Художник Эдуард Гороховский

НА СНИМКЕ: Эдуард Семёнович Гороховский (1929 – 2004), выдающийся художник и талантливый публицист, близкий друг Николая Грицюка.

У Эдуарда Гороховского свой путь в искусстве. Он считается классиком московского концептуализма. Николай Грицюк был для него и другом и учителем.

Привожу воспоминания Валентины Эдуардовны Грицюк (из уже упоминавшейся книги Замиры Ибрагимовой):

«Взаимопонимание в искусстве, как с Огибениным, но в свете нового времени, у Коли с Эдиком было полным. Они нуждались друг в друге. Но, как Коля учился у Огибенина и многое почерпнул из дружбы с ним, так и Эдик учился у Коли отношению к искусству, может быть, уже на примере Колиных работ. Коля был нужен и, вызывал несомненный интерес у Эдика, который довольно быстро ушёл из архитектуры и стал оформлять, и с успехом, детские книжки.

Мы дружили семьями. Наши дети Тома с Толиком – души не чаяли в их сыне Жене двумя годами старше Томы. Поэтому, когда мы приезжали на Сухарную, где со временем Гороховские получили квартиру, мы часто, пообедав вместе, отправлялись на прогулки в недалёкий Завьяловский бор. В любое время года…

Эдик и Коля понимали друг друга и ценили это.

В начале 70-х Эдик засобирался в Москву, где он, собственно, и нашёл свой истинный путь.

Позднее Эдик, живя то в Москве, то в Оффенбахе, недалеко от Франкфурта-на майне, издал несколько замечательных книг (у него был ещё и литературный дар). Так вот, в последней из них, подаренной Томе в 2003 году в Москве, носящей название «Рейс №720, Новосибирск – Москва» есть такие строки:

Всему, что я сегодня имею, я обязан, прежде всего, Грицюку. Он заложил в меня какую-то прочную основу отношения к искусству и работе. Я тоже работал немало, но по сравнению с Грицюком, считал себя лентяем и бездельником. Грицюк всегда щедро дарил свои акварели, но мне, я думаю, чаще всего. Где ни бываю, я повсюду пропагандирую Грицюка, ибо убеждён, что его искусство заслуживает самого высокого мирового статуса.» (Москва 2003, Изд-во «Магазин искусства», с.11).

Я благодарна Эдику за его искреннюю любовь и высокую оценку искусства Коли, он всячески его пропагандировал там, где Коле не довелось побывать. А 30 июня 2004 года до нас дошла горькая весть – Эдик умер. Он похоронен в Германии. Но светлая благодарная память о нём осталась у нашей семьи… И у всех, кто знал его в Новосибирске».

Сам Эдуард Гороховский писал о своей жизни в Новосибирске так:

– В Новосибирске появились друзья, люди, которые меня поддержали, помогли адаптироваться и в дальнейшем сыграли в моей жизни большую роль. Это, в первую очередь, Николай Демьянович Грицюк, очаровательный человек и замечательный художник. Встреча с Грицюком, его влияние было плодотворным и сильным. Считаю его своим неофициальным учителем.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/29/488


Рецензии