конструкциях, сопровождающих развитие сюжета повести.

Репрезентация автором самого себя записью В. Ер. в начале повести.
Числовой ряд записи: 2 5 1. Конечное числовое значение 8. Оно многократно будет использоваться писателем в важнейших и менее важных вербально-числовых конструкциях повести. Запись Ер. своим числовым рядом 51 указывает на количество полных лет автора ко дню его смерти. Запись В. своим числовым значением 2 указывает на разницу между буквами «т» (3) и «ф» (5), когда Веничка вместо «талифа куми» произносит «танифэ куми» (Фрязево – 61-й километр). В этом дискурсе 51 указывают на разницу между «т» (3) и «фита» (9).

«Все говорят: Кремль, Кремль».
Первые слова повести. Лингвистическая шутка автора. При обратном чтении формант «мерк» подсказывает присутствие в «Кремле» немецкого глагола «merken» («замечать»). В следующих предложениях Веничка говорит, что сколько ни ходил по Москве, а Кремля ни разу не видел, то есть не замечал. И в третий упоминает Кремль, - буква «л», как бы выпадающая из ретроинскрипции, имеет числовое значение 3. Автор при помощи третьего упоминания включает «л» в чтение. Но эта буква оказывается вполне на своем месте, если первые два упоминания Кремля читать как ретроинскрипцию и вместе: в этом случае внутри пары слов обнаружится формант «меркьл» (вероятное предсказание появления на политической сцене Европы видного политического деятеля с фамилией Меркель).
«Выпил для начала стакан зубровки». Стакан зубровки продолжает тему Кремля, к которому Веничка и направился вечером, утром выпив стакан: зубровка была любимым спиртным напитком Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева [2]. Второе назначение зубровки – репрезентация даты того дня, в котором Веничка находится, - 22 сентября 1968 г.: у лексемы «зубровки» конечное числовое значение 4 (с предшествующим значением 13), то же значение у даты 22.09; у лексемы «зубровка» конечное числовое значение 6, то же у годичной даты 1968. Основная маркировка даты поездки в Петушки проведена автором через солнечное затмение, воспринятое Веничкой как наступление ночи при подъезде к Петушкам. В Петушки Веничка должен был приехать в 10 часов 31 минуту. Солнечное затмение 22 сентября 1968 г., наблюдаемое на территории СССР, в Западной Сибири, как полное, в районе Петушков началось в 9 часов 47 минут по Гринвичскому времени (Веничка был представлен директору Британского музея сэру Комби Корму в 12.00 по Гринвичскому времени, хроника революции в Петушинском уезде обрисована Веничкой по Гринвичскому времени), максимальное затмение наступило в 11.00 (в Петушках оно наблюдалось, спустя четыре часа, как неполное, краешек светила был виден) [3].

«А потом - на Каляевской - другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой».
Здесь вновь актуализируется кремлевская тема: эсер Иван Каляев, чьим именем была названа улица, 4 февраля 1905 г. в Кремле бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича, одного из инициаторов расстрела народной демонстрации 9 января того же года в Санкт-Петербурге, и убил его [4]. Кориандровая: народное название зелени кориандра – «кинза»; В. Ерофеев подразумеваемым чтением «кинь за» (за народ) напоминает о революционном смысле поступка Каляева [5].

«А потом я пошел в центр, потому что это у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал».
Курский вокзал – первый в ряду символических образов, образующих метасимвол «СССР», сам по себе нигде не употребляемый (также и «Советский Союз»). В этот ряд входят: Москва, Петушки, Кремль, Русская водка. Отождествление Курского вокзала с Кремлем проведено через дружественную оппозицию вокзала и Кремля-центра в ситуационной формуле (ищу Кремль, попадаю на Курский вокзал), тождестве числовых показателей («Курский  вокзал» и «центр» имеют одно и то же конечное числовое значение, равное 5), атрибутивно-вербальной связке (один из важнейших признаков Кремля – куранты Спасской башни). Родственность вокзала и Петушков обеспечивается присутствием в ойконимах Курск и Петушки лексического обозначения самца и самки одной и той же птицы (независимо от того, участвовали куры и петухи в образовании именований или нет). Курский вокзал и Русская водка: если название вокзала прописать в женском роде в форме «Курская», то станет вполне очевидным, что лексемы «Курская» и «Русская» соотносятся как анаграммы (инонаписания или иноформы друг друга), так же соотносятся лексемы «Курский» - «Русский» (курский вокзал Ерофеева – русский вокзал, так же: русская водка – курская водка). Москва находится в родстве с Курским вокзалом через Русскую водку: как «Москва», так и «Русская» наделены тождественным числовым рядом 2221 (весь числовой ряд у именования «Москва» 472221, весь числовой ряд у «Русская» 142221, буква «я» числового значения не имеет). Именно «Русская» водка, притягивающая к себе с одной стороны родственные между собой Курский вокзал, Кремль и Петушки, а с другой – Москву, является связующим звеном между московско-курским конгломератом и СССР, представляющим собой 2221 в чистом виде. Конечное числовое значение этого ряда 7. В электричке компанию Веничке составили три пары пассажиров, сам он был седьмым.

«И уж, конечно, не потому, что проснулся утром в чьем-то неведомом подъезде (оказывается, сел я вчера на ступеньку в подъезде, по счету снизу сороковую, прижал к сердцу чемоданчик - и так и уснул). Нет, не потому мне обидно. Обидно вот почему: я только что подсчитал, что с улицы Чехова и до этого подъезда я выпил еще на шесть рублей - а что и где я пил? и в какой последовательности? во благо ли себе я пил или во зло? Никто этого не знает, и никогда теперь не узнает. Не знаем же мы вот до сих пор: царь Борис убил царевича Димитрия или же наоборот?»

40 ступеней будут упомянуты еще раз, два упоминания порождают число 80, или 8 (нули в вербально-числовой энигматике факультативны). Полученная восьмерка – в первой проекции - репрезентует день месяца (сентября) накануне поездки в Петушки по «старому» стилю, 21 сентября по «новому» (вторую проекцию см. ниже). В подъезд на неизвестно какой улице Веничка попал с улицы Чехова (нынешней Малой Дмитровки), где выпил охотничьей, что должно было случиться именно на Чехова:  8/21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы, а на Чехова – Малой Дмитровке находился и находится храм Рождества Пресвятой Богородицы (в Путинках), в котором до 1990 г. дрессировали собак и обезьян Цирка на сцене; охотничьи два стакана Венички - напоминание об этих дрессировках. Шесть рублей – маркировка адреса подъезда (см. след. комментарий).

«Что это за подъезд? я до сих пор не имею понятия; но так и надо. Все так. Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян».

Подъезд, в котором Веничка ночевал, снаружи представляет собой целый портал. Это хорошо известный в Москве подъезд Дома писателей в Лаврушинском переулке, построенный в 1930-х годах. До Венички в этом подъезде побывала подруга мастера Маргарита и вела себя там очень шумно [6]. Адрес дома, или переулок, в котором он находится, маркирован Ерофеем по принципу перевернутой эстафеты. Отвечая на вопрос, что это за подъезд, Веничка произносит: «Но так и надо. Все так». У дважды заявленного «так» порядок чисел 312, аналогичный порядок у первого слога именования «Лаврушинский». Ранее Веничка припомнил шесть рублей. У числового ряда 312 конечное числовое значение 6, соответственно, в слове «шесть» воспроизводится формант «Лав», за которым следует формант «ру» [7]. Слова «все так. Все на свете должно происходит медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян» должен был вместе со своим героем произнести бездомный гений, ночующий в подъезде дома для литературных генералов и денщиков.

Cноски и примечания

* Наблюдение Кристиана Пишлёгера: Cristian Pischlоger Поэма Москва – Петушки В. Ерофеева в переводе на немецкий (к вопросу о том, что же такое художественный перевод) //


1. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
2. См. об этом: ru.wikipedia.org/wiki/Зубровка_(напиток)
3. Cм. сведения о затмении: http://xjubier.free.fr/en/site_pages/Solar_Eclipses.html
4. ru.wikipedia.org/wiki/Каляев,_Иван_Платонович
5. ru.wikipedia.org/wiki/Кориандр
6. См. об этом: Сагит Фаизов Вчера тряслась нагая: опыт третий // http://sagitfaizov.livejournal.com/80634.html
7. Дом сегодня учтен под номером 17. Если он в 1968-1969 гг. числился под тем же номером, то вторая проекция 8 ступеней - № 17.
 
Опубликована 28 июля 2014 г.


Рецензии