Композитор Гриша Гоберник

НА СНИМКЕ: Григорий Яковлевич Гоберник, народный артист РСФСР.


О Грише Гобернике, которого мы с Любочкой хорошо знали, я тоже уже писал. Удивительно мягкий человек с доброй улыбкой. Но то, что он дружил с Николаем Грицюком было мне неизвестно. В воспоминаниях Валентины Эдуардовны подчёркиваются удивительные качества обоих друзей.

«В высказывании многих друзей, искусствоведов, даже зрителей часто повторяется мнение, что работы Грицюка «музыкальны». Наверное, это, действительно, так и подкрепляется тем, что Коля часто слушал музыку во время работы. На стареньком рижском приёмнике-проигрывателе почти постоянно крутилась пластинка. Моцарт, Бах, Бетховен, Равель, лютневая музыка… Пластинки в мастерской живы и по сей день.

Маленькое отступление. При переезде из Ленинграда в Новосибирск контейнер перевозил наш скудный багаж: швейная машинка, пружинный матрац, корыто со стиральной доской, несколько чемоданов с одеждой, но главной заботой была сохранность многочисленных драгоценных коробок с пластинками на 78 оборотов. И конечно, книги.

Как Коля выбирал музыку – по настроению ли души или по характеру предполагаемой работы? Трудно сказать. Но любовь к музыке вызвала неслучайное знакомство с новосибирскими композиторами и музыкантами. Это были профессор консерватории Арнольд Муров и дирижёр оперного театра Аллан Жоленц. Его жена Алиса Карловна, вспоминает, что после каждого посещения мастерской Грицюка муж приходил домой очень взволнованный.

Молодой композитор Гриша Гоберник часто приводил заезжих музыкантов. Мне запомнился пианист Алексей Любимов… Список, наверное, можно было бы продолжить….

Однажды прибежал Гриша и сказал, что можно за смешные деньги (150 рублей) купить у одной бабули беккеровский рояль в приличном состоянии.

Предполагаю, что разговор мог быть следующий.

- Кто же играть-то будет?
- Да я, я же – вскричал обрадованный Гриша, чувствуя, что идея, кажется, пройдёт.

Купили, настроили. И часто вечерами Гриша играл, может, и сочинял что-то. Обстановка творческая! И оба были очень довольны таким содружеством, видно, под «живую» музыку вдохновеннее работалось и художнику.

И последняя дружеская дань Гриши Гоберника Коле, самая печальная, но трогательная до слёз... На кладбище, когда хоронили Колю, было море людей. Осталась фотография Бори Лисицкого, запечатлевшего похороны, людей, потрясённых кончиной художника. Я же была в состоянии полного бесчувствия и беспамятства.

И вдруг, уже стоя на коленях у гроба, прощаясь с Колей, целуя его в последний раз, услышала тончайшие, щемящие звуки скрипок. Играли студенты консерватории, которых привёл Гриша…».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/07/29/1793


Рецензии